ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

К группе предложений по цели высказывания относятся. Типы предложений по цели высказывания

27.
Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание!
Предложения различаются по интонации
.

28.
Прочитайте.

29.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

30.
Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание!
В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак
.
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный
, и восклицательный знаки
.

31.
Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32.
Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      – Что ты ищешь там (? !)
      – Нектар (! ?)
      – А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      – Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33.
Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Тема: Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Тип урока
:
урок открытия нового знания.

Цель:
познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:
(объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику предложения по цели высказывания, зависимость цели высказывания от речевой ситуации; уметь определять вид предложения по цели высказывания;

Метапредметные
: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, обрабатывать информацию и представлять в готовом виде;

Личностные:
понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Необходимое оборудование
: компьютер, экран, мультимедийный проектор;

Основные понятия
: синтаксис, цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения

Этапы урока

Ход урока

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I.
Мотивация

(самоопределение)

К учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные
: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные
: осознают познавательную задачу.

Регулятивные
: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Приём «Верю – не верю» (учащиеся соглашаются /не соглашаются с утверждениями, аргументируют свою точку зрения)

Верите ли вы, что фонетика- это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

В предложении всегда есть грамматическая основа?

Главные члены предложения не являются словосочетанием?

Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием?

2. Посмотрите на экран и выполните задание.

Личностные
: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:
задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

III. Введение в тему и формулирование проблемы урока

Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте предложения. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?

Подумайте, от какого слова образовалось слово “высказывание”? (Учащиеся делают предположения).

Назовите однокоренные слова (сказать, рассказать, высказать).

Да, действительно, всё это однокоренные слова с корнем – сказ-.

Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке?

Из ответов учащихся:

Узнать, почему предложения делятся на группы по цели высказывания;

Чем отличаются друг от друга предложения по цели высказывания;

Какие знаки ставятся в конце предложения в зависимости от цели высказывания;

Правильно ставить знаки в конце предложений.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, с какой целью мы высказываем, т.е. произносим, говорим предложения.

Как вы считаете, что такое
интонация
? Посмотрите на экран. Зачем нам нужна интонация?

Личностные
: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные
: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в дополнительных источниках

Регулятивные
: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки
Коммуникативные
: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Физкультминутка

Класс делится на три группы. Каждая группа готовит сообщение по своему виду предложения.

Итак!
Есть три вида предложений по цели высказывания: по
вест
вовательные,
вопрос
ительные по
буд
ительные.

Раз – подняться, потянуться

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо стать.

Личностные
:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные
: планируют(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Регулятивные
:строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

V. Углубление знаний, развитие учебно­языковых и речевых умений

1. Определите вид предложений по цели высказывания.

1) Не переходите улицу на красный сигнал светофора.

2)Улицу надо переходить осторожно.

3)Вы знаете правила дорожного движения?

4)Как обозначается на дороге пешеходный переход?

5)Пешеходный переход обозначают «зеброй».

6)На дороге не отвлекайтесь на разговоры.

2. Упр. № 417, № 418.

3. Самостоятельная работа (задание на экране)

Личностные
: понимают значение знаний для человека

Познавательные:
приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные
: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

VI. Итог урока. Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог урока.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

  1. Выполнение этой работы понравилось (не понравилось), потому что…
  2. Наиболее трудным показалось
  3. Самым интересным было …
  4. Если бы еще раз выполняли эту работу, то бы сделали следующее …
  5. И напоследок о теме урока…

Личностные
: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные:
устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные
: оценивают свою работу

VII. Домашнее задание

Домашнее задание: параграф 51, упр. № 413, 419

Приложение 1

Тест «Виды предложений по цели высказывания»

  1. Назовите все предложения по цели высказывания?

А) Побудительное, восклицательное, отрицательное;
б) Повествовательное, вопросительное, побудительное;
в) Повествовательное, невосклицательное, вопросительное.

2. Каково назначение побудительных предложений?

3. Назовите повествовательное предложение:

A) Сегодня вечером мы идем в кино;
б) Нужно поставить согласную в конце слова?;
в) Хотите чаю?.

4. Какое назначение у вопросительных предложений?

A) Донести информацию;
б) Задать вопрос;
в) Призвать к действию.

5. Назовите побудительное предложение:

A) Давайте не будем забывать наших героев!
б) Какое прекрасное солнышко этим утром!
в) Сколько сейчас стоит обучение в университете?

I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых
Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)
2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.) Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит…
(А. Плещеев)
3) вопросительные, они выражают вопрос Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)
Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)
II. По интонации различают типы предложений:
1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)
2) невосклицательные, по интонации нейтральные: В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:

а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие – для обозначения незаконченности высказывания;

б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;

          1. в середине предложения:

а) многоточие – для обозначения пауз, заминок;

б) восклицательный или вопросительный знак в скобках – для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).

И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)

Знаю… читал… Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)

Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.

I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.

1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись – безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)

I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация

I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.

1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» – оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья – вечные лампады, былой весны

чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Русский язык 4 класс Типы предложений по цели высказывания и по интонации

Цели (три) повествовательное, вопросительное, побудительное Интонация (две) восклицательная и невосклицательная.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С какой целью произнесли, написали? Сообщить что-либо Спросить что-либо Просили или побуждали к действию повествова-тельное вопросительное побудитель ное? ? ! . ! ! .

Что такое звёзды? повествовательное вопросительное побудительное

Назовите все знаки препинания. повествовательное вопросительное побудительное

Как приятно в жаркий день искупаться в бассейне! повествовательное вопросительное побудительное

Низко над морем пронеслась чайка. повествовательное вопросительное побудительное

Кто стучится в дверь ко мне? повествовательное вопросительное побудительное

Мойте руки перед едой! повествовательное вопросительное побудительное

Думай, сынок, а потом говори! повествовательное вопросительное побудительное

Что всего краше на свете? повествовательное вопросительное побудительное

В овраге мы нашли родник. повествовательное вопросительное побудительное

В осеннем парке ветер тихо шуршит листвой. повествовательное вопросительное побудительное

Тест: «Виды предложения по цели высказывания и по интонации»

Какой сегодня чудесный день! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Я показал маленькую лужицу. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Что же теперь говорить об этом?! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Кто открыл окно в сад? Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Продолжать наблюдение! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Приходите сегодня вечером. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Учебник стр.13 Правило Упр 15 . Списать, вставляя зеленой ручкой. После заголовка тоже поставить точку. ЧИСТОТЕЛ.

1. В первом предложении подчеркнуть основу (подлежащее и сказуемое) 2. Стебелёк, муравейника разобрать по составу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы предложений по цели высказывания и по интонации

Презентация состоит из блоков-заданий, способствующих отработке навыков определения тиа предложения по цели высказывания и интонации….

Конспект открытого урока в 3 классе на тему “Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации”…

Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания
традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных
предложений – сообщение
об определённых явлениях действительности (иногда – вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление – с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла… (А. Пушкин).

Основное назначение вопросительных
предложений – получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой
и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли
и др.): 1) Видите на том бе­регу дом и сад? (А. Чехов);
2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин);
3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в ча­стности – в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов)
(= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин)
(Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

Назначение побудительных
предложений – побуждение
к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разно­видностей (в зависимости от того, что выражается в предло­жении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава).
Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов);
2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли… (А. Чехов)
– и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний – совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак)
имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя?
[спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов)
также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное
предложение).

Ссылка на основную публикацию
Похожее