Конспект занятия во второй младшей группе фэмп «в гости к зайчику. Фэмп во второй младшей группе
Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.
Задачи на формирование элементарных математических понятий во второй младшей группе и приёмы их осуществления
Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).
Задачи формирования элементарных математических представлений
Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:
- Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же – большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача – отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).
- Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.
- Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку – это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.
- Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами – кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.
Также у малышей должны быть сформированы навыки:
- Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.
- Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.
Фотогалерея: математические понятия и навыки, которые должны освоить воспитанники второй младшей группы за год обучения
Малыши должны узнавать круг, квадрат и треугольник независимо от их цвета и размера
Одна из задач обучения в младшем дошкольном возрасте – знакомство с понятием количества
Воспитанники второй младшей группы осваивают понятие величины
Во второй младшей группе малыши учатся ориентироваться в пространстве относительно себя
Дети 4-го года жизни знакомятся с понятием «части суток»
Фотогалерея: задания на ориентировку в пространстве
«Кто где находится?»
«Что слева, что справа?»
«Кто под стульчиком, кто на стульчике?»
«Кто на берегу, а кто в воде?»
«Кто перед домиком, кто в домике?»
Фотогалерея: задания на формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий»
Овечка большая, а ягнёнок маленький
Кот большой, а мышка маленькая
Кот большой, а котёнок маленький
Карандаши разной длины
Сравнение лент по длине
Пример картинок для сериации по величине
Картинки для сериаций по размеру «Замочки и ключи»
При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.
Приёмы формирования математических представлений
- Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.
- Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу – помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму.
- Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной – воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).
- Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения.
Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меняя в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления). - Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности.
Недопустимо, чтобы в течение всего занятия дети сидели за столами. Они обязательно должны подвигаться, какое-то задание можно выполнить на ковре. Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу. - Каждое новое свойство и понятие педагог закрепляет с помощью точного слова. Причём проговаривать его следует не спеша, с выделительной интонацией. Малыши хором повторяют слово за воспитателем (несколько дошкольников могут сделать это индивидуально по просьбе педагога). Как показывает практика, наибольшие трудности для малышей представляет употребление в речи союзов «а», «и», которые отражают математические отношения.
Вначале педагог помогает ребятам наводящими вопросами, а после этого просит обобщить рассказ (Сколько белочек? Сколько шишек? А теперь скажи о белочках и шишках). Если же ребёнок затрудняется с ответом, то можно начать фразу, а он её уже закончит. - В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.
Фотогалерея: приёмы обучения, необходимые при работе с малышами
Смена деятельности – обязательный приём для работы с детьми второй младшей группы
Привлечь внимание дошкольников поможет игровой компонент, например, появление необычного героя на занятии
Педагог должен предоставить малышам максимум наглядного материала
Мотивация познавательной деятельности детей (рассматривание картинок, беседы, игры)
Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.
Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.
К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.
Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики
Другой вариант мотивации – в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята – сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.
Ещё один вариант начала занятия – слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные – котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).
Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки
Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия.
К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде – педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.
Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далёко, далёко
Ребят он повёз.Приехали в лес,
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять.Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан
Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде
Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте (формы работы, структура)
Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.
Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:
- Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин).
- Основная организационно-поисковая часть (10 мин).
- Заключительная часть (2 мин).
В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику – это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).
Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия
Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за
состоянием и
поведением детей – ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.
На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте – коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.
Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность
Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.
Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание.
К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же – более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.
Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.
Варианты тем, временной план занятий
Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.
Таблица: тематическое планирование по ФЭМП воспитателя второй младшей группы Л.В. Полетаевой
Таблица: фрагменты конспектов занятий по математике во второй младшей группе
Особенности проведения открытого занятия в соответствии с ФГОС
Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей.
Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.
В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются – это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.
Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми.
В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.
Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии.
В этом случае им не будет интересно – и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.
Таблица: фрагмент сценария открытого занятия на сказочную тематику «Стоит в поле теремок» воспитателя Т. Б. Чернец
Видео: открытый просмотр по ФЭМП во второй младшей группе
https://youtube.com/watch?v=NpcrlpdrxwI Video can’t be loaded: Детский сад «Бакыт-Актау», Открытое занятие в младшей группе «Мишутка» (https://youtube.com/watch?v=NpcrlpdrxwI)
Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка – взрослый и зайчик – его роль исполняет воспитанник группы).
Как провести с малышами анализ занятия
Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным.
В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).
Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).
Приведём примерные пункты такого плана.
- Уровень развития дошкольников, их поведение и атмосфера в коллективе (соответствует возрасту, все дети были активны, хорошая дисциплина, взаимоотношения детей дружеские).
- Оценка содержания и структуры НОД (занятие не затянуто, дети усвоили материал и при этом не устали, материал изложен последовательно, все этапы взаимосвязаны).
- Подбор дидактического материала (наглядность и раздаточные пособия соответствуют теме занятия, дидактический материал выразительный и интересный).
Картотека занимательного материала (загадки, задачи, стихи, считалки математического содержания)
Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал – загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).
Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.
Математические загадки для второй младшей группы
- У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
- Много рук, нога – одна (дерево).
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
- Есть у каждого лица два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора (глаза). - Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
- У него два колеса и седло на раме,
две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед). - Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (коньки). - Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
- Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
- У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня (светофор). - Четыре ноги, а ходить не может (стол).
- Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
- Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка). - Пять братцев в одном домике живут (варежка.)
Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.
- Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
Кто же я такой, друзья? (Круг) - Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат) - Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
Стихотворения с математическим содержанием
К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить – подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:
- На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная… (юла). - Овальная лягушка,
Но вовсе не зверушка,
А овощ-молодец –
Зелёный… (огурец.) - Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно круглое оконце
В небесах сверкает… (солнце.)
Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:
- Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик. - Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок. - На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два». - Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дёрнули за гири…
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Математические считалки
Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:
- Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал. - Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять. - Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать –
Начинай считать опять. - Один, два, три, четыре.
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
Один, два, три, четыре, пять –
Всех начну считать опять.
Досуг и развлечение по математике
Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными – больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.
Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).
Задача педагога – продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.
Яркий игровой персонаж – обязательная составляющая математического досуга в ДОУ
Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга – развлекательная.
Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.
Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.
Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.
Таблица: фрагмент конспекта математического развлечения во второй младшей группе
Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе
Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное – поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста.
Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.
Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль – разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.
Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.
- Роль дидактической игры при обучении детей второй младшей группы математическим понятиям.
- Развитие мелкой моторики на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе.
- Математические сказки для воспитанников второй младшей группы.
- Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении младших дошкольников математике.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.
Цели:
- Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько? » словами один, много, ни одного.
- Закреплять понятия «большой», «маленький» и сравнивать и подбирать предметы по величине.
- Развивать ориентировку в пространстве и на себе.
Образовательные задачи
- продолжать учить детей слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного),о величине предметов (большой-маленький);
- закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
- Развивать речь, наблюдательность. Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы:
Оборудование: мягкая игрушка Мышонок из сказки С. Маршака. Большая и маленькая картонные рамки в виде замка и набор вкладышей – ключи разноцветные. Большие и маленькие разноцветные круги. Две куклы, одежда – разных размеров.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию
Введения сказочного героя умного мышонка из сказки Маршака «Сказка об умном мышонке»
Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?
Маленький рост
Длинный хвост
Собирает крошки
Прячется от кошки.
Мышонок говорит о том, что пришел к детям, потому что знает: они такие же умные, как и он.
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Подбери ключ к замку (на ковре)
Воспитатель:
Ребята что- то наш Мышонок грустный. Мышонок, почему ты такой грустный?
Ребята он говорит, что у него потерялся ключ от волшебной двери. Его надо найти, подобрать. Давайте их рассмотрим: — Егор, какие ключи по величине (больше и маленькие), а замки какие? Какого цвета ключи?
Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)
Посмотрите, какой это замок? (большой)
А этот замок, какой? (маленький)
Ребята, а ключи какие? (маленькие, одинаковые, много),
А большие ключи вы нашли?
Правильно, ни одного большого ключа
Красный ключ, к какому замку подошел, а зеленый?
Вот мы и помогли Мышонку открыть двери: к большому замку подошел маленький красный ключ, а к маленькому замку тоже маленький ключ. Ключи все одинаковые. Мышонок доволен, он улыбается.
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
Ребята, Мышонок говорит, что у него в сказке даже пальцы на руках у детей становятся волшебными, и он предлагает поиграть с пальчиками:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел. (большой палец руки поочередно соединяется с остальными в соответствии с текстом) 2-3 раза.
Игра-занятие «Две куклы»
В гости к нам ребята, пришли куклы Даша и Маша. Они услышали, что дети помогли Мышонку открыть замки. Тоже просят помочь им подобрать пальто по размеру. Поможем, ребята?
Правильно, ребята, кукла Даша выше куклы Маши. Значит, для Даши одежда должна быть большая, а для Маши маленькая.
Какая одежда у Даши? А у Маши?
Предлагаю, ребята, сделать для Мышонка подарок – коврик. Выберите маленькие круги разного цвета, и выложите на большом круге.
Какие круги, и каким цветом выбрала Соня, а Валерия, Алиса?
Каким цветом у нас большой круг Родион? Сколько у нас больших кругов?
Сколько у нас маленьких кругов Елисей?
Сколько маленьких кругов осталось у нас?
Правильно, ни одного.
Ребята, мышонок предлагает нам поиграть в игру « Бегите ко мне». Мышонок хочет посмотреть, какие вы внимательные, и будет стоять в разных местах. Вы должны увидеть, где Мышонок стоит, прибежать туда.
Вам понравилось играть с Мышонком?
Ребята, давайте попрощаемся с Мышонком.
Какая игра понравилась Матвею, Соне?
Мне тоже понравилось, как вы помогали Мышонку.
Конспект занятия по математике
Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП «Поможем Маше»
Шарафеева В.М., воспитатель МАДОУ д/с №106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ
Тема:
«Поможем Маше»
Возрастная группа:
вторая младшая
Программное содержание:
Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый)
. Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много, поровну, столько же)
. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный)
, путем наложения. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги обозначая: верхняя – нижняя полоска. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, коммуникативность.
Интегрирование образовательных областей:
познание, физическая культура, художественное творчество, здоровье, коммуникация.
Индивидуальная работа:
У Артура и Айдара закреплять понятия «короткий», «длинный».
Словарная работа:
геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, цвет, короткий, длинный, один, много, поровну, столько же.
Оборудование и материалы:
Конверт, из картона – ежи, яблочки, ключики, сундучок, карандаши, геометрические фигуры, мягкая игрушка – ежик.
Предварительная работа с детьми:
Подготовка материала к занятию.
Ход НОД:
Организационный момент «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, когда я шла в детский сад я попала к волшебнице. Но чтобы мне вернуться в детский сад я должна выполнить задания волшебнице. Помогите мне, пожалуйста! И помните, что после каждого задания вы должны взять ключик. Высылаю вам конверт с заданиями. (Стук в дверь, заносят конверт)
Воспитатель: Ребята, посмотрите от кого конверт? Кому сегодня мы будем помогать?
Дети:
Маши.
Воспитатель:
Ну, что ребята, поможем Машеньке?
Дети:
Да
(Открываем конверт)
Воспитатель:
А, здесь загадка, попробуем отгадать?
Дети:
Да
Вместо шубки лишь иголки,
Не страшны ему и волки,
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…
Дети:
Ежик.
Воспитатель:
Ой, посмотрите и правда к нам в гости пришел ежик, да не один, а с друзьями! А чем ежики питаются?
Дети:
Яблоки.
Воспитатель:
Ребята, угостим ежиков яблоками?
Дети:
Да
Воспитатель:
Посмотрите на столе лежат карточки.
Воспитатель:
Ребята покажите на карточки верхнюю полоску, а теперь покажите нижнюю полоску.
Разложите на верхнюю полоску ежиков.
(Уточнить у детей, метод раскладывания на полоску: слева на права)
Воспитатель:
Сколько ежиков мы разложили?
Дети:
Много
Воспитатель:
А, теперь на нижнюю полоску разложите яблоки для каждого ежика.
Воспитатель:
Сколько яблок мы разложили?
Дети:
Много
Воспитатель:
Посмотрите одинаковое количество ежиков и яблок?
Дети:
Да
Воспитатель:
А, как по другому, сказать? Ежиков и яблок
Дети:
Поровну и т.д.
Воспитатель:
Дети:
Разложили ежиков и яблок поровну.
Воспитатель:
С заданием мы справились и за это получаем ключик. Молодцы!
Воспитатель:
А, теперь ребята нам нужно выполнить самое трудное задание.
Воспитатель:
Маша нечаянно рассыпала карандаши, и они все перепутались.
Помогите Маши собрать карандаши в стаканчики. (Уточнить какой карандаш короткий, какой длинный, способом наложения)
В красный – длинный, в зеленый – короткий.
Воспитатель:
Что, ребята мы сейчас сделали.
Дети:
Расставили карандаши в стаканчики.
Воспитатель:
Молодцы!
Воспитатель:
Вот и ключик у нас еще один появился.
Воспитатель:
Ребятки, покажите свои красивые глазки! Чтото глазки у вас не блестят и грустные, сделаем разминку?
Дети:
Да
Физминутка
Ежик выбился из сил,
Яблоки, грибы носил,
Мы потрем ему бока,
Чтобы их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнуть немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка,
Еж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
Воспитатель:
Ну, вот и здорово, теперь мы снова, можем Маше помогать.
Воспитатель:
Ребята, следующее задание, что то, ничего не пойму! А поняла, ежик побежал и все карточки перепутал. Поможем Маши выполнить задания.
Игра «Разрезные Фигуры»
Воспитатель:
Что то, еще в конверте! Какие, то знаки! Кто знает, что они обозначают?
Дети:
Красный знак – девочки, синий – мальчики
Воспитатель:
Правильно, ребята! За этим столом работают девочки, а за этим мальчики.
Воспитатель:
Нужно собрать картинку и вы увидите, что у вас получилось!
Воспитатель:
Что же у вас ребята получилось?
Дети:
Фигуры.
Воспитатель:
Уточняет у детей у кого, какая фигура получилась.
Воспитатель:
Ребята, что мы сейчас сделали?
Дети:
Собрали фигуры.
Воспитатель:
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Дети:
Да
Воспитатель:
Помните, что Маша просила вас забирать ключик после задания. Где же он?
(Дети ищут ключ)
Воспитатель:
А вот и ключик! Ребята посмотрите, сколько у нас ключиков?
Дети:
Много
Воспитатель:
Ребята, на ключиках изображены знаки и фигуры. Какие?
Дети:
треугольник, цветочек, звездочка, круг.
Воспитатель:
От чего эти ключики?
Дети:
От замков
Воспитатель:
Давайте, попробуем открыть замочки!
Воспитатель:
«Чтобы открыть замочек, нужно правильно подобрать ключик к замочку»
Воспитатель:
А сейчас проверим, смогли мы открыть замочки?
Дети:
Да
Воспитатель:
Что изображено на замочке и ключике?
Дети:
Круг
Послание от Маши:
Ребята, какие вы молодцы, вы мне очень помогли, спасибо вам большое, сама приеду позже.
Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.
Тема
: «Один, много, ни одного»
Цель:
Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи:
Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы:
корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.
Ход занятия.
Сюрпризный момент:
Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.
Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…
Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки
Где же мед? выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка – не найдет. ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям
Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.
Воспитатель:
А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
– Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
– Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
– Возьму один листик. У меня один желтый листик.
– Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
– Сколько было листиков в корзинке? Много.
– А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.
Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.
Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) – Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.
П/И «Собери листики»
– Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.
Игра “Поезд”.
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.
– Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.
– Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
– Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).
На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
– Ребята кто к нам приходил в гости?
– Что мы делали?
– Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.
После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка
Занятие 1
Программное содержание
Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине.
Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Демонстрационный материал
. Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок.
Методические указания
I часть
. Колобок показывает детям два клубочка и спрашивает: «Что это? Какого цвета клубочки? Что можно сказать о величине клубочков?»
Колобок предлагает детям пойти за клубочками и посмотреть, куда они приведут. С большим клубочком дети попадают в физкультурный зал. «Что интересного вы здесь видите? — спрашивает воспитатель. — Каких предметов здесь много, во что могут поиграть все дети? Каких предметов по одному, во что может поиграть только колобок?»
С маленьким клубочком дети попадают в… (по усмотрению воспитателя) и отвечают на аналогичные вопросы.
Воспитатель предлагает размотать клубочки и сравнить шнурочки по длине: «Найдите и покажите длинный шнурочек. Найдите и покажите короткий шнурочек. Что можно сказать о длине красного шнурочка по сравнению с синим шнурочком? Что можно сказать о длине синего шнурочка по сравнению с красным шнурочком?»
Воспитатель обобщает ответы детей, подчеркивает, что из длинной ниточки можно смотать большой клубок, а из короткой — маленький клубочек.
II часть. Игра «Карусели».
Дети берутся за шнуры и образуют две «карусели»: большую и маленькую. «Карусели» движутся под музыку.
Занятие 2
Программное содержание
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал
. Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур.
Раздаточный материал.
Карандаши разных цветов (длина—10 см и 20 см); круги (диаметр 7—8 см), квадраты (длина стороны 7—8 см).
Методические указания
I часть.
Со словами «серенькая кошечка села на окошечко» воспитатель вносит кошку и сажает ее на подоконник. Вместе с ней дети смотрят в окно и отвечают на вопросы воспитателя: «Что вы видите на улице? Каких предметов много на улице? Каких предметов по одному?»
II часть.
Воспитатель предлагает детям взять зеленые и желтые карандаши и сравнить их по длине. Уточняет способы сравнения предметов (наложением или приложением) и просит провести рукой вдоль карандашей, показывая и называя их длину: «Что можно сказать о длине зеленого карандаша? Что можно сказать о длине желтого карандаша? Поставьте карандаши в стаканчики: в большой —длинный карандаш, в маленький —короткий карандаш».
III часть.
Подвижная игра «Найди свой домик».
На ковре лежат круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, —к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры.
В конце занятия все вместе поют песенку для кошки.
Занятие 3
Программное содержание
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал
. Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.
Раздаточный материал
. Однополосные карточки с изображениями 3-4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах—по 3—4 шапочки-ве- дерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.
Методические указания
I часть.
Воспитатель. К нам в гости пришел снеговик и принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд.
Ребенок расставляет ведерки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведерко, еще одно…»
Воспитатель.
Сколько ведерок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.
Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий.
Воспитатель.
Сколько совочков ты положил? (Много.) В каждом ведерке есть совочек? По сколько у нас ведерок и совочков? (По много.) Правильно, по много, а можно сказать поровну.
II часть
. Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков.
Воспитатель
. Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведерок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведерко.
Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию.
Воспитатель.
Сколько шапочек-ведерок? (Много.) У каждого снеговика есть шапочка? Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.)
III часть.
Игровое упражнение «Найдем потерявшуюся варежку».
В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздает детям варежки, но только на одну руку. Дети определяют, на какую руку у них уже есть варежка, и подбирают варежку на другую руку (они лежат на столе у воспитателя). Правильность выполнения задания дети проверяют путем непосредственного прикладывания руки к варежке.
Занятие 4
Программное содержание
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько —сколько.
Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный —короткий, длиннее —короче.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Два шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла.
Раздаточный материал
. Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.
Методические указания
I часть
. Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».
Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает: «Какого цвета шарфики? Как нужно разложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или разной?»
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики. («Что можно сказать о длине шарфиков?») При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит, чтобы дети, показывая длину («Покажите длинный (короткий) шарфик»), проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца.
После сравнения шарфиков воспитатель выясняет: «Какой шарфик мы завяжем кукле: длинный или короткий?»
II часть.
Воспитатель обращает внимание детей на веточки, которые лежат на подносах: «Что это? (Веточки.) Что можно сказать о длине веточек? Сравните их. Покажите длинную (короткую) веточку. Посадите на короткую веточку одну птичку. Сколько птичек вы посадили на короткую веточку? На длинную веточку посадите много птичек. Сколько птичек вы посадили на длинную веточку?»
Воспитатель обобщает ответы детей.
III часть.
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
Дети встают в два ряда напротив друг друга. Каждый ребенок делает себе гнездышко из шнура, расположив его в форме круга. Под музыку ребята имитируют движения птичек.
По окончании музыки, на слова: «Погода испортилась, начинается дождик», дети прячутся —каждый в своем гнездышке. Воспитатель комментирует: «В этом гнездышке одна птичка, в этом тоже одна…» Затем просит детей сравнить количество птичек и гнездышек: «Сколько гнездышек? Сколько птичек? Что можно сказать о количестве птичек и гнездышек?» (Поровну.)
Игра повторяется несколько раз.