Рыцарь 12 века. Рыцари – мир средневековья
Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.
Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.
Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.
Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.
Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.
Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.
На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.
Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов – пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.
Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.
Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10) |
Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.
Рыцарь – тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых . Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса , стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств , а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых – увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.
К рыцарям обращаются «сир
» (англ. ser
) . Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, – и герб . Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов – рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами .
В средневековой культуре рыцарство – не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство – как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл , Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона , мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам. Так сказал Мартин
История и распространение рыцарства
Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma
Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами . Согласно летописям Долины Аррен – первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои – например, Артис Аррен – носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов .
За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых . На землях Вольных городов рыцари – эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, – занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену , а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров , воюя то за Лис , то за Тирош . В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей .
Качества рыцаря
Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle
Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.
Рыцарь должен:
В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени – только подходили и гладили .
Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля – славная смерть для рыцаря .
Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе . Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин . Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч – рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы . Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения .
Клятва своей рыцарской честью священна , слово рыцаря многого стоит . Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам . Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник
Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться . Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь ; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора . Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания . Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря .
Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры» . Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры .
Пажи и оруженосцы
Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin
Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью – дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи
(англ. page
) и виночерпии
(англ. cup-bearer
), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли , а Мерретт Фрей – в замке Крейкхоллов . Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу – сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью , ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.
Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну – к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет – он становится оруженосцем
(англ. squire
) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем . Напротив, Арлан Пеннитри , даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда – меньше» .
Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию , хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше – Джейме Ланнистер , например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни .
Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри , могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем – посвятить в рыцари . Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов – например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея , а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода – Льюиса Пайпера , Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона . Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда – как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла – она обращается в гомосексуальную связь .
Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет , и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины . Такие люди не становятся рыцарями никогда – часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим .
…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом. Так сказал Мартин
Посвящение в рыцари
Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin
Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари . Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный , будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк , будучи лордом, но не будучи рыцарем – нет .
Обычный способ стать рыцарем – с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя . Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» – во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти .
Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь – как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии , принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу , но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна ; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном . Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен . Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной – больше шестисот человек – были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии : Бейлоном Сванном , Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком , хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей .
Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:
Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата – это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря – это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит. Так сказал Мартин
Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда . Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями . Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры – безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей . Однако Берик Дондаррион , руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд – Братство без Знамён – от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов .
Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)
Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога – Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора , в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти .
Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых , семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон , что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона . Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями
.
В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых . Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты .
– Раймун из дома Фоссовеев, – начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, – именем Воителя обязую тебя быть храбрым. – Меч лёг на левое плечо. – Именем Отца обязую тебя быть справедливым. – Снова на правое. – Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. – Левое плечо. – Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… Межевой рыцарь
Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну» . Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и – с куда меньшей вероятностью – обет во имя седьмого божьего лика – Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.
Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили
Битва за историю не останавливается не на секунду. Но, в отличии от выдуманного Индианы Джонса, настоящие историки похожи скорее на экспертов из детективных сериалов.
Не в том смысле что сексуальные и постоянно пьют кофе, а в том что постоянно возятся со всяким мусором. Источники сложные. Вот пример описания 1170-х годов, оставленного Арно Гиламом де Марсаном:
«У рыцаря должна быть хорошая лошадь. Она должна уметь быстро передвигаться и выдерживать вес всадника вместе с доспехами и оружием – кольчугой, копьем и мечом. Седло, уздечка и нагрудная перевязь должны быть ей впору. Накидка не седле должна иметь ту же эмблему, что и само седло, и быть того цвета. Флажок на копье должен быть одного цвета с эмблемой на седле и накидке. У рыцаря всегда должна быть наготове вьючная лошадь для перевозки вооружения и доспехов. Оруженосцы, готовые оказать необходимую помощь, должны находиться неподалеку».
Остальные – изображения, орнаменты, статуэткм – часто не блещут правдоподобностью, и детальностью. Вся надежда на археологические находки. К счастью они есть. Ну а теперь короткая выжимка из десятков лет кропотливого труда:
1 Германский рыцарь XI века На рыцаре кольчуга старого образца с разрезами по бокам. Такие кольчуги носили в Германии более двух веков подряд. Кавалеристы носили кольчуги с разрезами спереди и сзади, а этот рыцарь – пехотинец. На голове у рыцаря шлем старого образца (так называемый, «шпенгельхельм»), у которого пластины приклепаны к рамке из железных полос. Назальная пластина у шлема отсутствует. Низ кольчужной шапочки не защищает шею спереди. Щит скопирован с рисунков того времени. Считается, что именно такие щиты были у германских рыцарей XI века, хотя археологам не удалось найти ни одного сохранившегося экземпляра.
2 Богемский пехотинец XI века Пехотинцы многих европейских стран отличались от рыцарей и наемников тем, что не носили почти никаких доспехов. Однако, у этого пехотинца мы видим шлем с назальной пластиной, защищающей от рубящего удара меча. Он отлит из единого куска металла. Заклепки по краю щлема предназначены для прикрепления кожаного или холщевого ободка на мягкой подкладке. Щит-«коршун», который мы видим у воина, вошел в употребление в XI веке, как у пехотинцев, так и у кавалеристов.
3 Польский тяжелый кавалерист XI века Поляки много раз сталкивались с германцами, так как находились под постоянной угрозой агрессивной политики императоров. На этом воине мы видим железные чешуйчатые доспехи. В руках у него щит, покрытый кусками кожи. Его позолоченный шлем спереди украшен декоративными пластинками. К седлу привязан короткий топор.
1. Германский рыцарь первой половины XII века Шлем рыцаря имеет заостренную и загнутую вперед верхушку типичную для того времени. Рукава кольчуги доходят до запястья. Однако, в отличие от большинства своих современников, у этого воина нет ножных доспехов. Пояс для ношения меча закрепляли на талии следующим образом: его раздвоенный конец просовывали в прорези на противоположном конце и завязывали на узел. Это способ ношения пояса был распространен в Германии повсеместно как в XII, так и в XIII веке.
2 Пехотинец из Лотарингии, первая половина XII века На воине надета короткая кольчуга с рукавами, доходящими лишь до локтя. В руках у воина круглый щит, на котором перекрещивающиеся ремни заменили металлическую планку для захвата, характерную для предыдущих образцов. Несмотря на повсеместное распространение щита-«коршуна», у пехотинцев тоже часто можно было видеть круглый щит.
3. Пехотинец из Вероны, 1139 год Этот городской пехотинец одет в кольчугу. Его облачение имеет некоторые черты итальянского стиля: верхушка шлема наклонена вперед, нижняя часть шлема вытянута для лучшей защиты затылка. Щит воина достаточно длинный, нижний конец имеет прямоугольную форму. Это одна из разновидностей итальянского щита, которую помимо итальянцев использовали лишь некоторые воины-мусульмане. Облачение этого воина качеством не хуже рыцарского. Лишь кольчужные поножи, надетые только на левую ногу, говорят о том, что перед нами тяжелый пехотинец, который во время боя поворачивался к противнику именно левой стороной.
1. Рыцарь-«министериал» Вольфрам фон Эшенбах Рыцарь Вольфрам фон Эшенбах происходил из семьи баварских рыцарей-«министериалов». Расширенные висячие рукава и «V»-образный вырез его сюрко можно встретить на многих изображениях того времени. Германские мастера часто делали на детали вертикальные желобки, укреплявшие металлическую конструкцию. Делали они это сознательно или выдавливали выемки просто для украшения, нам неизвестно. Лицо рыцаря полностью закрывает маска, приклепанная к надлобному краю шлема. Наверху шлема мы видим украшение в виде флажка с родовым гербом Эшенбахов. Исследователи не смогли точно установить, что было изображено на этом гербе: топор или цветочный горшок. Тело лошади защищает стеганая попона. Точки в углах стеганых ромбов, вероятно, являются заклепками.
2. Германский рыцарь 1200 года Изображение этого рыцаря скопировано с рисунка в рукописи «Энеида». Рукав кольчуги настолько длинный, что закрывает руку, образуя нечто вроде варежки. Ко внутренней части рукава, прилегающей к ладони, пришивали кусок ткани или кожи для облегчения захвата. На голове у рыцаря необычной формы кольчужный капюшон с прорезями для глаз, по-видимому, являющийся частью кольчуги, надеваемой под сюрко. В рукописи нет описания того, каким образом одевали подобное облачение. Возможно, кольчуга имела спереди удлиненный клапан, но он обычно закрывал лишь рот. Кажется, некоторые из таких клапанов привязывались шнурками у висков. Именно такой вариант показан на этом рисунке. В руках у воина широкий щит, распространенный среди германских рыцарей. На сюрко находится такое же изображение герба, как и на щите. Меч свисает с перевязи на запястье. Это достаточно редкий способ ношения меча. Чаще так носили булаву.
3. Лучник из Тюрингии, 1200 год У лучника нет никаких доспехов, кроме шляпы в виде котелка. Его оружие по размерам близко к большому луку. Колчан для стрел в форме колпака напоминает колчаны конных лучников- мусульман, а также колчаны восточно-европейских воинов. Головки стрел полукруглой формы. Вероятно, на лучниках Тюрингии сказывалась близость славянских границ и оказывали влияние военные традиции славян.
1. Савойский рыцарь, 1225 год Воин из королевства Арле, являвшегося частью империи Германии. В руках у воина одна из ранних моделей шлема с маской для лица. Этот шлем надевали поверх шапочки на мягкой подкладке и кольчужного капюшона и завязывали ремешками под подбородок. В наколенниках из твердой кожи делали дырочки по краям и пришивали к рейтузам. В руках у рыцаря типичный для германского воина щит, по форме близкий к треугольному.
2. Пехотинец из Арле, 1220 год На этом воине надета длинная кольчуга. На голове у него отдельная кольчужная шапочка с прямоугольной нагрудной частью. Такая форма отлетного клапана кольчужной шапочки была типичной для германских воинов. Она свидетельствует о германском влиянии, имевшем место на территории, все больше подпадавшей под власть Франции. Ношение шапочки отдельно от кольчуги было нехарактерно для того времени. Шлем воина состоит, вероятно, из двух половинок, а декоративная полоска посередине закрывает место из соединения. Однако, это лишь предположение. Шлем также мог быть изготовлен из одного куска металла. В руках у воина щит-«коршун» старого образца.
3. Граф Людовик Луз, 1216 год Рисунок скопирован с изображения на графской печати, где граф изображен в сюрко с жесткой плечевой вставкой. Чередующиеся красные и желтые полосы на сюрко и лошадиной попоне являются цветами родового герба. В данном случае попона закрывает лишь голову и переднюю часть туловища лошади. Такие «половинчатые» попоны встречались нечасто. На подлинной печати шлем изображен с украшением наверху. Но из-за порчи оригинала форма украшения не сохранилась.
1. Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.
2. Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.
3. Конный арбалетчик второй половины XIII века У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.
4. Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.
Европейские рыцари XII-XIV вв. выработали своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись не только на низших ступенях феодальной лестницы. Графы, герцоги, короли тоже считали себя рыцарями, а значит готовы были соблюдать кодекс рыцарской чести. Создав особые правила поведения, сеньоры как бы стремились отгородиться от простолюдинов, подчеркнуть свое отличие от «мужланов».
Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь – защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка – позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто много ниже его по общественному положению. Обнажить рыцарский меч против черни считалось позором. Скупость – качество, недостойное рыцаря. На самом деле, конечно, далеко не все рыцари и отнюдь не всегда следовали правилам столь «благородного» поведения. Тем не менее возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.
Культ прекрасной дамы
Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Свое сердечное отношение к даме рыцарь часто выражал в словах, относящихся к процедуре получения феода. Он называл свою даму сеньором, считал себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. В служении прекрасной даме часто было куда меньше подлинного чувства, чем изящной придворной игры, обычая, которому полагалось следовать как «настоящему» рыцарю, так и «благородной» даме. Истинный рыцарь должен был обладать важным качеством – куртуазностью (от слова court – двор). Это – светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой… Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно – он мог лишиться всеобщего уважения.
Турниры
Соревнования, в том числе и поединки, были излюбленными развлечениями в средние века. Рыцари делали из них красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве – турнир собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разумеется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Он был бы безмерно счастлив уже от одной ее благосклонной улыбки…
Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но порой схватка становилась более разнообразной и опасной. Тяжелые железные латы, шлем с забралом и щит хорошо защищали рыцарей от серьезных травм не только на турнирах, но и в настоящем бою – потери рыцарского войска в сражениях были невелики. Но бывало, что и на турнирах происходили несчастные случаи. Так, в XVI в. французский король Генрих II на турнире во время свадьбы своей дочери получил жестокую рану, от которой вскоре и умер. Копье противника сломалось, ударившись в шлем короля, и осколки его сквозь щели в забрале пронзили глаз и лоб Генриха.
Гербы
Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их многочисленных обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал бы его боевой щит, знамя, ворота замка, печать… Сначала гербы были простыми, но со временем на них появлялось все больше сложных фигур. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов – геральдика. Прочитать по гербу можно порой очень много: узнать не только, кто хозяин, но и чем были известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе и духовные лица, и города, и отдельные горожане. Появились также гербы государств.
Замок
На первых порах рыцари жили в укрепленных домах, не слишком отличавшихся от жилищ их крестьян. Затем они стали строить крепкие каменные замки – обычно на какой-нибудь возвышенности, куда не так-то легко было добраться возможному врагу. Такие каменные замки покрыли всю Западную Европу. Только во Франции их было около 40 тысяч. К обороне эти твердыни были приспособлены неплохо: здесь были рвы, подъемные мосты, по нескольку колец укреплений, множество прочих неприятных сюрпризов для нападающих. Поэтому, как правило, взять замки можно было либо напав врасплох, либо хитростью, либо изнурительной осадой, либо из-за измены.
Но для уютной жизни замки годились плохо, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением. Редко когда удавалось сделать достаточно глубокие колодцы – ведь замки строились в основном на высоких холмах. Приходилось либо довольствоваться цистернами с дождевой водой, либо возить воду снизу. Снизу приходилось доставлять и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Так что порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры вновь стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовать только в случае опасности.
Не для того ли, чтобы разогнать тоску, в сырых и темных каменных громадах, где в долгие зимние ночи не могли рассеять мрак ни отсветы огня в камине, ни пламя факелов, были придуманы изящные обычаи придворной жизни?
Едва ли не самым важным из придворных праздников было принятие юношей в рыцарское сословие. Успешно прошедшие трудные испытания и показавшие себя достойными получали меч из рук короля или другого знатного сеньора. Часто король слегка ударял мечом плашмя по плечу юноши – это было знаком возведения его в рыцари.
Певцы доблести и любви
На всех придворных празднествах желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины – шпильманы и жонглёры (последние не имели ничего общего с современными цирковыми жонглерами), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (очень приблизительный перевод – слагающие стихи). Трубадуры – авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, но еще больше, конечно же, любви. Любовь трубадура, как правило, неразделенная. Трубадур страдает, испытывая мучения, на которые его обрекает суровая красавица. Но он верен ей до последнего вздоха. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс – герцогиня Аквитанская Альенора, уже известная нам супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II.
Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты – миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде.
Героические песни
На придворных празднествах в замках крупных сеньоров звучали не только страстные песни влюбленных трубадуров и миннезингеров. Жадно слушали гости и хозяева длинные величественные поэмы о старинных героях. Часто в основе сюжета лежал действительный факт. Но многие поколения сказителей так разукрасили свои песни поэтическими грезами, что разглядеть за ними подлинное событие стало почти невозможно.
Очень любили в XII-XIII вв. уже известную нам «Песнь о Роланде».
В немецких землях возникла «Песнь о Нибелунгах». В ней слышен отзвук битв эпохи Великого переселения народов, когда полчища гуннов разгромили одно из небольших германских королевств на верхнем и среднем Рейне. Но узнать этот исторический эпизод в «Песни о Нибелунгах» очень трудно.
Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. Его вдова Кримхильда поклялась отомстить за это предательство, хотя в заговоре против Зигфрида участвовал ее брат. Она вторично вышла замуж за могущественного короля гуннов Этцеля (Аттилу) и спустя какое-то время пригласила в гости в страну гуннов всех своих родственников и бывших вассалов. Королева гуннов устроила ссору, переросшую в страшную битву героев. Ценой жизни множества гуннских воинов кровавая месть Кримхильды свершилась, и никто из ее гостей не избежал смерти. Но в конце гибнет и сама Кримхильда…
Романы
Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты знаменитых рыцарских романов. В них уже все было выдумкой: сказочные рыцари разили драконов, побеждали колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам.
Излюбленными темами рыцарских романов были переработки кельтских легенд о короле Apmуpe. Двор сказочного короля и его супруги Джиневры служил образцом рыцарственности и куртуазности для целого света. Среди рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами двенадцать. Они были самыми храбрыми и благородными из его вассалов и заседали с королем за круглым столом в перерывах между бесконечными странствованиями ради наказания зла и утверждения справедливости. Среди рыцарей Круглого стола особенно известны были Парсифаль (Персиваль) и красавец Ланселот. Творил чудеса при дворе короля Артура волшебник Мерлин. Легенды артуровского цикла пересказывали в Европе многие авторы, но больше всех известен, пожалуй, француз Кретьен де Труа (XII в.).
С британских островов пришел на материк и сюжет о трагической любви Тристана и Изольды.
Славный королевич Тристан верой и правдой служил своему дяде, королю Корнуэлла Марку. Тристан совершил множество подвигов и сумел сначала победить давних врагов Корнуэлла – ирландцев, а затем и помирить обе враждующие много лет стороны. Король Марк повелел Тристану привезти ему ирландскую принцессу белокурую Изольду, о несравненной красоте которой Тристан много ему рассказывал. Ирландцы отдали Изольду в Корнуэлл, Тристан и Изольда случайно выпили вместе приворотного зелья и воспылали друг к другу неслыханной страстью. Тем не менее Изольда обвенчалась с королем Марком, после чего началась жизнь, мучительная для всех троих. Страсть боролась в душах Тристана и Изольды с чувством долга – верной супруги и верного вассала. Король Марк мучился подозрениями, но тоже любил Изольду и глубоко уважал доблестного рыцаря – своего племянника. После множества бед и мытарств, отчаянных безумств и кровопролития Тристан и Изольда погибли. Их похоронили рядом. «И из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды… Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде».
Из песен провансальских трубадуров. Гильом IХ, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071-1127)
(Cогласно легенде, стихотворение сложено герцогом во время тяжелой болезни.
)
Желаньем петь я вдохновен
О том, как горем я согбен:
Не к милым доннам в Лимузен –
В изгнанье мне пора уйти!
Уйду, а сыну суждена –
Как знать! – с соседями война.
Рука уже занесена,
Неотвратимая почти…
Феод свой вновь не обрету,
Но родичем тебя я чту,
Фолькон Анжерский – Пуату,
А с ним и сына защитит!
Коли фолькон не защитит
Или король не охранит, –
Анжу с Гасконью налетит,
У этих верность не в чести!
Тогда от сына самого –
Ума и доблести его –
Зависеть будет, кто – кого!
Мужай, дитя мое, расти!
А я в содеянных грехах
Пред всеми каюсь.Жалкий прах,
В молитвах и в простых словах
Взываю ко Христу: прости!
Я ради наслаждений жил,
Но Бог предел мне положил,
А груз грехов, что я свершил,
Мне тяжек стал к концу пути.
Забыв и рыцарство и власть –
Все, что вкушал и прежде всласть,
Готов к стопам Творца припасть:
Лица, Господь, не отврати!
Прошу я каждого из тех,
Кто помнит мой веселый смех,
Роскошества моих утех:
Когда умру, мой прах почти!
Отныне мне не даст утех
Ни беличий, ни куний мех.
Мой графский горностай, прости!
Из песен провансальских трубадуров. Гильом де Кабестань (конец XII в.)Когда впервые вас я увидал,
То, благосклонным взглядом награжден,
Я больше ничего не пожелал,
Как вам служить – прекраснейшей из донн.
Вы, Донна, мне одна желанной стали.
Ваш милый смех и глаз лучистый свет
Меня забыть заставили весь свет.
И голосом, звенящим, как кристалл,
И прелестью бесед обворожен,
С тех самых пор я ваш навеки стал,
И ваша воля – для меня закон.
Чтоб вам почет повсюду воздавали,
Лишь вы одна – похвал моих предмет.
Моей любви верней и глубже нет.
Я к вам такой любовью воспылал,
Что навсегда возможности лишен
Любить других. Я их порой искал,
Чтоб заглушить своей печали стон.
Едва, однако, в памяти вы встали,
И я в разгар веселья и бесед
Смолкаю, думой нежною согрет.
Не позабуду, как я отдавал
Перед разлукой низкий вам поклон,
Одно словцо от вас я услыхал –
И в горе был надеждой окрылен.
И вот, когда доймут меня печали,
Порою радость им идет вослед.
Ужели ей положите запрет?
Снося обиду, я не унывал,
А веровал, любовью умудрен:
Чем больше я страдал и тосковал,
Тем больше буду вами награжден.
Да, есть отрада и в самой печали..
Когда, бывает, долго счастья нет,
Уменье ждать – вот весь его секрет.
Ах, если б другом вы меня назвали!
Так затрепещет сердце вам в ответ,
Что вмиг исчезнет всех страданий след.
(Согласно легенде, в Гильома де Кабестань была влюблена жена его сеньора. Сеньор, догадавшись о любви своей супруги к поэту, воспевавшему ее в стихах, убил Гильома и приказал подать жене за обедом его зажаренное сердце. Узнав, чем ее накормили, несчастная покончила с собой.
)
Из стихов немецких миннезингеров. Генрих фон Фельдеке (XII в.)
Дни весенние настали,
Я весною весела
Я не ведаю печали, –
Госпожа произнесла. –
Всегда была мне жизнь мила.
Вновь птицы мне защебетали.
Пока душа не знает зла,
Тоска меня смутит едва ли.
Он мне понравился сначала.
Мне служить он дал обет.
Его я очень отличала.
Теперь ему скажу я:
«Нет!» Ему во вред был мой привет.
Ему моих поблажек мало.
Осрамит на целый свет!
Пора мне проучить нахала!
Он хуже глупого дитяти.
Он приличий не постиг.
Он вдруг разнежился некстати
И домогался напрямик,
Как неотесанный мужик,-
Легко сказать! – моих объятий.
Он в обхожденье груб, он дик.
Обычных он лишен понятий.
Ну, был бы он любезней малость!
Вожусь я долго с ним, и что ж!
Напрасна вся моя усталость!
Когда бы только был похож.
Мой рыцарь на других вельмож!
Другим к лицу любая шалость.
И все-таки, как он хорош!
Он простоват… Какая жалость!
К порочной он склонял усладе
Меня сегодня и вчера.
Он тщетно молит о награде.
Столь безрассудная игра
Не доведет нас до добра.
Остался рыцарь мой внакладе.
Одуматься ему пора.
Он душу губит шутки ради.
Из стихов немецких миннезингеров. Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230)
«О, госпожа, сердиться не надо.
Верьте, учтив и приятен мой слог.
А для меня и честь и награда –
Если б я вам понравиться мог.
Я женщин красивее вас не видал,
Если же вы красоту с добротою
Соединили в себе – я не скрою:
Вы достойны высших похвал».
«Что же, хвалите, если угодно,
Видите, я уже не дитя.
Тот, кто воспитан, может свободно
Все мне сказать – и всерьез и шутя.
Мне говорили, что я хороша,
Но я бы хотела еще и другого:
Быть женщиной в лучшем значении слова.
При красоте важна и душа».
«Я вам открою, что делать должны вы,
Чем, как женщина, славиться впредь:
Вы должны быть с достойным учтивы,
Ни на кого свысока не смотреть.
И, одного безраздельно любя,
Принадлежа одному всецело,
Взять в обмен его душу и тело,
Я вам дарю их, – дарю вам себя».
«Если не всех встречала приветом,
Если была неучтива, горда,
Я бы охотно исправилась в этом.
Вы-то со мной любезны всегда!
Да, вы мой рыцарь, и вот ваша роль:
Я бы вас другом видеть хотела.
А отнимать у кого-нибудь тело
Я не хочу – это страшная боль».
«О, госпожа, я готов попытаться,
Мне приходилось терпеть и не то.
Ну, а чего же вам-то бояться?
Если умру, то счастливым зато».
«Пусть умереть вам охота приспела,
Значит, и мне – на смертное ложе?
Я не хочу умирать, так чего же
С вами меняться на душу и тело?»
Возникновение рыцарских орденов
, обусловлена с появлением крестовых походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них – это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.
Тевтонский орден
Тевтонский орден
являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века
.
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский
19 ноября 1190 года
. В этом периоде, он захватил крепость Акра
в Израиле
,
где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой
из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был
организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в
духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году
сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием
духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество
духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также
священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена,
состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с
еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам
католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого
сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи
.
В 1212-1220 гг
. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию
, в город Эшенбах
,
принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу
Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения
церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться
немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал
приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись
без великого магистра Германа фон Зальца
. В Западных
государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев,
желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких
рыцарей. Так, венгерский король Андраш II
обратился за помощью к
тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому,
немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной
Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау
.
C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась
ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили
сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному
выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась,
присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году
, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий
,
попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные
земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232
,
когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование,
положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали
воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним
относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга
и знаменитый Кёнигсберг
.
Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в
схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону.
Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже
несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их
ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских
и Датских
крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси
и захватил деревню
Изборск
.
Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен.
Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого
региона. В Новгородских
землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье
. Русский государь Александр Невский
,
в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с
Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище
5 апреля 1242 года
на Чудском озере
. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву
и Польшу
против ордена. Польская армия
и Литовское княжество
заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года.
Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.
Орден Калатравы
Орден Калатравы
являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году
. А в 1164 году
, орден был официально закреплён папой Александром III
. Cамо название “Калатрава
” берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII
в 1147 году
. На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда
, на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом
. После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы
, получил новое рождение в 1157 году
под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года
влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять
атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они
покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые
правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить
белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными
боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где
победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после
славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с
маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость
Калатраву в 1195 году. После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре
. Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году
и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году
.
Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость.
Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое
место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль.
Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и
Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В
военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но
дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть
королевской знати и породить новые конфликты.
Орден Ависа
Появление обусловлена сообществом
Калатравы
, когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года
,
для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа
для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на
службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное
влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на
португальских землях. В 1166 году
рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора
. В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке
, королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу
.
Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные
решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали
полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский
орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять
политическими и экономическими решениями.
Орден Сантьяго
Орден Сантьяго
являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году
.
Словом “Сантьяго” было названо в честь священного покровителя Испании.
Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям
апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон
и Куэнка
.
Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в
свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским
королём Фердинандом III
, проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок
Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право
вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в
численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2
города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска
составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно
участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал
новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в
полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть
благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век, прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.
Орден Святого Лазаря
Орден Святого Лазаря
возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году
.
Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В
её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в
мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая
идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря
являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на
гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического
периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался
неофициально существующим.
“Cвятой Лазарь
” принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году
. А в 1244 году
орден Лазаря проиграл битву в Форбии
, которая произошла 17 октября
.
Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был
перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году
произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря
на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.
Орден Монтегаудио
Орден Монтегаудио – это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году
.
Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио,
участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили
Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена
крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году
сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III
.
Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен
наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на
одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ
жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году
многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной
схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился
полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито.
Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году, в городе Теруэль
, участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь
Святого Искупителя
.
В 1196 году
, орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами
и с орденом Калатравы
.
Орден Меченосцев
Орден Меченосцев
был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году
монахом Теодорихом
. Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена
из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году
. Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись
только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом
тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и
служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из
простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и
ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул
решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и
укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в
господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден
меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись
как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев,
нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы
, который закончился полным поражением ордена и убийством магистра
Волгуина фон Намбурга
. Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года
.
Добринский орден
Добринский орден
Польши
, был организован в качестве защиты
от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и
епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год
,
знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа
с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на
орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но
только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала,
обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей
рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей
для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе “добриничей
” встал Конрад Мазовецкий
.
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году
, в битве при Сиргуне
рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов
. Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году
Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий
разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке
, когда умерли абсолютно все предводители ордена.
Орден Монтесы
Орден Монтесы
являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке
.
Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию
тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона
сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада
поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года
, который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии
Хайме II
.
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе
. Здесь же он был впервые образован. В 1400 году
произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама
, увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году
королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века
, пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.
Орден Христа
Орден Христа
являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году
португальский король Даниш
, официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар
. Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году
орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году
король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под
названием “Христово ополчение”. Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим
на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с
маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих,
настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы
с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой.
На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого,
алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и
распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду,
пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок
дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на
постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость
привела к изъятию церковной собственности в пользу государства.
Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству,
произошёл в 1789 году
.
Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского
Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому
. Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход
, а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году
с благословения Папы Римского
.
У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в
свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав
рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного
защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена,
состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и
распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в
конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество.
Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из
Палестины.
В 1496 году
орден Святого Гроба
Господнего Иерусалимского
был перенесён из Иерусалима
в Рим
. Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV
в качестве Великого магистра.
Орден Святого Георгия
Орден Святого Георгия
– это рыцарский орден Венгрии
, созданный королём Карлом Робертом
в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление
позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской
аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния
истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту
приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую
покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его
взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное
начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей
Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу
служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от
еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и
захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов
сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у
Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.