ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Групповая психотерапия: описание направления и методы проведения для всех желающих

1 Групповая психотерапия: описание направления

Групповая психотерапия представляет собой метод психотерапевтического воздействия, который основывается на работе с группой людей, собирающихся в определённом месте и в установленное время под руководством психотерапевта. Основная цель данной терапии заключается в разрешении внутренних конфликтов и межличностных трудностей, коррекции поведения, снятии эмоционального напряжения, осознании подавленных чувств и избавлении от комплексов. Основателем этого подхода считается американский психиатр Джозеф Пратт, который первым собрал пациентов с туберкулезом в группы для проведения регулярных обсуждений.

Исследования Дж. Пратта показали, что эффективность терапии значительно увеличивается благодаря взаимной поддержке участников. Они осознавали, что не одни сталкиваются с подобными проблемами, и всегда найдется кто-то, кто сможет понять и помочь. У пациентов наблюдалось снижение депрессивных состояний и нормализация эмоционального фона.

Групповая психотерапия получила более широкое распространение во время Второй мировой войны, когда множество солдат возвращались с психическими расстройствами. Из-за большого числа таких случаев индивидуальная работа с каждым пациентом была затруднительна, так как количество психотерапевтов было ограничено. В этот период правительства разных стран приняли решение внедрить групповую психотерапию как основной метод лечения подобных расстройств в послевоенное время.

Существует понятие «психокоррекционная группа» — это временное объединение людей, имеющее руководителя и проводящее встречи для достижения общих целей (Кьелл Рудестам “Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика”).

Выделяют четыре типа психокоррекционных групп:

  • терапевтические;
  • группы личностного роста;
  • группы для развития межличностных навыков и повышения квалификации руководителей;
  • группы для решения проблем и организационного развития.

Несмотря на разнообразие видов, все они имеют схожие цели: понимание и развитие собственной личности, получение новой информации, замена негативных установок на позитивные и другие. Одной из ключевых задач психотерапевта является поддержание высокого уровня групповой сплоченности, что определяется полезностью группы (чем больше участников довольны своим присутствием, тем выше степень сплоченности) и симпатией между участниками. Существуют десять основных психотерапевтических принципов, применяемых в большинстве групп (И. Ялом и Кратохвил):

  • предоставление информации, то есть терапевт воздействует на пациента через инструкции и рекомендации;
  • принцип универсализации, который показывает, что многие участники, приходя в группу, считают свои проблемы уникальными, но вскоре осознают, что у других людей есть схожие ситуации;
  • сплоченность;
  • альтруизм — каждый участник готов прийти на помощь другим;
  • развитие навыков общения;
  • внушение надежды — участники группы надеются на выздоровление и наблюдают за избавлением от проблем других, что усиливает эффект;
  • множественный перенос — группа становится похожей на семью, где формируется привязанность;
  • подражательное поведение — наблюдая за действиями других, человек учится правильно вести себя и общаться;
  • катарсис — участники находят выход для негативных эмоций.

Эффект групповой психотерапии заключается в том, что у человека возникают и переживаются те чувства и состояния, которые он испытывал в прошлом и которые были неразрешимыми или подавленными. На основе этого происходит переработка негативного опыта в актуальной эмоциональной ситуации в группе. Если этого не сделать, пациент не сможет достичь личностных и внутренних изменений.

Групповая психотерапия представляет собой эффективный метод работы с эмоциональными и психологическими проблемами, который активно используется в практике многих специалистов. Врачи отмечают, что данное направление позволяет пациентам не только получить поддержку от других участников группы, но и осознать свои проблемы через взаимодействие с ними. Методы проведения групповой терапии варьируются от обсуждений и ролевых игр до арт-терапии и когнитивно-поведенческих техник. Врачи подчеркивают, что важным аспектом является создание безопасной и доверительной атмосферы, где участники могут открыто делиться своими переживаниями. Это способствует не только личностному росту, но и улучшению социальных навыков. В результате, групповая психотерапия становится мощным инструментом в лечении различных психических расстройств и повышении качества жизни пациентов.

Групповая психотерапия, в чем плюсы?Групповая психотерапия, в чем плюсы?

1.1 Этапы развития группы

В каждой группе психотерапии можно выделить определенные этапы ее развития. Существует четыре ключевых фазы:

  1. Первая фаза, известная как «фаза неуверенности», связана с формированием коллектива и адаптацией участников к новым условиям. В этот период наблюдается зависимое поведение и повышенное эмоциональное напряжение среди участников.

  2. Вторая фаза, называемая «фаза борьбы», характеризуется высоким уровнем стресса. Поведение участников становится более активным, часто проявляется скрытая или открытая агрессия по отношению к психотерапевту, который воспринимается как недостаточно профессиональный, холодный и безразличный. В это время происходит борьба за лидерство, а конфликты между участниками становятся более выраженными.

  3. На третьем этапе происходит структурирование группы. Устанавливаются нормы, цели и ценности. Участники начинают проявлять активность, самостоятельность и берут на себя ответственность как за себя, так и за группу в целом. Формируется сплоченность, поэтому эту стадию называют «фазой развития сплоченности».

  4. Четвертая фаза, или «рабочая фаза», характеризуется искренностью, чувством безопасности и эмоциональной поддержкой, что создает условия для продуктивной работы. На этом этапе участники принимают решения и применяют полученный опыт в реальных жизненных ситуациях. Длительность фаз может варьироваться в зависимости от особенностей участников, при этом первые три фазы занимают в среднем от 20 до 30% времени работы группы.

На практике групповая психотерапия используется для лечения неврозов и зависимостей, таких как алкоголизм и наркомания. Кроме того, этот метод может служить дополнением к медикаментозной терапии для пациентов с психическими расстройствами. Данное направление также эффективно при психосоматических и хронических соматических заболеваниях.

Направление групповой психотерапии Основные принципы и цели Методы проведения
Психодинамическая групповая терапия Исследование бессознательных конфликтов, детских травм, динамики отношений в группе как отражения семейных паттернов. Цель: осознание и проработка глубинных проблем. Свободные ассоциации, анализ переноса и контрпереноса, интерпретация сопротивления, работа со сновидениями, анализ групповой динамики.
Когнитивно-поведенческая групповая терапия (КПТ) Изменение дисфункциональных мыслей и поведенческих паттернов. Цель: развитие адаптивных стратегий мышления и поведения, снижение симптомов. Когнитивная реструктуризация, поведенческие эксперименты, домашние задания, ролевые игры, обучение навыкам (релаксация, ассертивность).
Гештальт-групповая терапия Фокус на “здесь и сейчас”, осознание своих чувств, потребностей и телесных ощущений. Цель: повышение осознанности, интеграция разрозненных частей личности. Работа с “горячим стулом”, эксперименты, диалог с частями личности, работа с полярностями, телесные практики, усиление осознанности.
Гуманистическая групповая терапия (клиент-центрированная) Создание безопасной и принимающей атмосферы для самоисследования и личностного роста. Цель: развитие самоактуализации, повышение самооценки, улучшение межличностных отношений. Активное слушание, эмпатия, безусловное позитивное принятие, отражение чувств, фасилитация самораскрытия, групповая дискуссия.
Системная семейная групповая терапия Рассмотрение проблем индивида в контексте семейной системы. Цель: изменение дисфункциональных паттернов взаимодействия в семье, улучшение коммуникации. Генограмма, циркулярное интервью, скульптура семьи, ролевые игры, работа с границами, переформулирование проблем.
Группы поддержки и взаимопомощи Объединение людей со схожими проблемами для обмена опытом, эмоциональной поддержки и поиска решений. Цель: снижение чувства изоляции, развитие копинг-стратегий, повышение самоэффективности. Открытые дискуссии, обмен личным опытом, взаимная поддержка, предоставление информации, совместное решение проблем.

1.2 Преимущества и недостатки, отличия от индивидуальной психотерапии

Существует множество как положительных, так и отрицательных сторон групповой психотерапии по сравнению с индивидуальной. К недостаткам можно отнести то, что в рамках групповой терапии терапевт не всегда может уделить достаточное внимание каждому участнику, как это происходит на индивидуальных сеансах. Кроме того, некоторые клиенты испытывают трудности с открытием своих чувств перед другими, что делает индивидуальную психотерапию более подходящей для них.

Среди преимуществ групповой терапии можно выделить поддержку, которую участники получают от других членов группы, поскольку они сталкиваются с аналогичными или схожими проблемами. Также важно, что человек может не только активно участвовать в обсуждениях, но и выступать в роли наблюдателя. Это дает возможность примерять на себя роли других участников, анализировать их поведение и использовать этот опыт для более эффективного преодоления собственных трудностей. Работа в группе способствует личностному росту и развитию, так как участники могут вдохновлять друг друга на изменения, а также позволяет терапевту экономить время и силы.

Индивидуальная психотерапия, в свою очередь, сосредоточена на историческом контексте личности и учитывает реальные ситуации взаимодействия. Групповая психотерапия акцентирует внимание на межличностных аспектах и иногда затрагивает исторические элементы личности клиента. Этот подход помогает выявить внутриличностные проблемы через призму взаимодействия с другими людьми.

Групповая психотерапия — это метод, который привлекает внимание многих благодаря своей эффективности и уникальному подходу к решению психологических проблем. Участники группы делятся своими переживаниями и опытом, что создает атмосферу поддержки и взаимопонимания. Люди отмечают, что в процессе общения с другими они не только получают новые перспективы на свои проблемы, но и осознают, что не одни в своих трудностях.

Методы проведения групповой терапии варьируются: от обсуждений и ролевых игр до арт-терапии и медитаций. Психотерапевт, как правило, выступает в роли модератора, направляя обсуждение и помогая участникам глубже понять свои эмоции. Многие отмечают, что групповая терапия способствует развитию социальных навыков и уверенности в себе. В результате, участники не только решают свои внутренние конфликты, но и формируют новые дружеские связи, что делает этот метод особенно ценным в современном мире.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - основные положенияГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – основные положения

1.3 Организация

Длительность терапевтического процесса варьируется в зависимости от конкретного заболевания или проблемы. Обычно курс лечения занимает от 8 до 10 недель, при этом занятия проводятся 4-5 раз в неделю. Каждый сеанс длится около 1,5 часов.

Количество участников в группе также имеет свои ограничения. Для оптимальной работы терапевта рекомендуется, чтобы в группе находилось от 3 до 30 человек. Группы делятся на малые (до 10 участников), средние (11-20) и большие (до 30). Наиболее эффективной считается работа в составе 8-12 человек.

Кроме того, важно, чтобы группа была однородной, то есть состояла из людей с похожими проблемами, одного возраста и пола, так как это способствует повышению эффективности терапии. Психотерапевтические группы могут быть открытыми или закрытыми. Открытые группы позволяют новым участникам присоединяться в любое время, тогда как закрытые группы имеют фиксированный состав и не принимают новых членов, что связано с определенной продолжительностью работы.

Преимущества закрытых групп заключаются в том, что участники проходят все этапы формирования групповой сплоченности одновременно. В таких группах быстрее устанавливается взаимопонимание и взаимопомощь. Также стоит отметить, что на новых участников положительно влияют те, кто уже завершил свое лечение. Они становятся свидетелями результатов и стремятся к достижению аналогичного успеха. Обычно сеансы ведут два терапевта, и желательно, чтобы это были мужчина и женщина, так как это способствует проявлению различных проекций на них.

2 Основные методы

В современном мире существует множество подходов к групповой психотерапии, которые можно классифицировать на две основные категории:

  • вербальные;
  • невербальные.

К вербальным методам относятся такие техники, как групповая дискуссия и психодрама, в то время как к невербальным можно отнести психогимнастику, проективные рисунки и музыкотерапию. Эти методы могут использоваться как в рамках психотерапевтической практики, так и в качестве самостоятельных направлений. Их применение может варьироваться в зависимости от целей терапевта, позволяя использовать как отдельные техники, так и их комбинации.

🔴 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СПБ: ПРЕИМУЩЕСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ | ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ПОДРОСТКОВ, ПАР И СЕМЕЙ🔴 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СПБ: ПРЕИМУЩЕСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ | ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ПОДРОСТКОВ, ПАР И СЕМЕЙ

2.1 Групповая дискуссия

Это ключевой метод, используемый в психотерапевтической практике. Существует три основных типа групповых дискуссий: биографическая, тематическая и интеракционная.

  1. Биографическая дискуссия сосредоточена на обсуждении жизненного пути пациента, его проблем, конфликтов, отношений и особенностей поведения.
  2. Тематическая дискуссия фокусируется на изучении конкретной темы, которая наиболее актуальна для всех участников группы.
  3. Интеракционная форма включает анализ особенностей взаимодействия между участниками сеанса и ситуаций, возникающих в процессе общения.

Основные аспекты групповой дискуссии включают знакомство участников, обсуждение их ожиданий от терапевтической сессии и страхов. Терапевт исследует причины возникновения сопротивления и агрессии в его адрес, связывая это с предыдущим жизненным опытом. В ходе сеанса происходит выявление истинных чувств к специалисту, а также осознание и понимание их причин. На основе этого осуществляется проработка и формирование групповых норм в отношении психотерапевта.

В процессе групповой дискуссии также выясняется наличие или отсутствие проблем у участников, связанных с самостоятельностью, активностью и ответственностью. Формируется адекватное отношение к болезни и процессу лечения. Терапевт способствует мотивации участников к активному вовлечению в работу группы. Изучается групповая динамика, обсуждаются достигнутые результаты терапии, подводятся итоги и собирается обратная связь от клиентов.

2.2 Психодрама

Метод психодрамы был разработан Якобом Леви Морено в 1925 году после его переезда в США. Это форма ролевой игры, которая создает условия для свободного выражения эмоций, связанных с актуальными проблемами пациента. Морено создал этот подход после проведения театрального эксперимента, известного как «спонтанный театр». Первоначально его цель заключалась в раскрытии творческого потенциала личности.

Во время разыгрывания различных сценариев возникает креативность, спонтанность и эмоциональная связь между участниками. Пациенты освобождаются от подавленных чувств, что позволяет им переосмыслить свои трудности и конфликты, а также найти более конструктивные способы реагирования на различные ситуации. В психодраме участвуют такие роли, как протагонист, терапевт, его помощники и зрители. Протагонист — это главный участник, который делится своими проблемами.

Терапевт, выступающий в роли фасилитатора, организует процесс и помогает пациенту разобраться в своих проблемах и конфликтах. Он побуждает участников к спонтанным действиям, комментированию и анализу происходящего. К помощникам терапевта относятся котерапевт и клиент, которые выполняют вспомогательные роли. Зрители — это остальные члены группы, которые не участвуют непосредственно в процессе, но обсуждают и анализируют ситуацию после ее завершения.

Метод психодрамы применяется в рамках гештальт-терапии, гуманистического подхода и различных тренингов. Иногда его используют в сочетании с другими методами, такими как дискуссии и психогимнастика. Процесс психодрамы включает три основных этапа:

  • подготовительный этап;
  • психодраматическое действие;
  • обсуждение.

2.3 Психогимнастика

Психогимнастика представляет собой метод, который позволяет выразить свои чувства, эмоции и накопленные проблемы через физическую активность, мимику и пантомиму. Этот подход дает возможность участникам группы взаимодействовать и проявлять себя без использования слов. Процесс психогимнастики состоит из трех основных этапов:

  • подготовительный;
  • пантомимический;
  • заключительный.

Перед началом занятия терапевт или участники обсуждают темы, которые затем разыгрываются с помощью словесных формулировок. Этот метод направлен как на решение индивидуальных трудностей, так и на актуальные вопросы, касающиеся всех участников, включая аспекты межличностного общения в группе. Психогимнастика проводится в рамках отдельного занятия. В некоторых случаях специалист может предложить выполнить определенные психогимнастические упражнения в начале групповой дискуссии.

2.4 Проективный рисунок

Проективные рисунки предоставляют возможность получить дополнительную информацию о проблемах пациентов. Эта методика способствует осознанию и выявлению конфликтных и трудных для verbal выражения ситуаций. Процесс занятия организован следующим образом: терапевт предоставляет каждому участнику лист бумаги и набор цветных карандашей или красок, с помощью которых они создают рисунки на заданную тему.

Качество исполнения рисунка не имеет значения. Темы могут быть разнообразными, начиная от личных проблем отдельных участников и заканчивая общими для группы. В основном, темы охватывают три ключевые области:

  • прошлое, настоящее и будущее, то есть как пациент видит себя, каким он хотел бы стать, каким, по его мнению, его воспринимают окружающие, а также самые приятные или неприятные воспоминания и т.д.;
  • общие концепции, отражающие определенные ценности или явления (любовь, ненависть, болезнь, здоровье);
  • взаимоотношения между участниками.

Иногда используются свободные темы, когда человек рисует то, что ему хочется, или же практикуется совместное рисование. На творческий процесс отводится 30-40 минут. После завершения участники обсуждают работы каждого из пациентов. Проективные рисунки могут быть использованы как в рамках групповой дискуссии, так и в качестве отдельного занятия.

2.5 Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой использование музыкальных произведений в лечебных целях. Музыка положительно влияет на вегетативные функции организма, способствует развитию эстетических потребностей, улучшает навыки общения и активирует положительные эмоции. Этот метод помогает людям эмоционально разрядиться и лучше осознать свои чувства.

Существует две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная. Активная форма включает в себя музыкальную деятельность, такую как исполнение музыки, импровизация с использованием голоса или музыкальных инструментов. Пассивная форма, или рецептивная, сосредоточена на восприятии музыки, чаще всего классических произведений.

После занятия участники обсуждают свои эмоции, воспоминания и фантазии, возникшие во время прослушивания. В рамках одного занятия пациенты слушают три музыкальных произведения, каждое из которых длится 10-15 минут. Первая композиция нацелена на создание определенной атмосферы и настроения, поэтому выбираются спокойные мелодии.

Вторая мелодия более динамична, что способствует пробуждению интенсивных эмоций и воспоминаний. Третья композиция предназначена для снятия напряжения и может быть как спокойной, так и энергичной, чтобы подарить заряд бодрости и оптимизма.

Активная музыкотерапия предполагает, что участники выражают свои чувства с помощью музыкальных инструментов или голоса, а также могут общаться друг с другом. Иногда терапевт поет вместе с группой, что создает атмосферу доверия и позволяет пациентам воспринимать специалиста как друга.

Психотерапевты составляют списки музыкальных произведений для использования в музыкотерапии. В качестве успокаивающей музыки могут быть выбраны «Токката» и «Танец с саблями» А. И. Хачатуряна. Для снижения тревожности и напряжения подходят произведения Ф. Шопена, И. Штрауса, А. Рубинштейна, а также детские и народные мелодии, которые вызывают у пациентов ассоциации с образом матери и создают чувство безопасности.

Для борьбы с раздражительностью рекомендуются композиции И. С. Баха, Л. В. Бетховена и Г. Ф. Генделя. Для общего успокоения в качестве третьей мелодии можно использовать произведения И. Брамса, Ф. П. Шуберта, К. Дебюсси и В. Беллини. В качестве агрессивной музыки выбираются произведения И. Ф. Стравинского, М. П. Мусоргского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича (например, “Ленинградская симфония”) и П. И. Чайковского (“Увертюра 1812 года”).

2.6 Варианты групповой психотерапии

Существуют и другие подходы к групповой психотерапии, помимо уже упомянутых методик. Конфронтирующие группы направлены на помощь в изменении деструктивных моделей поведения, от которых пациенты не могут избавиться, таких как азартные игры или наркомания. Участникам предлагается противостоять своим личным особенностям, что может приводить к эмоционально насыщенным обсуждениям.

Ободряющие и конструктивные групповые сессии способствуют повышению морального духа участников и созданию поддерживающей атмосферы, которая способствует изменениям. К таким группам относятся собрания анонимных алкоголиков, обжор и религиозные группы поддержки. В этих встречах используются дискуссии, специализированная литература, медитация и релаксационные упражнения, что помогает вдохновить участников.

Марафонские группы представляют собой интенсивные сеансы, которые могут длиться несколько часов или даже дней. Их цель — преодолеть болезненные защитные механизмы и улучшить взаимодействие между участниками. Встречи, основанные на трансактивном аналитическом подходе (разработанном Э. Берном), помогают выявить внутренние конфликты, связанные с комплексами пациентов.

Также применяется гештальт-терапия, созданная Фредериком Перлзом. В рамках этого подхода группы занимаются специальными упражнениями, которые помогают участникам осознать свои чувства и отвлечься от навязчивых мыслей, что способствует личностному росту и раскрытию индивидуальных качеств. Коллективы формируются на основе общего диагноза и симптомов, используя разнообразные методы поддержки — от ролевых игр до откровенных разговоров.

Вопрос-ответ

В чем суть групповой психотерапии?

В групповой психотерапии участники получают поддержку и находят взаимопонимание от других людей, которые сталкиваются с аналогичными проблемами. Это позволяет посмотреть на них с новой стороны и начать более эффективно их решать. Развитие навыков социальной адаптации и повышение уровня самосознания.

Каковы 5 стадий групповой терапии?

Эти этапы обычно называются: формирование, штурм, нормирование, исполнение и завершение.

Советы

СОВЕТ №1

Перед тем как начать групповую психотерапию, важно определить свои цели и ожидания. Подумайте, что именно вы хотите достичь: улучшить навыки общения, справиться с тревожностью или научиться работать в команде. Четкое понимание своих целей поможет вам максимально эффективно использовать время в группе.

СОВЕТ №2

Будьте открытыми и честными в группе. Групповая психотерапия основана на доверии и взаимопонимании. Чем больше вы будете делиться своими мыслями и чувствами, тем больше поддержки и понимания вы получите от других участников, что значительно повысит эффективность терапии.

СОВЕТ №3

Не забывайте о важности активного слушания. В группе важно не только говорить о своих переживаниях, но и внимательно слушать других. Это поможет вам лучше понять их точки зрения и создать атмосферу взаимопомощи и поддержки.

СОВЕТ №4

Регулярно посещайте занятия и старайтесь не пропускать их без необходимости. Постоянство является ключевым фактором в групповом процессе. Чем больше вы будете участвовать, тем быстрее и глубже сможете проработать свои проблемы и получить пользу от взаимодействия с другими участниками.

Ссылка на основную публикацию
Похожее