ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Виды, симптомы и методы лечения афазии у пациентов

1 Афазия: описание заболевания

Афазия в области психологии представляет собой системное расстройство речевой функции, которое проявляется в частичной или полной утрате способности говорить. Это состояние возникает в результате локальных повреждений одной или нескольких зон мозга, отвечающих за речь. Чаще всего афазия наблюдается у взрослых, однако она может развиваться и у детей, если повреждение мозга произошло после того, как речь была хотя бы частично сформирована. Степень выраженности данного расстройства варьируется: от легкой формы до полного утрачивания речевых навыков.

На развитие афазии могут влиять сосудистые заболевания головного мозга, такие как ишемические и геморрагические инсульты. К причинам возникновения также относятся воспалительные процессы, например, энцефалит или абсцесс, опухоли головного мозга и черепно-мозговые травмы. Кроме того, болезни Альцгеймера и Пика могут способствовать возникновению афазии. Существуют определенные факторы риска, способствующие развитию этого состояния:

  • возраст старше 65 лет;
  • наследственная предрасположенность;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония, пороки сердца, ишемические атаки).

Врачи отмечают, что афазия — это нарушение речи, которое может возникнуть в результате повреждения определенных участков мозга, чаще всего после инсульта или травмы. Существует несколько видов афазии, включая моторную, сенсорную и глобальную, каждая из которых проявляется по-разному. Симптомы могут варьироваться от трудностей с произношением и формированием предложений до проблем с пониманием речи. Врачи подчеркивают важность ранней диагностики и индивидуального подхода к лечению. Методы терапии могут включать логопедические занятия, использование технологий для улучшения коммуникации и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение. Комплексный подход к реабилитации позволяет значительно улучшить качество жизни пациентов с афазией.

АФАЗИЯ — что это? ВИДЫ афазии и ДИАГНОСТИКА — ЛЕКЦИЯ медицинского ЛОГОПЕДА — ВИДЕОАФАЗИЯ — что это? ВИДЫ афазии и ДИАГНОСТИКА — ЛЕКЦИЯ медицинского ЛОГОПЕДА — ВИДЕО

2 Основные клинические проявления и формы

При данном расстройстве затрагиваются все аспекты речи: устная (как экспрессивная, так и импрессивная), письменная (включая навыки чтения и письма) и внутренняя речь. Степень и характер нарушений зависят от типа афазии и ее тяжести. В некоторых случаях также наблюдаются проблемы с счетом. Пациенты могут испытывать трудности в нахождении предметов по их названиям, в их изображении или в понимании их значений.

В середине XIX века были выделены две основные формы афазии: моторная афазия (афазия Брока) и сенсорная афазия (афазия Вернике). Моторная афазия возникает из-за повреждения лобной извилины левого полушария мозга, тогда как сенсорная афазия связана с нарушением речевой функции при поражении верхней височной извилины левого полушария. Позже была описана проводниковая форма афазии, которая характеризуется нарушением способности повторять слова.

А. Р. Лурия исследовал и классифицировал 7 форм этого расстройства: эфферентная моторная афазия, афферентная моторная афазия, динамическая афазия, сенсорно-моторная афазия, акустико-мнестическая афазия, семантическая афазия и амнестическая афазия.

Тип Очаг поражения Симптоматика
Эфферентная моторная Лобные области головного мозга (зона Брока) Устная речь страдает. Процесс воспроизведения речи затруднен из-за инертности артикуляционных движений. Речь становится разорванной, возникают затруднения с формулировкой мыслей. Интонация бедная и монотонная, наблюдаются ошибки в ударениях. Пациенты плохо понимают речевые конструкции. Письменная речь нарушена, чтение отсутствует, но они могут произносить отдельные буквы. Диалог возможен. Часто встречаются эхолалии (повторение текста вопроса в ответе).
Афферентная моторная Области двигательного анализатора Пациенты не могут произнести отдельные звуки. Отсутствует способность к артикуляции, наблюдаются хаотичные движения языка и губ перед произнесением звука. Гласные звуки произнести невозможно. При показе предметов и выполнении устных заданий допускаются ошибки. Навыки чтения и письма нарушены в зависимости от степени тяжести. Пациенты не могут определить количество букв в слове. Словарный запас не имеет резких ограничений.
Динамическая Области коры головного мозга, расположенные перед зоной Брока Нарушается организация произвольной речи. Пациенты используют штампованные и стереотипные фразы. Интонация бедная, спонтанная речь отсутствует. Слова и фразы, которые они повторяют, не осмыслены.
Сенсомоторная Височная извилина (зона Вернике) Нарушается фонематический слух, затрудняется понимание речи других. При восприятии они активно используют мимику, жесты и интонацию собеседника. Музыкальный слух сохраняется. Наблюдаются парагнозии — ошибки в осмыслении слов.
Акустико-мнестическая Средняя область Нарушается объем слухоречевой памяти. Пациенты не могут удерживать в памяти информацию, воспринятую на слух. Словарный запас ограничен, наблюдается снижение скорости обработки словесной информации.
Семантическая Зона TPO (слуховая, кожная и зрительная) Нарушается понимание логико-грамматических конструкций, пациенты испытывают трудности с восприятием слов, имеющих пространственное значение: предлоги, конструкции сравнения, родительный падеж, временные и пространственные конструкции. Также наблюдаются нарушения в счетных операциях (акалькулия).
Амнестическая Зона TPO (слуховая, кожная и зрительная) Нарушается восприятие предметных образов.

3 Диагностика

Диагностика данного заболевания проводится с участием неврологов, нейропсихологов и логопедов. Для определения причин его возникновения необходимо пройти ряд инструментальных исследований, таких как компьютерная томография и магнитно-резонансная томография (МРТ). Также могут быть использованы МР-ангиография (исследование сосудов головного мозга с помощью МРТ) и ультразвуковая диагностика кровотока в сосудах.

Исследование речевой функции включает в себя анализ как устной, так и письменной речи. Письменная речь оценивается через такие методы, как списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного. Нейропсихолог также изучает праксис (двигательные навыки), гнозис (узнавание) и интеллектуальные процессы, применяя специально разработанные методики.

Афазия — это нарушение речи, которое может возникнуть в результате повреждения участков мозга, отвечающих за язык. Люди, сталкивающиеся с этой проблемой, часто описывают свои ощущения как фрустрацию и замешательство. Симптомы могут варьироваться от трудностей в произношении слов до полной потери способности говорить или понимать речь. Некоторые пациенты могут испытывать проблемы с чтением и письмом. Методы лечения афазии включают логопедическую терапию, которая помогает восстановить речевые навыки, а также использование технологий, таких как специальные приложения и устройства для общения. Важно, чтобы лечение было индивидуализированным и проводилось под наблюдением специалистов, что позволяет достичь наилучших результатов. Поддержка со стороны близких также играет ключевую роль в процессе восстановления.

Афазия диагностика и лечение Ekaterina DrozdovaАфазия диагностика и лечение Ekaterina Drozdova

4 Лечение

Лечение афазии зависит от причин, которые привели к её возникновению. Терапия основной болезни, вызвавшей это состояние, осуществляется под контролем невролога. В процессе лечения используются как медикаментозные препараты, так и хирургические методы. Восстановление речевых навыков проходит на занятиях с логопедом, где применяются специальные упражнения.

Если у пациента выявлены опухоли, назначаются препараты, способствующие улучшению микроциркуляции в тканях. В некоторых случаях могут быть рекомендованы ноотропы для повышения когнитивных функций. При наличии высокого риска эпилептических приступов назначаются противосудорожные средства для их предотвращения.

Важно также формировать у пациента позитивный настрой и мотивацию на восстановление речевых функций. Необходимо развивать сохранные анализаторные системы и работать над всеми аспектами речи: чтением, письмом, экспрессивной (произношение) и импрессивной (понимание) речью. Начинать коррекционную работу следует только после разрешения врача.

Своевременное вмешательство помогает предотвратить дальнейшее развитие афазии. Процесс восстановительного обучения может длиться от 2 до 3 лет, в зависимости от степени тяжести заболевания. Учитывая тип афазии, логопед сосредотачивается на работе с определёнными механизмами речи. Также рекомендуется привлечение психолога для помощи в социальной адаптации.

Вопрос-ответ

Лечение афазии. Клиника и диагностика.Лечение афазии. Клиника и диагностика.

Какие методы применяются при афазии Брока?

Логопедические занятия при афазии Брока. Терапевт может использовать различные научно обоснованные терапевтические методики, описанные здесь, такие как мелодическая интонационная терапия (MIT) или другие, например, терапия с использованием языка ограничений (CILT).

Какие симптомы возникают при семантической афазии?

У больных с семантической афазией наблюдаются затруднения в выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические структуры. Страдает симультанный анализ и синтез, или возможность оценки пространственных или «квазипространственных» отношений.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние симптомы афазии, такие как трудности с произношением слов, проблемы с пониманием речи или затруднения в построении предложений. Если вы или ваши близкие замечаете такие изменения, важно обратиться к специалисту для диагностики и начала лечения.

СОВЕТ №2

Не стесняйтесь использовать вспомогательные средства, такие как карточки с изображениями или приложения для тренировки речи. Эти инструменты могут значительно облегчить процесс восстановления и помочь в повседневном общении.

СОВЕТ №3

Регулярно занимайтесь с логопедом или нейропсихологом. Профессиональная помощь и индивидуально подобранные упражнения помогут вам быстрее восстановить речевые навыки и улучшить качество жизни.

СОВЕТ №4

Поддерживайте общение с близкими и друзьями. Социальная активность и взаимодействие с окружающими играют важную роль в процессе реабилитации, помогая вам не только практиковать речь, но и сохранять эмоциональную поддержку.

Ссылка на основную публикацию
Похожее