ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Что такое выученная беспомощность: признаки, причины и лечение у взрослых

1 Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность представляет собой состояние, возникающее в ситуациях, когда внешние обстоятельства не зависят от действий человека. Теорию выученной беспомощности разработал американский психолог Мартин Селигман. В дальнейшем её развитие поддержала Лин Эйбрамсон (Абрамсон). Их исследования стали настоящим прорывом в области психологии. Оказалось, что с данным феноменом в определённые моменты жизни сталкивается каждый второй человек. Выводы, сделанные учеными, были тщательно обоснованы и экспериментально проверены, что дало возможность создать целостную теорию о формировании навязанной беспомощности. В настоящее время активным изучением выученной беспомощности занимается психолог Михаил Лабковский.

В психологической лаборатории Пенсильванского университета Мартин Селигман совместно с руководителем лаборатории Ричардом Соломоном провел ряд экспериментов на собаках, основываясь на схеме условного рефлекса И. П. Павлова.

Ученые стремились вызвать у животных условный рефлекс страха при возникновении громкого звука. Для достижения этого эффекта после сигнала собакам наносили слабый, но ощутимый электрический удар. Изначально исследователи предполагали, что животные будут пытаться убежать из ящиков и проявлять агрессию в ответ на угрозу. Однако подопытные не проявляли никакой реакции, просто ложились на дно ящика и скулили. Предположение Селигмана подтвердилось: из-за невозможности избежать угрозы животные научились беспомощности.

Чтобы проверить теорию и выяснить, может ли подобное расстройство развиться у взрослых особей, ученые провели масштабный эксперимент, разделив собак на три группы:

  • Первая группа могла отключить электрический ток, нажав носом на специальную кнопку, и избежать удара.
  • Вторая группа не имела возможности контролировать электрический удар; их судьба зависела от поведения собак из первой группы.
  • Третья группа не подвергалась никакому воздействию и служила контрольной.

Затем всех собак поместили в ящики с низкой перегородкой, которую легко можно было перепрыгнуть. Поведение животных оказалось удивительным. Подопытные из первой и третьей группы быстро ориентировались и сразу же выпрыгивали из ящиков, в то время как вторая группа не реагировала на возможность побега. Они оставались лежать на дне ящика и скулили, даже когда сила удара током увеличивалась.

Ученые сделали вывод: если особь долгое время находится в ситуации, когда её действия не влияют на результат, она учится беспомощности. Если неприятности продолжаются независимо от её действий, живое существо привыкает, теряет активность и смиряется с обстоятельствами.

Эксперимент вызвал сомнения, так как аналогичное поведение не было доказано у людей. Поэтому было собрано несколько групп добровольцев. Их поместили в похожие условия, но в качестве раздражителя использовался громкий звук. Перед испытуемыми находились ящики с кнопками отмены, однако у второй группы кнопки были заблокированы. Когда людей поместили в ситуации с упрощёнными условиями, где можно было устранить раздражитель, прикоснувшись рукой к стенке ящика, только первая и третья группы пытались остановить эксперимент. Они экспериментировали с кнопками и стенками, чтобы достичь результата. Вторая группа просто смирялась и ждала завершения эксперимента.

Опыты подтвердили: у людей существует механизм формирования беспомощности. Пассивность действий после активации этого механизма переносится на другие ситуации.

Выученная беспомощность — это состояние, при котором человек начинает ощущать отсутствие контроля над своей жизнью и событиями, происходящими вокруг него. Врачи отмечают, что основными признаками этого состояния являются апатия, снижение мотивации и ощущение безысходности. Часто выученная беспомощность развивается в результате длительного стресса или травматических событий, когда человек сталкивается с ситуациями, в которых его усилия не приводят к положительным результатам.

Причинами могут быть как внешние факторы, такие как неблагоприятные условия жизни, так и внутренние, включая низкую самооценку и негативное восприятие себя. Лечение выученной беспомощности включает психотерапию, где специалисты помогают пациентам осознать свои мысли и эмоции, а также развить навыки преодоления трудностей. Важно, чтобы близкие люди поддерживали и вдохновляли на изменения, создавая позитивную атмосферу для восстановления.

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ: признаки, причины, последствия | Избавиться от ПРИОБРЕТЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ!ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ: признаки, причины, последствия | Избавиться от ПРИОБРЕТЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ!

2 Признаки и причины возникновения

Внутреннее восприятие расстройства проявляется через определенные установки:

  • Личное восприятие своих возможностей справиться с жизненными трудностями: «Это может сделать кто угодно, но не я».
  • Привязка причин неудач к своим личным качествам: «Мои достижения – это не моя заслуга, а неудачи – это моя вина». Например, человек может считать, что не способен достичь желаемого из-за нехватки силы воли или ума, а успехи зависят лишь от удачи.
  • Чувство невозможности контролировать окружающую реальность. Эти установки не ограничиваются конкретными ситуациями, а охватывают все аспекты жизни. В результате человек перестает действовать даже в тех случаях, когда решение очевидно.

Достаточно пережить один короткий период, когда внешние обстоятельства выходят из-под контроля, чтобы запустить механизм, который начинает управлять жизнью человека. Это может привести к депрессии, пессимизму и пассивности.

Признаки расстройства становятся очевидными в ходе общения. Основной индикатор – наличие в речи человека характерных слов-маркеров:

  • «Не могу»: изменить свое поведение, разрешить конфликт, завести друзей.
  • «Не хочу». Далее можно добавить что угодно: менять образ жизни, привычки, изучать новый предмет, язык и так далее. Ощущение «я не могу» связано с переживанием по поводу своей несостоятельности или слабости. Модель «не могу» трансформируется в «не хочу», «это не для меня».
  • «Всегда»: опаздываю, теряю вещи, расстраиваюсь по мелочам. Эта модель превращается в «я всегда таким был и буду».
  • «Никогда»: не смогу справиться с проблемой, никогда не прошу о помощи.
  • «Все бесполезно»: и такие, как я, пробовали, но ничего не получалось.
  • «В нашей семье все такие». Эта формулировка уходит корнями в семейные установки, связанные с отсутствием склонности к какой-либо науке, профессии, неудачами в браке или карьере.

Основой формирования таких установок является недоверие к собственным силам и отсутствие положительного опыта. Подобное поведение часто маскируется под другими эмоциями. Например: злость, усталость, апатия. Выученная беспомощность может скрываться под противоположными действиями. Основные модели поведения:

  • Бездействие, проявляющееся в апатии или потере интереса.
  • Псевдоактивность, выражающаяся в бесполезной суете с последующим торможением.
  • Смещение на псевдоцель. Человек переключается на другую деятельность, которая дает ощущение достижения результата. Например, вместо написания курсовой работы студент решает прибраться в квартире, а вместо разрешения конфликтов выбирает поедание сладостей.
  • Попытки найти подходящий вариант среди стереотипных действий в состоянии постоянного напряжения и контроля результатов.
  • Ступор.
  • Деструктивное поведение, агрессия, направленная на себя или окружающих.
Признаки Причины Лечение
Пассивность, отсутствие инициативы Негативный опыт, повторяющиеся неудачи Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Отсутствие веры в свои силы, низкая самооценка Отсутствие контроля над ситуацией, внешние факторы Постановка реалистичных целей, пошаговое достижение успеха
Отказ от попыток изменить ситуацию Негативное подкрепление, отсутствие поддержки Развитие навыков решения проблем, обучение новым стратегиям
Апатия, депрессия, тревожность Травматический опыт, стресс Психотерапия, медикаментозное лечение (при необходимости)
Склонность к самообвинению Недостаток позитивного опыта, критика Работа над самосостраданием, принятие ошибок
Ощущение безнадежности, беспомощности Длительное пребывание в неблагоприятных условиях Поиск ресурсов, поддержка близких, изменение окружения
Избегание новых задач и вызовов Страх неудачи, негативные ожидания Постепенное расширение зоны комфорта, тренировка устойчивости
Прокрастинация, откладывание дел Отсутствие мотивации, убеждение в бесполезности усилий Развитие самодисциплины, поиск внутренней мотивации
Социальная изоляция, отказ от общения Стыд, страх осуждения, ощущение собственной неполноценности Развитие социальных навыков, поиск поддерживающего окружения
Физические симптомы (усталость, нарушения сна) Хронический стресс, психосоматические реакции Здоровый образ жизни, релаксационные техники, работа с телом

3 Лечение

Выработанная беспомощность – это сложное состояние, требующее комплексного подхода для его преодоления. Чтобы справиться с этой проблемой, важно сосредоточиться на ключевых аспектах нарушения и начать последовательную работу по следующим пунктам:

  • признание существования проблемы;
  • преодоление эмоционального стресса;
  • выявление и активизация своих потребностей и желаний;
  • повышение уровня самооценки;
  • осознание права на ошибку, свободу самовыражения и выбор;
  • признание и осознание своих способностей;
  • подтверждение своих достоинств на основе жизненного опыта преодоления трудностей;
  • формирование позитивного мышления и прогнозирование событий в оптимистичном ключе;
  • установка целей и принятие ответственности за результаты;
  • разработка стратегий для достижения целей и создание пошагового плана;
  • реализация намеченных планов;
  • преодоление страха обратиться за помощью.

Сложные ситуации, находящиеся на запущенной стадии расстройства, могут быть исправлены только специалистом. Тем не менее, многие из перечисленных пунктов доступны каждому и могут значительно улучшить качество жизни. Основой эффективного лечения является позитивный опыт. Начинать построение планов для достижения новых целей следует с простых и выполнимых задач.

Выученная беспомощность — это состояние, при котором человек начинает верить, что его действия не могут изменить ситуацию, и, следовательно, перестает пытаться что-либо изменить. Многие люди описывают это состояние как глубокое разочарование и апатию. Признаки могут включать в себя низкую мотивацию, чувство безысходности и даже депрессию. Причинами выученной беспомощности часто становятся травматические события, постоянные неудачи или чрезмерный контроль со стороны окружающих. Лечение может включать психотерапию, где специалист помогает человеку осознать свои возможности и восстанавливает уверенность в себе. Также полезны поддержка близких и развитие навыков преодоления трудностей. Важно помнить, что выученная беспомощность — это не приговор, а состояние, которое можно изменить.

Выученная БеспомощностьВыученная Беспомощность

4 Выученная беспомощность у детей

Контроль над окружающим миром начинает формироваться в детстве. Неправильное поведение родителей может привести к инфантильности у ребенка. На развитие этого расстройства влияют три ключевых аспекта:

Аспект Проявление
Отсутствие последствий или депривация Чтобы глубже понять ситуацию, стоит рассмотреть конкретные примеры. В обеспеченной семье, владеющей бизнесом, родители обращаются к специалисту, так как их 25-летний сын не проявляет интереса к работе. Он ничего не делает, лишь отдыхает и тратит деньги родителей. Психолог рекомендует изменить подход к действиям сына. Каждый поступок должен иметь свои последствия. Отец забирает у сына машину и передает ее сотруднику, а сыну предлагает зарплату, зависящую от количества отработанных часов. Устанавливается условие: если сын не начнет работать, отец продаст или передаст бизнес другому. При отсутствии работы зарплата не будет выплачиваться. Таким образом, у ребенка появляется возможность выбора. В итоге сын берет на себя ответственность, накапливает деньги на машину и переезжает в съемную квартиру, чтобы стать независимым.
Однообразные последствия Однообразные последствия можно наблюдать на примере детей, воспитываемых в семьях с высокими требованиями или строгими родителями. Ребенок понимает, что любое его действие будет прощено, или, наоборот, любое действие вызовет негативную реакцию.
Асинхронность Ситуации, когда реакция на поступок приходит с задержкой, не способствуют мотивации. Из-за длительного временного промежутка сложно связать конкретные действия с последствиями. Например, постоянная критика родителей за ошибки в домашних заданиях. У взрослых одной из распространенных причин отсутствия инициативы на работе является нестабильная зарплата.

Фото

Вопрос-ответ

Выученная БЕСПОМОЩНОСТЬ: её нет и никогда не было [научное закрытие]Выученная БЕСПОМОЩНОСТЬ: её нет и никогда не было [научное закрытие]

Что значит чувствовать себя беспомощным?

Внутренняя напряженность, тревожность, конфликтность образа Я, ощущение неполноценности, ненужности и отверженности, когда подвергается опасности формирование базовой способности — способность к одиночеству — это проявления аффективного компонента беспомощности.

Что значит для человека чувствовать себя беспомощным?

Чувствовать себя беспомощным означает ощущать отсутствие контроля над своей жизненной ситуацией, что может вызывать страх, тревогу и депрессию. Это состояние часто связано с ощущением, что человек не может справиться с проблемами или изменить обстоятельства, что приводит к потере уверенности в своих силах и снижению мотивации к действию.

Что такое беспомощное состояние человека?

Из разъяснения Пленума ВС РФ можно сделать вывод о том, что беспомощное состояние — это неспособность потерпевшего защитить себя в силу физического или психического состояния.

Как узнать, выучилась ли я беспомощность?

Общие признаки и симптомы выученной беспомощности проявляются в поведении, эмоциях и мыслях. Люди, испытывающие её, часто демонстрируют отсутствие усилий, низкую самооценку, чувствуют себя пассивными и испытывают трудности с решением проблем.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на свои мысли. Выученная беспомощность часто проявляется в негативных установках и убеждениях о себе. Попробуйте вести дневник, в котором будете записывать свои мысли и чувства, чтобы осознать, какие из них могут способствовать вашему состоянию.

СОВЕТ №2

Ищите поддержку. Общение с близкими, друзьями или специалистами может помочь вам справиться с чувством беспомощности. Не стесняйтесь делиться своими переживаниями и просить о помощи, когда это необходимо.

СОВЕТ №3

Ставьте небольшие цели. Начните с достижения простых задач, которые могут повысить вашу уверенность в себе. Постепенно увеличивайте сложность задач, чтобы развивать чувство контроля над своей жизнью.

СОВЕТ №4

Изучайте методы самопомощи. Практики, такие как медитация, йога или физические упражнения, могут помочь вам справиться со стрессом и улучшить общее самочувствие. Найдите то, что подходит именно вам, и сделайте это частью своей рутины.

Ссылка на основную публикацию
Похожее