ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Дислексия у взрослых и детей: виды, способы коррекции и рекомендации

1 Описание заболевания

Дислексия представляет собой трудности в освоении навыков чтения. Это расстройство связано с недостаточным развитием высших психических функций, которые играют ключевую роль в формировании данного навыка, и чаще всего наблюдается у детей младшего школьного возраста. По статистике, дислексия встречается у 4,8% здоровых детей, в то время как среди детей с задержкой психического развития этот показатель колеблется от 20% до 50%. При этом мальчики страдают от данного расстройства чаще, чем девочки.

Исследования показывают, что одной из основных причин возникновения дислексии является наследственная предрасположенность к нарушениям чтения и письма, особенно у людей с правополушарным типом мышления. У пациентов с дислексией также выявляются биологические факторы, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции, а также могут наблюдаться психические расстройства, такие как шизофрения. К причинам, способствующим возникновению данного расстройства, относятся перинатальные повреждения головного мозга, интоксикация центральной нервной системы у матери в результате употребления алкоголя и медикаментов, а также гемолитическая болезнь плода.

К факторам, способствующим развитию дислексии, можно отнести:

  • инфекции у беременной (краснуха, корь, ветрянка, грипп, герпес);
  • узкий таз матери;
  • длительные роды;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • задержка формирования структур головного мозга из-за черепно-мозговых травм, нейроинфекций и детских инфекционных заболеваний;
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • умственная отсталость (олигофрения);
  • нарушения речи;
  • педагогическая запущенность у ребенка;
  • высокий темп обучения и раннее начало образовательного процесса;
  • несформированность устной речи, включая фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи.

Врачи отмечают, что дислексия, как у детей, так и у взрослых, представляет собой сложное нарушение, влияющее на процесс чтения и письма. Существуют различные виды дислексии, включая фонологическую, визуальную и ортографическую, каждая из которых требует индивидуального подхода к коррекции. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как это позволяет начать коррекционные занятия на этапе, когда мозг наиболее восприимчив к обучению. Врачи рекомендуют использовать комплексный подход, включающий специальные методики обучения, логопедические занятия и психологическую поддержку. Также важным аспектом является вовлечение родителей и педагогов в процесс, что способствует созданию благоприятной образовательной среды. Современные технологии, такие как приложения и программы для тренировки навыков чтения, также могут быть полезны в коррекции дислексии.

Симптомы ДИСЛЕКСИИ у взрослых. Как понять что у тебя болезнь дислексия и дисграфияСимптомы ДИСЛЕКСИИ у взрослых. Как понять что у тебя болезнь дислексия и дисграфия

2 Основные клинические проявления и виды

В зависимости от основных проявлений выделяют литеральную дислексию, которая связана с трудностями в усвоении отдельных букв, и вербальную дислексию, характеризующуюся проблемами с чтением слов. На основе нарушенных механизмов можно выделить следующие виды, описание которых представлено в таблице:

Вид Симптоматика
Фонематическая Связана с недостаточным развитием фонематического восприятия, а также синтеза и анализа звуков. У пациентов наблюдаются замены и смешения звуков, затруднения в понимании слов и их использовании. Часто отсутствуют развернутые предложения, а слова могут быть несвязанными. Некоторые дети читают по буквам и искажают звуко-слоговую структуру слов.
Семантическая Характеризуется нарушениями в формировании слогов. Это может быть следствием ограниченного словарного запаса и непонимания синтаксических связей в предложениях. У таких детей отсутствует понимание прочитанного текста, слов или предложений, хотя техника чтения может быть сохранена.
Аграмматическая Развивается на фоне недостаточного развития грамматического строя речи. У пациентов наблюдаются ошибки в прочтении падежных окончаний существительных и прилагательных, а также форм и времен глаголов. Аграмматизмы могут проявляться как в чтении, так и в устной речи и письме.
Мнестическая Возникает из-за нарушений речевой памяти и трудностей в соотнесении букв и звуков. Ребенок не запоминает буквы, что приводит к их замене и смешению при чтении. Он не может воспроизвести последовательность из нескольких звуков или слов, что приводит к изменению их порядка и сокращению количества.
Оптическая Связана с недостаточным развитием зрительно-пространственных представлений. Наблюдаются замены и смешения букв, которые визуально схожи, но отличаются некоторыми элементами или расположением в пространстве. При чтении может происходить соскальзывание с одной строки на другую, а в некоторых случаях наблюдается зеркальное чтение (справа налево).
Тактильная Характеризуется нечеткостью тактильного восприятия у людей с плохим зрением. У таких пациентов происходит смешение букв, которые близки по количеству или расположению точек в системе Брайля. Также отмечаются соскальзывания со строк, пропуски букв и слов, а также трудности в понимании смысла прочитанного.

Рекомендуем

Категория Виды дислексии Способы коррекции
У детей Фонематическая (трудности с распознаванием звуков речи) Развитие фонематического слуха, артикуляционная гимнастика, игры на звукобуквенный анализ и синтез.
Оптическая (трудности с распознаванием букв и их элементов) Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, использование крупного шрифта, выделение букв цветом.
Семантическая (трудности с пониманием смысла прочитанного) Развитие словарного запаса, обучение стратегиям чтения (прогнозирование, пересказ), использование наглядных материалов.
Аграмматическая (трудности с пониманием и использованием грамматических конструкций) Развитие грамматического строя речи, составление предложений, работа с текстами разной сложности.
Мнестическая (трудности с запоминанием букв, слов, последовательностей) Развитие памяти (зрительной, слуховой), использование мнемонических приемов, повторение, ассоциации.
У взрослых Приобретенная (в результате травмы, инсульта, заболевания) Нейропсихологическая реабилитация, восстановление утраченных функций, использование компенсаторных стратегий.
Развивающаяся (недиагностированная в детстве) Комплексная диагностика, индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, использование специализированных программ и приложений.
Смешанная (сочетание нескольких видов) Индивидуальный подход, комбинирование различных методов коррекции в зависимости от преобладающих трудностей.
Общие методы коррекции Мультисенсорный подход Использование всех каналов восприятия (зрение, слух, осязание) для обучения чтению и письму.
Использование технологий Специализированные компьютерные программы, приложения для чтения, аудиокниги, программы для преобразования текста в речь.
Психологическая поддержка Работа с самооценкой, снижение тревожности, развитие мотивации к обучению.
Адаптация учебного процесса Предоставление дополнительного времени на выполнение заданий, использование альтернативных форм контроля, индивидуальные задания.
Сотрудничество с родителями/близкими Информирование о дислексии, обучение методам поддержки, создание благоприятной среды для обучения.

2.1 Дислексия у взрослых

Дислексия у взрослых проявляется в сложностях с восприятием информации как визуально, так и на слух. У таких людей часто наблюдаются рассеянность, невнимательность, проблемы с дикцией и затруднения в воспроизведении чисел. Навыки письма могут быть либо полностью отсутствующими (алексия), либо недостаточно развитыми (дисграфия).

Люди с дислексией сообщают о трудностях в объединении букв в слоги, слова, фразы и предложения. Также у них могут наблюдаться проблемы с памятью. Они испытывают сложности в планировании своего дня и организации времени. Часто возникают трудности с правильным произношением слов.

Дислексия — это специфическое нарушение чтения, которое может проявляться как у детей, так и у взрослых. Многие люди, сталкиваясь с этой проблемой, отмечают, что дислексия не связана с умственными способностями, а скорее с особенностями восприятия и обработки информации. Существует несколько видов дислексии, включая фонематическую, визуальную и ортографическую, каждая из которых требует индивидуального подхода к коррекции.

Способы помощи варьируются от специализированных программ обучения до использования технологий, таких как текстовые редакторы с функцией чтения вслух. Психологи и логопеды рекомендуют занятия, направленные на развитие фонематического слуха и улучшение навыков чтения. Важно создать поддерживающую среду, где взрослые и дети смогут открыто обсуждать свои трудности, что способствует повышению уверенности и снижению стресса. Образование и понимание со стороны окружающих играют ключевую роль в успешной коррекции дислексии.

Как устранить дислексию взрослому человеку | Вопрос-ответКак устранить дислексию взрослому человеку | Вопрос-ответ

3 Диагностика

Диагностика заболеваний осуществляется через анализ устной речи, письма, чтения и неречевых процессов. Обследование пациента выполняет логопед, основываясь на анамнестических данных, которые включают информацию о беременности, родах и развитии ребенка. Специалист определяет уровень успеваемости ученика по русскому языку, состояние артикуляционного аппарата и особенности речевого развития.

Исследование устной речи имеет важное диагностическое значение и включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, связной речи, а также лексико-грамматических средств языка. Также проводится диагностика письменной речи, которая включает списывание текстов, самостоятельное письмо и восприятие информации на слух. Анализируется темп и точность чтения пациента, его стиль чтения, уровень понимания текста и возможные ошибки.

В процессе диагностики привлекается нейропсихолог, который исследует уровень гнозиса (зрительного и слухового), память, а также анализ и синтез информации и оптико-пространственные ориентировки. Пациенту рекомендуется пройти консультацию у детского невролога (если это ребенок) или взрослого специалиста. Также применяются инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ и ЭхоЭГ. Для выявления или исключения нарушений зрительных функций проводится обследование у офтальмолога.

4 Лечение

Для развития мелкой моторики, памяти, внимания и речи пациенту следует выполнять следующее упражнение: поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя каждый палец с большим пальцем в кольцо. Начинайте с указательного пальца и заканчивайте мизинцем. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой, а затем обеими руками одновременно. Рекомендуется заниматься по 10-15 минут два раза в день в течение двух месяцев.

Чтобы стимулировать работу головного мозга, можно использовать упражнение под названием “Зеркальное рисование”. Пациент должен рисовать зеркальные изображения или буквы двумя руками. Для лучшего понимания принципа выполнения упражнения специалист должен сначала рисовать вместе с пациентом, а затем пациент выполняет это задание самостоятельно каждый день на протяжении нескольких месяцев.

При фонематической форме недуга необходимо корректировать произношение звуков и развивать полноценные фонематические процессы. Если у пациента выявлена семантическая дислексия, лечение должно включать обогащение словарного запаса и усвоение грамматических норм русского языка. Коррекция этого расстройства направлена на восстановление нарушенных аспектов устной речи и неречевых процессов.

В случае аграмматической формы важно формировать грамматические системы словообразования и словоизменения. При мнестической дислексии следует развивать слухоречевую и зрительную память. Если обнаружена оптическая дислексия, логопеду необходимо работать над развитием зрительного анализа и синтеза, а также зрительно-пространственных представлений. При тактильной форме заболевания специалист сосредотачивается на дифференциации тактильно воспринимаемых объектов.

Для коррекции дислексии можно выполнять следующие упражнения:

  1. Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами.

  2. Обучение синтезу слогов с одним постоянным и одним изменяющимся.

  3. Работа с таблицей: ребенку нужно быстро подсчитать, сколько раз в ней встречается каждая цифра от нуля до девяти. Если он ошибается, упражнение начинается заново.

ДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна ЧерниговскаяДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна Черниговская

5 Профилактика и прогноз

Профилактику данной проблемы следует начинать с раннего возраста, в частности, в дошкольный период. Важно развивать у ребенка ключевые психические процессы, такие как память, внимание, мелкая моторика и аналитико-синтетические способности. Необходимо подготовить малыша к изучению грамматики языка. Также важно вовремя выявлять речевые нарушения и организовывать занятия с логопедом.

Прогноз будет более оптимистичным, если коррекция нарушений будет проводиться на ранних стадиях. Эффективность занятий возрастает, если они проходят в домашних условиях под наблюдением родителей.

Фото

Вопрос-ответ

Какие виды дислексии бывают?

Виды дислексии: семантическая, фонематическая, оптическая, аграмматическая, мнестическая и тактильная дислексия. Фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая и тактильная дислексия.

Какие виды дислексии существуют?

Помимо основных типов дислексии, основанных на причинах, исследователи и педагоги часто выделяют подкатегории дислексии, основанные на особенностях её проявления: фонологическая, поверхностная, дислексия быстрого называния, дислексия двойного дефицита, визуальная и глубокая. Каждая из этих подкатегорий связана с определённым набором симптомов дислексии.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту. Если вы или ваш ребенок подозреваете наличие дислексии, важно пройти диагностику у психолога или логопеда. Профессиональная оценка поможет определить тип дислексии и разработать индивидуальный план коррекции.

СОВЕТ №2

Используйте специальные методики обучения. Существует множество программ и методик, разработанных специально для людей с дислексией. Они могут включать визуальные и аудиовизуальные материалы, что поможет лучше усваивать информацию.

СОВЕТ №3

Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте комфортные условия для обучения и чтения. Убедитесь, что в пространстве нет отвлекающих факторов, а также используйте удобные шрифты и форматы текста, которые облегчают восприятие информации.

СОВЕТ №4

Регулярно практикуйтесь. Постоянная практика чтения и письма поможет улучшить навыки. Используйте игры и упражнения, которые делают процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым для человека с дислексией.

Ссылка на основную публикацию
Похожее