Как распознать и победить детские страхи? Полезные советы и рекомендации
1 Почему появляются детские страхи?
Негативные впечатления в жизни ребенка могут вызывать у него чувство страха. Преодоление фобий в детском возрасте является важным условием для гармоничного развития личности. Родителям следует поддерживать своих детей в борьбе с этими страхами, иначе они могут негативно сказаться на психологическом здоровье и повлиять на всю жизнь человека.
Наиболее ярко детские страхи проявляются у дошкольников, так как в этот период активно развивается их когнитивная сфера. Дети начинают осознанно воспринимать окружающий мир и осознают множество потенциальных опасностей. В это время наиболее распространены фобии, связанные с инстинктом самосохранения. У школьников, особенно подростков, страхи часто имеют социальный характер.
Возрастные страхи чаще всего наблюдаются у тревожных, мнительных и эмоционально чувствительных детей с врожденной предрасположенностью к нервозности. Важную роль в формировании страхов играет семейная обстановка. На возникновение фобий могут влиять следующие факторы:
- Страхи родителей.
- Чрезмерная опека.
- Авторитарный стиль воспитания.
- Ребенок как единственный в семье.
- Психологические травмы или испуг.
- Высокие нервно-психические нагрузки у матери, ранний выход на работу.
- Неполные семьи.
Практическая психология выделяет несколько основных причин появления страхов у детей:
- Конкретные случаи, которые сильно напугали ребенка, например, укус собаки, застревание в лифте или участие в аварии. Такие события могут привести к стойким фобиям, особенно у детей с повышенной мнительностью и низкой самооценкой.
- Дети могут создавать в своем воображении монстров или чудовищ, что приводит к страхам. Некоторые быстро забывают о своих страхах после ночных кошмаров, в то время как другие отказываются оставаться одни в комнате.
- Частые конфликты и негативная атмосфера в семье, отсутствие поддержки и понимания могут вызывать у ребенка повышенную тревожность, что со временем приводит к различным фобиям.
- Негативный опыт общения со сверстниками, например, обиды в детском саду или школе, может заставить ребенка отказываться посещать учебные заведения.
- Наличие неврозов, которые требуют медицинского вмешательства. Основные симптомы включают страхи, не соответствующие возрасту ребенка или имеющие патологические проявления.
Страх может вызывать у детей сильное эмоциональное напряжение. Это проявляется в изменениях поведения, таких как заторможенность, импульсивность и непредсказуемость. Если ребенок испытывает страх, это свидетельствует о том, что он не может справиться со своими эмоциями и контролировать их.
Для каждой возрастной группы характерны определенные виды фобий, и их проявление зависит не только от возраста, но и от пола ребенка.
Врачи подчеркивают, что детские страхи — это нормальная часть развития, однако важно уметь их распознавать и преодолевать. Специалисты рекомендуют родителям внимательно наблюдать за поведением ребенка. Если он проявляет тревогу в определенных ситуациях, стоит обсудить это с ним, выяснив, что именно вызывает страх. Психологи советуют использовать игры и сказки, чтобы помочь детям выразить свои чувства и научиться справляться с ними. Также важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет открыто говорить о своих переживаниях. В некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста, который поможет разработать индивидуальный подход к преодолению страхов.

2 Виды страхов
В таблице “М” обозначает, что страх присущ мальчикам, а “Д” – девочкам.
| Название страха | 0–6 мес. | 7–12 мес. | 1–2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет дошк. | 7 лет шк. | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 –17 лет |
| Боязнь остаться без мамы | МД | ||||||||||||||
| Получить травму во время падения | МД | ||||||||||||||
| Своих сверстников | МД | ||||||||||||||
| Один дома | МД | МД | Д | Д | |||||||||||
| Нападение | Д | МД | М | Д | Д | Д | Д | М | |||||||
| Болезнь | МД | Д | М | М | МД | ||||||||||
| Своя смерть | МД | МД | |||||||||||||
| Смерть родителей | МД | МД | МД | Д | |||||||||||
| Чужих людей | МД | М | Д | МД | Д | ||||||||||
| Насильственная смерть | МД | ||||||||||||||
| Потеряться | МД | МД | |||||||||||||
| Мамы и папы | МД | Д | |||||||||||||
| Наказание | М | Д | Д | М | МД | М | МД | ||||||||
| Баба-Яга, Кощей | МД | МД | М | ||||||||||||
| Опоздание в школу | МД | МД | МД | ||||||||||||
| Перед сном | М | Д | МД | М | |||||||||||
| Ночные страхи, кошмары | МД | Д | М | Д | М | МД | М | ||||||||
| Темнота | МД | МД | М | Д | Д | МД | |||||||||
| Дикие животные | М | Д | М | Д | Д | Д | Д | МД | Д | ||||||
| Транспорт | МД | МД | |||||||||||||
| Стихийное бедствие | М | Д | МД | М | Д | Д | МД | ||||||||
| Экологическая катастрофа | МД | ||||||||||||||
| Высота | М | Д | МД | М | МД | Д | Д | ||||||||
| Глубина | Д | МД | М | Д | Д | Д | |||||||||
| Тесные помещения | Д | Д | М | М | М | ||||||||||
| Вода | МД | Д | Д | Д | Д | ||||||||||
| Огонь | МД | Д | Д | Д | |||||||||||
| Пожар | М | Д | М | Д | М | Д | |||||||||
| Война | МД | МД | МД | МД | МД | ||||||||||
| Большие помещения, улицы | Д | Д | М | Д | М | ||||||||||
| Врачи | МД | МД | Д | МД | Д | М | |||||||||
| Уколы | МД | М | Д | МД | Д | Д | М | ||||||||
| Боль | МД | МД | МД | ||||||||||||
| Кровь | Д | Д | Д | Д | Д | МД | |||||||||
| Резкие, громкие звуки | МД | МД | МД | М | |||||||||||
| Бедность, безработица | МД | ||||||||||||||
| Не выйти замуж | Д | ||||||||||||||
| Оценки в школе | МД | ||||||||||||||
| Политическая ситуация | МД | ||||||||||||||
| Внешний вид, сексуальность | МД | ||||||||||||||
| Мнение других людей | МД | ||||||||||||||
| Безразличие сверстников | МД | ||||||||||||||
| Отличаться от друзей | МД | ||||||||||||||
| Проблемы с противоположным полом | МД | ||||||||||||||
| Публичные выступления | МД | ||||||||||||||
| Неизлечимые заболевания | МД | ||||||||||||||
| Новая обстановка | МД | МД |
Рекомендуем
| Тип страха | Признаки проявления | Как помочь ребенку |
|---|---|---|
| Страх темноты | Отказ засыпать в темноте, просьбы оставить свет, ночные кошмары, беспокойство перед сном. | Оставить ночник, рассказать сказку про “добрую темноту”, поиграть в прятки в темноте, использовать “волшебный” спрей от монстров. |
| Страх разлуки (сепарационная тревога) | Плач и истерики при расставании с родителями, цепляние за родителей, отказ идти в детский сад/школу, беспокойство о возвращении родителей. | Постепенное привыкание к разлуке, четкий ритуал прощания, обещание вернуться и его выполнение, короткие разлуки с постепенным увеличением времени. |
| Страх монстров/вымышленных существ | Рассказы о монстрах под кроватью/в шкафу, отказ оставаться одному в комнате, ночные кошмары, проверка углов комнаты. | “Охота” на монстров вместе с ребенком, использование “волшебных” средств (спрей, амулет), чтение книг о добрых монстрах, рисование монстров и их “обезвреживание”. |
| Страх врачей/уколов | Плач, сопротивление при посещении врача, паника при виде шприца, отказ от лечения. | Игра в доктора, чтение книг о врачах, объяснение необходимости лечения, поощрение за смелость, присутствие родителей во время процедур. |
| Страх животных | Избегание животных, плач при их виде, паника, отказ приближаться. | Постепенное знакомство с животными (на расстоянии), чтение книг о животных, просмотр мультфильмов, объяснение поведения животных, пример родителей. |
| Страх публичных выступлений/оценки | Застенчивость, отказ отвечать у доски, избегание участия в мероприятиях, беспокойство о мнении других. | Поощрение за любые попытки, создание безопасной среды для выступлений (дома, перед близкими), тренировка перед зеркалом, акцент на процессе, а не на результате. |
| Страх смерти/потери близких | Вопросы о смерти, беспокойство о здоровье близких, грусть, тревога. | Честные и простые ответы на вопросы, избегание эвфемизмов, акцент на жизни и памяти, поддержка и объятия. |
| Страх природных явлений (гроза, землетрясение) | Паника, плач, желание спрятаться, беспокойство во время непогоды. | Объяснение природы явлений, создание безопасного места, отвлечение (игры, книги), объятия и успокоение. |
| Страх неудачи/ошибки | Отказ от новых занятий, перфекционизм, расстройство при малейшей ошибке, избегание соревнований. | Акцент на процессе обучения, а не на результате, поощрение за усилия, объяснение, что ошибки – это часть обучения, пример родителей. |
3 Методы диагностики
Определение детских страхов осуществляется с использованием различных тестов, проективных методик и опросников, созданных для родителей или специалистов в области детского воспитания.
Многие родители сталкиваются с детскими страхами, которые могут проявляться в самых разных формах — от страха темноты до боязни общения с незнакомыми людьми. Важно понимать, что такие страхи — это естественная часть развития ребенка. Психологи советуют внимательно слушать детей и не игнорировать их переживания. Открытый диалог помогает детям выразить свои чувства и понять, что они не одни.
Некоторые родители используют игры и сказки, чтобы помочь детям справиться с их страхами, превращая их в увлекательные истории. Также полезно создавать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребенок может смело делиться своими переживаниями. Постепенное знакомство с пугающими ситуациями в безопасной обстановке может помочь преодолеть страхи. Главное — быть терпеливыми и поддерживать детей, показывая им, что страхи можно победить.

3.1 Тест на выявление детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захарова и М. Панфилова)
Данная диагностика предназначена для выявления страхов у детей старше трех лет. Обычно тест применяется в тех случаях, когда ребенок еще не умеет рисовать или не желает это делать.
В процессе диагностики ребенку показываются два домика — один черного цвета, другой — красного. Задача малыша заключается в том, чтобы распределить свои страхи по этим домикам. В черный домик помещаются пугающие страхи, а в красный — те, которые не представляют опасности. Ребенок по очереди слушает названия страхов и решает, куда их разместить.
При подсчете результатов следует учитывать только те страхи, которые были «поселены» в черный домик. Если среди ответов обнаруживается 3–4 взаимосвязанных страха, это позволяет с уверенностью говорить о наличии фобии. В случае, если выявляется множество различных страхов, это может служить тревожным сигналом, указывающим на предневротическое состояние.
Список страхов:
- Оставаться одному.
- Нападение со стороны кого-то.
- Возможность заразиться или заболеть.
- Страх смерти.
- Смерть родителей.
- Опасения перед определенными детьми.
- Чужие люди.
- Родители.
- Наказание.
- Баба-Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч, невидимки, скелеты.
- Перед сном.
- Кошмары.
- Темнота.
- Дикие животные.
- Транспорт.
- Стихийные бедствия.
- Высота.
- Глубина.
- Замкнутые пространства, туалеты.
- Вода.
- Огонь.
- Пожар.
- Война.
- Широкие улицы.
- Врачи.
- Когда течет кровь.
- Когда больно.
- Резкие звуки.
- Совершить неправильный поступок.
- Опоздать в детский сад или школу.
3.2 Опросник Г. Г. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко
Основная задача данного опросника заключается в выявлении детей с повышенной тревожностью. Ответы на вопросы могут предоставлять родители, воспитатели и учителя. Важно внимательно ознакомиться с каждым вопросом и указать «да» или «нет».
Ребенок:
- Не может усидеть на месте, быстро утомляется и не способен долго работать.
- Испытывает трудности с концентрацией на чем-либо.
- Новое задание вызывает у него чувство тревоги и беспокойства.
- Во время выполнения задания он выглядит напряженным или скованным.
- Часто испытывает смущение.
- Регулярно обсуждает ситуации, которые вызывают у него напряжение.
- В незнакомой обстановке может покраснеть.
- Жалуется на ночные страхи.
- Часто мерзнут руки, они могут быть влажными.
- Сталкивается с проблемами пищеварения.
- Волнение сопровождается повышенной потливостью.
- Имеет плохой аппетит.
- Испытывает трудности с засыпанием.
- Ребенок легко пугается.
- Легко расстраивается.
- Часто плачет.
- Не любит ждать.
- Неохотно начинает новые дела.
- Не уверен в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Количество «да» покажет уровень тревожности:
15–20 баллов — высокая тревожность.
14–7 баллов — средняя тревожность.
6–0 баллов — низкая тревожность.

3.3 Опросник П. Бейкер и М. Алворд
Тест предназначен для оценки уровня тревожности у детей. Вам нужно отметить, какие из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка.
- Постоянное ощущение тревоги.
- Трудности с концентрацией внимания.
- Напряжение в мышцах (шея, лицо).
- Повышенная раздражительность.
- Проблемы со сном, частые кошмары.
Если хотя бы один из этих симптомов проявляется у ребенка на регулярной основе, это может свидетельствовать о повышенной тревожности.
Страх разлуки можно определить по следующим признакам:
- Сильное чувство печали и грусти при расставании.
- Ребенок сильно переживает, что взрослым может быть плохо.
- Чрезмерная боязнь расставания с близкими.
- Постоянное нежелание посещать детский сад.
- Страх остаться в одиночестве.
- Боязнь засыпать без присутствия рядом кого-то.
- Частые кошмары, связанные с разлукой.
- Регулярные жалобы на головную боль или боли в животе.
Если три и более из этих признаков регулярно наблюдаются у ребенка, это может указывать на наличие страха разлуки.
4 Что поможет справиться со страхами?
Преодоление фобий во многом зависит от отношения родителей к своему ребенку и их поведения. Важно, чтобы они серьезно отнеслись к этой проблеме и продемонстрировали ребенку, что понимают его чувства, а не осуждают. Необходимо создать в доме атмосферу спокойствия, где малыш сможет ощущать полную безопасность. Жалобы и переживания ребенка должны получать должное внимание. Это станет залогом формирования успешной и уверенной в себе личности.
Избавиться от страхов возможно, но только при своевременном обращении к специалисту, желательно до достижения 10-летнего возраста. Коррекция фобий осуществляется по нескольким направлениям:
- Увеличение самооценки ребенка.
- Применение методов для снятия эмоционального и мышечного напряжения (арт-терапия, массаж).
- Обучение навыкам самоконтроля и управления своими эмоциями в различных ситуациях (ролевые игры, где ребенок может проявить себя как сильная и бесстрашная личность).
4.1 Методика коррекции А. Л. Венгера «Уничтожение страха»
Данная методика направлена на то, чтобы помочь ребенку высказать свои негативные чувства и освободиться от них. Процесс состоит из нескольких шагов. В начале ребенок создает изображение своего страха. Затем он рисует себя рядом с этим страхом, изображая себя смелым и не испытывающим страха. Финальным этапом является самостоятельное уничтожение своего рисунка ребенком.
4.2 Техника «Обогащение рисунка»
Данная методика помогает снять стресс и улучшить эмоциональное состояние. Этот подход подходит для детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Ребенку предоставляют лист бумаги и множество ярких карандашей. Его задача — изобразить все, что ему придет в голову. В процессе рисования можно задавать вопросы о созданном изображении, помогая ребенку придумать интересный сюжет. Можно создать несколько рисунков и составить целую историю. Рекомендуется использовать теплые оттенки. Благодаря разнообразию цветов ребенок освобождается от зажатости и неуверенности. Если ребенок не проявляет интереса к рисованию, можно предложить ему слепить что-то из пластилина или другого материала, что ему нравится.
4.3 Сказкотерапия как метод психокоррекции
Во время игры с вашим ребенком можно предложить ему создать волшебную историю, в которой он станет смелым героем, не знающим страха и готовым прийти на помощь другим.
Также можно заказать индивидуальную книгу сказок, в которой будут размещены фотографии вашего малыша. Это станет отличным способом помочь ему справиться с неуверенностью и повысить его самооценку.
4.4 Метод игротерапии
Суть данного подхода заключается в том, что взрослому следует осторожно начать беседу о страхах ребенка. Ему задаются наводящие вопросы, которые постепенно помогают выявить положительные аспекты. Затем можно предложить ребенку создать забавную историю о своем страхе или даже наладить с ним дружеские отношения. Например, можно представить, что существо, прячущиеся в шкафу, на самом деле плачет, боится темноты и хочет к маме. Теперь оно уже не кажется таким страшным и угрожающим.
4.5 Разговоры об объекте фобии
Данный метод будет эффективен для детей начальной школы, поскольку в этом возрасте они способны более ясно выражать свои мысли. Важно вести беседу в спокойной и комфортной атмосфере, задавая ребенку уточняющие вопросы, которые помогут ему лучше понять свои страхи.
4.6 Музыкальная терапия, работа с песком
Взрослый выбирает успокаивающие мелодии, которые помогают расслабить нервную систему ребенка. Такой подход к терапии будет особенно эффективен в сочетании с рисованием на песке.
5 Советы психологов
Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, родителям стоит обратить внимание на следующие советы:
- Ребенок должен чувствовать любовь и заботу со стороны своих родителей.
- Каждый день выделяйте время для общения с ребенком, чтобы узнать, что его тревожит.
- Важно, чтобы дети взаимодействовали со своими сверстниками, так как это способствует их социальной адаптации.
- Не стоит запрещать ребенку играть.
- Избегайте запугивания, так как каждое слово взрослого воспринимается ребенком очень серьезно.
Страхи у детей — это обычное явление. Тем не менее, родителям следует внимательно относиться к этому вопросу. В противном случае ситуация может ухудшиться, и фобия может стать патологической, что негативно скажется на всей дальнейшей жизни человека.
Вопрос-ответ
Какой врач лечит детские страхи?
Диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи и нейропсихологи при помощи педагогов и родителей. При наличии соматических заболеваний может потребоваться участие педиатра и врачей узких специальностей.
Когда проходят детские страхи?
Детский страх обычно проходит в течение 3—4 недель, но у некоторых детей он может закрепиться. В этом случае с ребенком проводят специальные занятия у психолога, который применяет различные методы психокоррекции (арт-терапия, сказкотерапия и другие).
Советы
СОВЕТ №1
Обсуждайте страхи с ребенком. Создайте безопасную атмосферу, где ваш ребенок сможет открыто говорить о своих страхах. Слушайте его внимательно и не осуждайте. Это поможет ему почувствовать поддержку и понять, что его чувства важны.
СОВЕТ №2
Используйте игры и творчество. Занимайтесь с ребенком играми, которые помогают ему выразить свои страхи, например, через рисование или театрализованные постановки. Это может помочь ему увидеть свои страхи в новом свете и снизить их интенсивность.
СОВЕТ №3
Постепенно знакомьте ребенка с его страхами. Не заставляйте его сразу сталкиваться с тем, что его пугает. Вместо этого, постепенно вводите его в ситуацию, которая вызывает страх, начиная с менее пугающих аспектов и постепенно увеличивая уровень сложности.
СОВЕТ №4
Поощряйте позитивное мышление. Учите ребенка заменять негативные мысли о своих страхах на позитивные. Например, вместо “Я не смогу это сделать” можно сказать “Я попробую и сделаю все возможное”. Это поможет ему развивать уверенность в себе и уменьшить страхи.
