ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Как распознать и победить детские страхи? Полезные советы и рекомендации

1 Почему появляются детские страхи?

Негативные впечатления в жизни ребенка могут вызывать у него чувство страха. Преодоление фобий в детском возрасте является важным условием для гармоничного развития личности. Родителям следует поддерживать своих детей в борьбе с этими страхами, иначе они могут негативно сказаться на психологическом здоровье и повлиять на всю жизнь человека.

Наиболее ярко детские страхи проявляются у дошкольников, так как в этот период активно развивается их когнитивная сфера. Дети начинают осознанно воспринимать окружающий мир и осознают множество потенциальных опасностей. В это время наиболее распространены фобии, связанные с инстинктом самосохранения. У школьников, особенно подростков, страхи часто имеют социальный характер.

Возрастные страхи чаще всего наблюдаются у тревожных, мнительных и эмоционально чувствительных детей с врожденной предрасположенностью к нервозности. Важную роль в формировании страхов играет семейная обстановка. На возникновение фобий могут влиять следующие факторы:

  • Страхи родителей.
  • Чрезмерная опека.
  • Авторитарный стиль воспитания.
  • Ребенок как единственный в семье.
  • Психологические травмы или испуг.
  • Высокие нервно-психические нагрузки у матери, ранний выход на работу.
  • Неполные семьи.

Практическая психология выделяет несколько основных причин появления страхов у детей:

  • Конкретные случаи, которые сильно напугали ребенка, например, укус собаки, застревание в лифте или участие в аварии. Такие события могут привести к стойким фобиям, особенно у детей с повышенной мнительностью и низкой самооценкой.
  • Дети могут создавать в своем воображении монстров или чудовищ, что приводит к страхам. Некоторые быстро забывают о своих страхах после ночных кошмаров, в то время как другие отказываются оставаться одни в комнате.
  • Частые конфликты и негативная атмосфера в семье, отсутствие поддержки и понимания могут вызывать у ребенка повышенную тревожность, что со временем приводит к различным фобиям.
  • Негативный опыт общения со сверстниками, например, обиды в детском саду или школе, может заставить ребенка отказываться посещать учебные заведения.
  • Наличие неврозов, которые требуют медицинского вмешательства. Основные симптомы включают страхи, не соответствующие возрасту ребенка или имеющие патологические проявления.

Страх может вызывать у детей сильное эмоциональное напряжение. Это проявляется в изменениях поведения, таких как заторможенность, импульсивность и непредсказуемость. Если ребенок испытывает страх, это свидетельствует о том, что он не может справиться со своими эмоциями и контролировать их.

Для каждой возрастной группы характерны определенные виды фобий, и их проявление зависит не только от возраста, но и от пола ребенка.

Врачи подчеркивают, что детские страхи — это нормальная часть развития, однако важно уметь их распознавать и преодолевать. Специалисты рекомендуют родителям внимательно наблюдать за поведением ребенка. Если он проявляет тревогу в определенных ситуациях, стоит обсудить это с ним, выяснив, что именно вызывает страх. Психологи советуют использовать игры и сказки, чтобы помочь детям выразить свои чувства и научиться справляться с ними. Также важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет открыто говорить о своих переживаниях. В некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста, который поможет разработать индивидуальный подход к преодолению страхов.

Как помочь ребенку преодолеть страх?Как помочь ребенку преодолеть страх?

2 Виды страхов

В таблице “М” обозначает, что страх присущ мальчикам, а “Д” – девочкам.

Название страха 0–6 мес. 7–12 мес. 1–2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет дошк. 7 лет шк. 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 –17 лет
Боязнь остаться без мамы МД
Получить травму во время падения МД
Своих сверстников МД
Один дома МД МД Д Д
Нападение Д МД М Д Д Д Д М
Болезнь МД Д М М МД
Своя смерть МД МД
Смерть родителей МД МД МД Д
Чужих людей МД М Д МД Д
Насильственная смерть МД
Потеряться МД МД
Мамы и папы МД Д
Наказание М Д Д М МД М МД
Баба-Яга, Кощей МД МД М
Опоздание в школу МД МД МД
Перед сном М Д МД М
Ночные страхи, кошмары МД Д М Д М МД М
Темнота МД МД М Д Д МД
Дикие животные М Д М Д Д Д Д МД Д
Транспорт МД МД
Стихийное бедствие М Д МД М Д Д МД
Экологическая катастрофа МД
Высота М Д МД М МД Д Д
Глубина Д МД М Д Д Д
Тесные помещения Д Д М М М
Вода МД Д Д Д Д
Огонь МД Д Д Д
Пожар М Д М Д М Д
Война МД МД МД МД МД
Большие помещения, улицы Д Д М Д М
Врачи МД МД Д МД Д М
Уколы МД М Д МД Д Д М
Боль МД МД МД
Кровь Д Д Д Д Д МД
Резкие, громкие звуки МД МД МД М
Бедность, безработица МД
Не выйти замуж Д
Оценки в школе МД
Политическая ситуация МД
Внешний вид, сексуальность МД
Мнение других людей МД
Безразличие сверстников МД
Отличаться от друзей МД
Проблемы с противоположным полом МД
Публичные выступления МД
Неизлечимые заболевания МД
Новая обстановка МД МД

Рекомендуем

Тип страха Признаки проявления Как помочь ребенку
Страх темноты Отказ засыпать в темноте, просьбы оставить свет, ночные кошмары, беспокойство перед сном. Оставить ночник, рассказать сказку про “добрую темноту”, поиграть в прятки в темноте, использовать “волшебный” спрей от монстров.
Страх разлуки (сепарационная тревога) Плач и истерики при расставании с родителями, цепляние за родителей, отказ идти в детский сад/школу, беспокойство о возвращении родителей. Постепенное привыкание к разлуке, четкий ритуал прощания, обещание вернуться и его выполнение, короткие разлуки с постепенным увеличением времени.
Страх монстров/вымышленных существ Рассказы о монстрах под кроватью/в шкафу, отказ оставаться одному в комнате, ночные кошмары, проверка углов комнаты. “Охота” на монстров вместе с ребенком, использование “волшебных” средств (спрей, амулет), чтение книг о добрых монстрах, рисование монстров и их “обезвреживание”.
Страх врачей/уколов Плач, сопротивление при посещении врача, паника при виде шприца, отказ от лечения. Игра в доктора, чтение книг о врачах, объяснение необходимости лечения, поощрение за смелость, присутствие родителей во время процедур.
Страх животных Избегание животных, плач при их виде, паника, отказ приближаться. Постепенное знакомство с животными (на расстоянии), чтение книг о животных, просмотр мультфильмов, объяснение поведения животных, пример родителей.
Страх публичных выступлений/оценки Застенчивость, отказ отвечать у доски, избегание участия в мероприятиях, беспокойство о мнении других. Поощрение за любые попытки, создание безопасной среды для выступлений (дома, перед близкими), тренировка перед зеркалом, акцент на процессе, а не на результате.
Страх смерти/потери близких Вопросы о смерти, беспокойство о здоровье близких, грусть, тревога. Честные и простые ответы на вопросы, избегание эвфемизмов, акцент на жизни и памяти, поддержка и объятия.
Страх природных явлений (гроза, землетрясение) Паника, плач, желание спрятаться, беспокойство во время непогоды. Объяснение природы явлений, создание безопасного места, отвлечение (игры, книги), объятия и успокоение.
Страх неудачи/ошибки Отказ от новых занятий, перфекционизм, расстройство при малейшей ошибке, избегание соревнований. Акцент на процессе обучения, а не на результате, поощрение за усилия, объяснение, что ошибки – это часть обучения, пример родителей.

3 Методы диагностики

Определение детских страхов осуществляется с использованием различных тестов, проективных методик и опросников, созданных для родителей или специалистов в области детского воспитания.

Многие родители сталкиваются с детскими страхами, которые могут проявляться в самых разных формах — от страха темноты до боязни общения с незнакомыми людьми. Важно понимать, что такие страхи — это естественная часть развития ребенка. Психологи советуют внимательно слушать детей и не игнорировать их переживания. Открытый диалог помогает детям выразить свои чувства и понять, что они не одни.

Некоторые родители используют игры и сказки, чтобы помочь детям справиться с их страхами, превращая их в увлекательные истории. Также полезно создавать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребенок может смело делиться своими переживаниями. Постепенное знакомство с пугающими ситуациями в безопасной обстановке может помочь преодолеть страхи. Главное — быть терпеливыми и поддерживать детей, показывая им, что страхи можно победить.

Джон Кехо. Как проработать страх в подсознании? Как избавиться от страха и тревожности?Джон Кехо. Как проработать страх в подсознании? Как избавиться от страха и тревожности?

3.1 Тест на выявление детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захарова и М. Панфилова)

Данная диагностика предназначена для выявления страхов у детей старше трех лет. Обычно тест применяется в тех случаях, когда ребенок еще не умеет рисовать или не желает это делать.

В процессе диагностики ребенку показываются два домика — один черного цвета, другой — красного. Задача малыша заключается в том, чтобы распределить свои страхи по этим домикам. В черный домик помещаются пугающие страхи, а в красный — те, которые не представляют опасности. Ребенок по очереди слушает названия страхов и решает, куда их разместить.

При подсчете результатов следует учитывать только те страхи, которые были «поселены» в черный домик. Если среди ответов обнаруживается 3–4 взаимосвязанных страха, это позволяет с уверенностью говорить о наличии фобии. В случае, если выявляется множество различных страхов, это может служить тревожным сигналом, указывающим на предневротическое состояние.

Список страхов:

  1. Оставаться одному.
  2. Нападение со стороны кого-то.
  3. Возможность заразиться или заболеть.
  4. Страх смерти.
  5. Смерть родителей.
  6. Опасения перед определенными детьми.
  7. Чужие люди.
  8. Родители.
  9. Наказание.
  10. Баба-Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч, невидимки, скелеты.
  11. Перед сном.
  12. Кошмары.
  13. Темнота.
  14. Дикие животные.
  15. Транспорт.
  16. Стихийные бедствия.
  17. Высота.
  18. Глубина.
  19. Замкнутые пространства, туалеты.
  20. Вода.
  21. Огонь.
  22. Пожар.
  23. Война.
  24. Широкие улицы.
  25. Врачи.
  26. Когда течет кровь.
  27. Когда больно.
  28. Резкие звуки.
  29. Совершить неправильный поступок.
  30. Опоздать в детский сад или школу.

3.2 Опросник Г. Г. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

Основная задача данного опросника заключается в выявлении детей с повышенной тревожностью. Ответы на вопросы могут предоставлять родители, воспитатели и учителя. Важно внимательно ознакомиться с каждым вопросом и указать «да» или «нет».

Ребенок:

  1. Не может усидеть на месте, быстро утомляется и не способен долго работать.
  2. Испытывает трудности с концентрацией на чем-либо.
  3. Новое задание вызывает у него чувство тревоги и беспокойства.
  4. Во время выполнения задания он выглядит напряженным или скованным.
  5. Часто испытывает смущение.
  6. Регулярно обсуждает ситуации, которые вызывают у него напряжение.
  7. В незнакомой обстановке может покраснеть.
  8. Жалуется на ночные страхи.
  9. Часто мерзнут руки, они могут быть влажными.
  10. Сталкивается с проблемами пищеварения.
  11. Волнение сопровождается повышенной потливостью.
  12. Имеет плохой аппетит.
  13. Испытывает трудности с засыпанием.
  14. Ребенок легко пугается.
  15. Легко расстраивается.
  16. Часто плачет.
  17. Не любит ждать.
  18. Неохотно начинает новые дела.
  19. Не уверен в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Количество «да» покажет уровень тревожности:

15–20 баллов — высокая тревожность.

14–7 баллов — средняя тревожность.

6–0 баллов — низкая тревожность.

Топ 5 детских страхов и как с ними бороться? Как победить детские страхи! Воспитание детей!Топ 5 детских страхов и как с ними бороться? Как победить детские страхи! Воспитание детей!

3.3 Опросник П. Бейкер и М. Алворд

Тест предназначен для оценки уровня тревожности у детей. Вам нужно отметить, какие из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка.

  1. Постоянное ощущение тревоги.
  2. Трудности с концентрацией внимания.
  3. Напряжение в мышцах (шея, лицо).
  4. Повышенная раздражительность.
  5. Проблемы со сном, частые кошмары.

Если хотя бы один из этих симптомов проявляется у ребенка на регулярной основе, это может свидетельствовать о повышенной тревожности.

Страх разлуки можно определить по следующим признакам:

  1. Сильное чувство печали и грусти при расставании.
  2. Ребенок сильно переживает, что взрослым может быть плохо.
  3. Чрезмерная боязнь расставания с близкими.
  4. Постоянное нежелание посещать детский сад.
  5. Страх остаться в одиночестве.
  6. Боязнь засыпать без присутствия рядом кого-то.
  7. Частые кошмары, связанные с разлукой.
  8. Регулярные жалобы на головную боль или боли в животе.

Если три и более из этих признаков регулярно наблюдаются у ребенка, это может указывать на наличие страха разлуки.

4 Что поможет справиться со страхами?

Преодоление фобий во многом зависит от отношения родителей к своему ребенку и их поведения. Важно, чтобы они серьезно отнеслись к этой проблеме и продемонстрировали ребенку, что понимают его чувства, а не осуждают. Необходимо создать в доме атмосферу спокойствия, где малыш сможет ощущать полную безопасность. Жалобы и переживания ребенка должны получать должное внимание. Это станет залогом формирования успешной и уверенной в себе личности.

Избавиться от страхов возможно, но только при своевременном обращении к специалисту, желательно до достижения 10-летнего возраста. Коррекция фобий осуществляется по нескольким направлениям:

  • Увеличение самооценки ребенка.
  • Применение методов для снятия эмоционального и мышечного напряжения (арт-терапия, массаж).
  • Обучение навыкам самоконтроля и управления своими эмоциями в различных ситуациях (ролевые игры, где ребенок может проявить себя как сильная и бесстрашная личность).

4.1 Методика коррекции А. Л. Венгера «Уничтожение страха»

Данная методика направлена на то, чтобы помочь ребенку высказать свои негативные чувства и освободиться от них. Процесс состоит из нескольких шагов. В начале ребенок создает изображение своего страха. Затем он рисует себя рядом с этим страхом, изображая себя смелым и не испытывающим страха. Финальным этапом является самостоятельное уничтожение своего рисунка ребенком.

4.2 Техника «Обогащение рисунка»

Данная методика помогает снять стресс и улучшить эмоциональное состояние. Этот подход подходит для детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Ребенку предоставляют лист бумаги и множество ярких карандашей. Его задача — изобразить все, что ему придет в голову. В процессе рисования можно задавать вопросы о созданном изображении, помогая ребенку придумать интересный сюжет. Можно создать несколько рисунков и составить целую историю. Рекомендуется использовать теплые оттенки. Благодаря разнообразию цветов ребенок освобождается от зажатости и неуверенности. Если ребенок не проявляет интереса к рисованию, можно предложить ему слепить что-то из пластилина или другого материала, что ему нравится.

4.3 Сказкотерапия как метод психокоррекции

Во время игры с вашим ребенком можно предложить ему создать волшебную историю, в которой он станет смелым героем, не знающим страха и готовым прийти на помощь другим.

Также можно заказать индивидуальную книгу сказок, в которой будут размещены фотографии вашего малыша. Это станет отличным способом помочь ему справиться с неуверенностью и повысить его самооценку.

4.4 Метод игротерапии

Суть данного подхода заключается в том, что взрослому следует осторожно начать беседу о страхах ребенка. Ему задаются наводящие вопросы, которые постепенно помогают выявить положительные аспекты. Затем можно предложить ребенку создать забавную историю о своем страхе или даже наладить с ним дружеские отношения. Например, можно представить, что существо, прячущиеся в шкафу, на самом деле плачет, боится темноты и хочет к маме. Теперь оно уже не кажется таким страшным и угрожающим.

4.5 Разговоры об объекте фобии

Данный метод будет эффективен для детей начальной школы, поскольку в этом возрасте они способны более ясно выражать свои мысли. Важно вести беседу в спокойной и комфортной атмосфере, задавая ребенку уточняющие вопросы, которые помогут ему лучше понять свои страхи.

4.6 Музыкальная терапия, работа с песком

Взрослый выбирает успокаивающие мелодии, которые помогают расслабить нервную систему ребенка. Такой подход к терапии будет особенно эффективен в сочетании с рисованием на песке.

5 Советы психологов

Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, родителям стоит обратить внимание на следующие советы:

  1. Ребенок должен чувствовать любовь и заботу со стороны своих родителей.
  2. Каждый день выделяйте время для общения с ребенком, чтобы узнать, что его тревожит.
  3. Важно, чтобы дети взаимодействовали со своими сверстниками, так как это способствует их социальной адаптации.
  4. Не стоит запрещать ребенку играть.
  5. Избегайте запугивания, так как каждое слово взрослого воспринимается ребенком очень серьезно.

Страхи у детей — это обычное явление. Тем не менее, родителям следует внимательно относиться к этому вопросу. В противном случае ситуация может ухудшиться, и фобия может стать патологической, что негативно скажется на всей дальнейшей жизни человека.

Вопрос-ответ

Какой врач лечит детские страхи?

Диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи и нейропсихологи при помощи педагогов и родителей. При наличии соматических заболеваний может потребоваться участие педиатра и врачей узких специальностей.

Когда проходят детские страхи?

Детский страх обычно проходит в течение 3—4 недель, но у некоторых детей он может закрепиться. В этом случае с ребенком проводят специальные занятия у психолога, который применяет различные методы психокоррекции (арт-терапия, сказкотерапия и другие).

Советы

СОВЕТ №1

Обсуждайте страхи с ребенком. Создайте безопасную атмосферу, где ваш ребенок сможет открыто говорить о своих страхах. Слушайте его внимательно и не осуждайте. Это поможет ему почувствовать поддержку и понять, что его чувства важны.

СОВЕТ №2

Используйте игры и творчество. Занимайтесь с ребенком играми, которые помогают ему выразить свои страхи, например, через рисование или театрализованные постановки. Это может помочь ему увидеть свои страхи в новом свете и снизить их интенсивность.

СОВЕТ №3

Постепенно знакомьте ребенка с его страхами. Не заставляйте его сразу сталкиваться с тем, что его пугает. Вместо этого, постепенно вводите его в ситуацию, которая вызывает страх, начиная с менее пугающих аспектов и постепенно увеличивая уровень сложности.

СОВЕТ №4

Поощряйте позитивное мышление. Учите ребенка заменять негативные мысли о своих страхах на позитивные. Например, вместо “Я не смогу это сделать” можно сказать “Я попробую и сделаю все возможное”. Это поможет ему развивать уверенность в себе и уменьшить страхи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее