Конфликтогены в ежедневном общении и как на них реагировать правильно
1 Природа конфликтогенов и их свойства
Конфликтогены представляют собой как вербальные, так и невербальные элементы общения, которые создают напряжение и могут задевать собеседника. К ним относятся определенные слова и фразы, интонация, жесты, действия (или бездействие) и даже уклонение от продолжения разговора. Неправильные поступки, такие как проливание кофе на ковер, опоздание, невыполнение обещаний или нарушение норм этикета (например, отсутствие приветствия, неуступчивость в транспорте, забывчивость в поздравлениях) могут стать источниками различных бытовых конфликтов.
Хотя конфликтогены легко воспринимаются участниками общения, их научная классификация и различение от естественных реакций представляют собой сложную задачу. Проблема заключается в том, что человек иногда не осознает или считает приемлемым использование обидных слов и действий по отношению к другим. Это связано с тем, что некорректное поведение не всегда приводит к открытым конфликтам. Люди привыкают к мысли, что подобные действия останутся безнаказанными, что снижает их самоконтроль и бдительность к некорректному обращению. Однако наступает момент, когда собеседник считает такое поведение недопустимым, реагирует на него, и конфликт становится неизбежным.
Когда собеседник сталкивается с конфликтогеном, он испытывает раздражение и недовольство. В попытке компенсировать свои негативные эмоции, он стремится проучить обидчика, ответить на оскорбление и поставить его на место. Конфликтоген начинает нарастать, и у собеседников активируется защитный механизм общения. Это явление, напоминающее цепную реакцию, называется эскалацией конфликтогенов. На этом этапе разрешить ситуацию становится крайне сложно, так как сильные негативные эмоции затмевают здравый смысл и управляют действиями участников. Умение сдерживаться, избегать общения или прощать обиды в такой ситуации желательно, но на практике это редко удается.
Некоторые люди акцентируют внимание не на фактическом содержании слов собеседника, а на том, что они сами интерпретируют в его высказывании. Такие люди часто обидчивы, но при этом могут сами обижать других. Существует стереотип, что такая манера поведения характерна в основном для женщин, однако на самом деле гендерная привязка здесь отсутствует.
Существует мнение, что конфликтогены — это социальная условность: то, что вызывает несогласие у одних, может считаться совершенно нормальным у других.
Конфликтогены в собственном поведении не всегда легко заметить. Эмоциональные люди, общаясь с теми, кто их раздражает или на кого они обижены, бессознательно допускают некорректные речевые и неречевые действия (или считают их оправданными). Важно отличать конфликтогены от провокаций, которые всегда совершаются намеренно и осознанно с целью вызвать конфликт (например, грубость, оскорбления, обвинения, перебивания, флирт в присутствии партнера).
Врачи отмечают, что конфликтогены в ежедневном общении могут существенно влиять на психоэмоциональное состояние человека. Это слова, жесты или даже интонации, способные вызвать негативные эмоции и споры. Специалисты подчеркивают важность осознания таких триггеров и рекомендуют развивать навыки эмоционального интеллекта. Например, умение распознавать собственные реакции и реакции собеседника может помочь избежать эскалации конфликта. Врачи советуют применять техники активного слушания и эмпатии, что способствует более конструктивному диалогу. Кроме того, важно уметь устанавливать границы и избегать токсичных взаимодействий, что в конечном итоге способствует улучшению психического здоровья и гармонии в отношениях.

2 Классификация конфликтогенов
В повседневной жизни наличие определенного количества конфликтогенов в общении между людьми считается нормальным явлением. Однако для конструктивного взаимодействия важно избегать их проявлений.
Конфликтогены могут проявляться как в невербальном, так и в вербальном поведении:
- Явное недоверие и негативное отношение к собеседнику. Примеры фраз: «Вы меня обманываете», «Я вам не очень верю», «Вы не разбираетесь в этом»; «Мне некомфортно с вами общаться» и другие.
- Обвинения: «Вы все испортили», «Ты вор», «Это ты во всем виноват» и подобные.
- Перебивание собеседника; нежелание выслушать и учесть его точку зрения.
- Уменьшение значимости партнера и его вклада в общее дело; преувеличение собственных заслуг.
- Подчеркивание различий в возрасте, социальном статусе и других аспектах, не в пользу собеседника. Оскорбительные сравнения.
- Снисходительный тон и отношение (унижение под маской доброжелательности). Примеры фраз: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как в вашем возрасте можно этого не знать?», «Вы умный человек, а поступаете…». Советы, озвученные на публике (воспринимаются как упреки, вызывают желание игнорировать их или действовать по-своему).
- Нежелание признавать свои ошибки и правоту другого. Угрозы: «Мы еще встретимся», «Я тебе это припомню», «Ты пожалеешь» и другие.
- Настойчивое навязывание своего мнения. Примеры фраз-долженствований: «вы должны», «ты обязан»; слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и другие.
- Неискренность в высказываниях; двойные стандарты в поведении.
- Внезапное прерывание разговора.
- Оскорбления, насмешки и уничижительные прозвища.
- Искажение имени собеседника.
В психологии конфликтогены в общении классифицируются на 5 типов в зависимости от причин их возникновения.
- Агрессивность;
- Стремление к превосходству;
- Проявления эгоизма;
- Нарушение норм;
- Неблагоприятные обстоятельства.
Рекомендуем
| Конфликтоген | Описание | Реакция (конструктивная) |
|---|---|---|
| Критика (неконструктивная) | Обобщенные, оценочные суждения, направленные на личность, а не на действие. | Уточнение: “Что конкретно тебе не понравилось?” Фокус на фактах: “Можешь привести пример?” Предложение решения: “Как, по-твоему, можно было бы сделать лучше?” |
| Обесценивание | Игнорирование чувств, достижений, опыта другого человека. | Выражение своих чувств: “Мне неприятно, когда мои усилия обесценивают.” Настойчивость: “Мой опыт важен для меня, даже если ты так не считаешь.” Установление границ: “Пожалуйста, не говори так.” |
| Перебивание | Прерывание речи собеседника, не давая ему закончить мысль. | Вежливое напоминание: “Позволь мне закончить мысль, пожалуйста.” Пауза и взгляд: Дождаться, пока собеседник закончит, затем продолжить. Установление правила: “Давай договоримся, что будем слушать друг друга до конца.” |
| Навязывание мнения | Категоричное утверждение своей точки зрения как единственно верной, без учета мнения другого. | Выражение своей позиции: “Я понимаю твою точку зрения, но у меня есть другое мнение.” Поиск компромисса: “Может быть, есть что-то общее в наших взглядах?” Согласие на несогласие: “Мы можем не соглашаться, и это нормально.” |
| Игнорирование | Отсутствие реакции на слова, вопросы или присутствие другого человека. | Привлечение внимания: “Ты меня слышишь?” “Я задал вопрос.” Выражение своих чувств: “Мне неприятно, когда меня игнорируют.” Прямой вопрос о причине: “Почему ты не отвечаешь?” |
| Сарказм/Ирония (неуместная) | Использование едких замечаний, которые могут быть восприняты как насмешка или агрессия. | Прямой вопрос: “Ты это серьезно или шутишь?” Выражение своих чувств: “Мне не нравится такой тон.” Просьба о ясности: “Пожалуйста, говори прямо, что ты имеешь в виду.” |
| Обобщения (“всегда”, “никогда”) | Использование абсолютных утверждений, которые не соответствуют действительности и вызывают защитную реакцию. | Уточнение: “Ты действительно думаешь, что это происходит всегда?” Приведение контрпримеров: “Но ведь в прошлый раз было по-другому.” Фокус на конкретике: “Давай поговорим о конкретной ситуации.” |
| Угрозы/Шантаж | Попытка манипулировать поведением другого человека через запугивание или обещание негативных последствий. | Сохранение спокойствия: Не поддаваться на провокацию. Установление границ: “Я не приемлю угроз.” Отказ от манипуляции: “Я не буду делать что-либо под давлением.” Поиск помощи: Если угрозы серьезны, обратиться за поддержкой. |
| Личные нападки | Переход на личности, оскорбления, унижение собеседника. | Прекращение общения: “Я не буду продолжать разговор, если ты будешь оскорблять меня.” Установление границ: “Пожалуйста, не переходи на личности.” Выражение своих чувств: “Мне больно слышать такие слова.” |
| Несоблюдение обещаний | Нарушение договоренностей, что подрывает доверие. | Напоминание о договоренности: “Мы договаривались о…” Выяснение причины: “Что помешало тебе выполнить обещание?” Предложение нового решения: “Как мы можем исправить ситуацию?” Пересмотр доверия: Если это повторяется, пересмотреть уровень доверия. |
2.1 Проявления агрессивности
Агрессивность, проявляющаяся как отсутствие социального взаимодействия, может быть характеристикой личности, встречаться при различных нервных и психических расстройствах, а также служить реакцией на определенные обстоятельства. Природная агрессивность свойственна лишь немногим. В качестве черты характера она возникает из стремления утвердить себя в обществе — среди сверстников, в семье, на работе или в спортивной команде, либо же является протестом против авторитета (например, авторитарного родителя, начальника или человека с более высоким статусом).
Ситуативная агрессивность возникает как следствие внутренних конфликтов или под воздействием внешних факторов (проблемы в личной жизни, на работе, плохое самочувствие или настроение).
Проявление агрессивности тесно связано с понятием фрустрации. Это состояние возникает, когда человек сталкивается с реальными или воображаемыми преградами и не может удовлетворить свои желания или потребности. Фрустрация сопровождается комплексом негативных эмоций: разочарованием, раздражением, гневом, тревогой и другими. Хроническая фрустрация может привести к неврозам и негативным изменениям в характере, способствуя развитию комплекса неполноценности.
Конфликтогены — это слова или действия, которые могут спровоцировать напряжение в общении. Многие люди отмечают, что такие элементы часто возникают в повседневных разговорах, особенно в стрессовых ситуациях. Например, резкие замечания или сарказм могут вызвать негативную реакцию собеседника. Важно осознавать, что не всегда намерение говорящего совпадает с восприятием его слов. Чтобы избежать эскалации конфликта, стоит применять активное слушание и задавать уточняющие вопросы. Это помогает прояснить намерения и снизить уровень напряженности. Также полезно сохранять спокойствие и избегать ответных атак, что способствует более конструктивному диалогу. В конечном итоге, осознанное общение и уважение к чувствам других могут значительно улучшить качество взаимодействия.

2.2 Стремление к превосходству
Стремление раскрыть свой личный потенциал и преодолеть собственные недостатки вдохновляет человека, придавая ему настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Конкуренция проявляется в желании освоить новые профессии, навыки и умения, а также в стремлении получить больше знаний, чем окружающие, и превзойти коллег в мастерстве. Однако это стремление также может порождать негативные черты характера, такие как карьеризм, амбициозность, высокомерие, стремление к власти, ощущение вседозволенности, завышенная самооценка и обесценивание достижений других, а также склонность к хвастовству и зависти.
В межличностных отношениях конфликты, возникающие на этой почве, могут проявляться в виде приказов, угроз, постоянных замечаний и преобладания критики в общении. Более сложным проявлением является насмешка над теми, кто не может дать достойный отпор, а также снисходительное отношение, когда превосходство демонстрируется под маской доброжелательности. Излишняя самоуверенность и уверенность в своей правоте заставляют человека подробно и с преувеличением рассказывать о своих успехах, навязывать свои рекомендации, выдаваемые за советы, перебивать собеседника и исправлять его. В крайних случаях это может выражаться в насмешках, издевательствах, сарказме и обвинениях.
2.3 Эгоизм
Эгоизм представляет собой систему ценностей, в которой личные интересы человека становятся важнее, чем потребности других людей или групп. Удовлетворение собственных желаний рассматривается как наивысшая цель. Разнообразные формы эгоизма могут вызывать конфликты, поскольку эгоист стремится к своей выгоде за счет окружающих, что создает ощущение несправедливости и провоцирует противоречия. В рамках психологической и этической теории эгоизм рассматривается как черта, которую следует преодолевать.
К проявлениям эгоизма можно отнести такие действия, как обман и попытки манипуляции, а также перекладывание ответственности на других и сокрытие информации.
Стремление к превосходству и проявления эгоизма можно интерпретировать как скрытую агрессию, поскольку они представляют собой косвенное вмешательство в интересы другого человека и его достоинство. Согласно закону эскалации конфликтогенов, скрытая агрессия может вызвать ответную реакцию в виде открытой и более сильной агрессии.

2.4 Нарушение правил
Нарушение любых норм (будь то этикет, правила игры, внутренние регламенты учреждений, правила дорожного движения или установленные режимы) становится источником конфликтов. Основная задача правил заключается в том, чтобы предотвращать возникновение конфликтных ситуаций.
Конфликты, связанные с нарушением норм, особенно распространены в подростковом возрасте: в этот период детям важно понять свои возможности и границы. Стремясь соответствовать ожиданиям сверстников, подростки могут совершать необдуманные, рискованные и порой опасные поступки, уверенные в своей правоте. Им хочется сделать что-то, что вызовет обсуждение среди взрослых. Период с 12 до 16 лет — это время формирования личности подростка и сложный этап в отношениях как для родителей, так и для самих детей.
2.5 Неблагоприятное стечение обстоятельств
Конфликтогеном можно назвать взаимодействие с агрессивным или невежливым человеком, получение неприятной информации, ухудшение обстоятельств, неблагоприятные погодные условия, а также вторжение в личное пространство — все это факторы, способные нарушить внутреннее спокойствие.
3 Конструктивное взаимодействие
Конфликты, мешающие нормальному взаимодействию и принятию решений для решения задач, называют деструктивными. Избежать их полностью невозможно: любое неосторожное слово или действие можетвызвать разногласия по принципу эскалации, особенно если собеседник не готов принять другую точку зрения, идеи или интересы.
Конфликтное поведение человека часто связано с его внутренними переживаниями: когда он испытывает противоречия, не может справиться с эмоциями или текущей ситуацией. Причинами этого могут быть болезни, неадекватная самооценка, недостаток воспитания и другие факторы. Ответная агрессия, оскорбления, обиды, холодная напряженность и гнев не способствуют конструктивному разрешению конфликта.
3.1 Рекомендации
Необходимо овладеть навыками управления конфликтами: осознавать их причины и предсказывать возможные последствия. Для этого важно знать:
- сферы, в которых возникают конфликтогены;
- их вербальные и невербальные проявления в процессе общения;
- методы предотвращения некорректного поведения: избегать стремления к доминированию и отвлекать собеседника от этого, контролировать собственную агрессию и агрессию, направленную на себя, а также преодолевать эгоизм.
Поведенческие и вербальные конфликтогены могут вызывать раздражение и желание поставить обидчика на место. Окружающие могут непреднамеренно или намеренно задеть, оскорбить или высмеять. При столкновении с конфликтогеном в поведении собеседника важно сохранить внутреннее достоинство, реагировать мирно и предотвращать эскалацию конфликта. Для этого следует:
- Отказаться от использования конфликтогенов в общении, действуя по принципу «кто, если не я».
- Избегать взаимного обмена обидными словами или стараться остановить это на начальном этапе: сделать это позже будет сложно или невозможно. Сдержать первый порыв и не ответить на провокацию бывает трудно. Рекомендуется допустить, что собеседник не всегда намеревался вас задеть.
- Постараться понять эмоциональное состояние говорящего, проявляя к нему эмпатию (представить, какие чувства могут вызвать у него определенные слова и действия). Возможно, его агрессия вызвана злостью на ситуацию, в которой он чувствует себя беспомощным, а не на вас.
- В диалоге выражаться четко и однозначно, избегая намеков и недосказанности.
- Создавать в коллективе доброжелательную атмосферу, в которой окружающим будет комфортно: общаться с добротой, искренне улыбаться, не скрывать положительных оценок (похвал, комплиментов), демонстрировать уважение к собеседнику.
- По возможности избегать категоричности: это подразумевает превосходство и подчинение. Вместо утверждений «Я считаю», «Я уверен» лучше использовать более гибкие формулировки: «Я полагаю», «Я думаю».
- Давать оценочные суждения, советы и рекомендации собеседнику наедине, а не в присутствии других.
Если вы заметили в себе стремление к доминированию, постарайтесь преодолеть его:
- Позвольте собеседнику почувствовать себя компетентным в обсуждаемом вопросе и значимым для других.
- Объективно рассказывайте о своих достижениях и достоинствах, избегая преувеличений.
- Воспитывайте в себе понимание того, что только скромность может противостоять тщеславию.
Постоянное подавление агрессии может привести к психическим расстройствам, однако выплескивать ее на окружающих недопустимо. Психологическую напряженность, сопровождающуюся повышенной агрессивностью, нужно снимать.
Психотерапевты советуют время от времени делиться своими переживаниями с эмоционально близким человеком. Полученное сопереживание и сочувствие помогают снять напряжение и приносят облегчение. Второй совет — не стесняться плакать, так как слезы выводят химические вещества, способствующие стрессу. Дети, не стесненные социальными нормами, плачут гораздо чаще взрослых, что является естественным защитным механизмом, помогающим справиться со стрессом и поддерживать здоровье. В нашей культуре мужчинам труднее открыто выражать свои эмоции, в то время как женщинам это дается легче. Эмоциональная сдержанность может привести к накоплению негативных эмоций, проявлению агрессии и ухудшению здоровья.
Психологическая разрядка также происходит во время физической активности, так как адреналин, выработанный в стрессовых ситуациях, выводится из организма во время занятий спортом, соревнований, работы с инструментами, бега, танцев и т. д.
Тем, кто склонен к аналитической деятельности, рекомендуется сосредоточиться на поиске причин своей агрессии. Размышления успокаивают и, будучи привычным и любимым занятием, помогают снизить уровень агрессии.
Преодоление эгоизма начинается с осознанного формирования установки, что центром внимания может быть любой человек. Рекомендуется расширять круг интересов (командные игры, участие в хоре), чтобы использовать свои сильные стороны в коллективных делах и стать интересным собеседником. Следует ежедневно оказывать небольшую помощь даже незнакомым людям.
Если человек бессознательно и намеренно использует конфликтогены, считает нормальным вести себя агрессивно, обижать и критиковать собеседников, манипулировать ими, но не допускает подобного по отношению к себе, не стремится изменить свое поведение и обвиняет окружающих в своих проблемах, ему нужна помощь психотерапевта.
Управление другими начинается с управления собой. Основной совет заключается в выработке и определении бесконфликтного стиля общения, как вербального, так и невербального, так как он вызывает уважение.
Вопрос-ответ
Какое поведение считается конфликтогенным?
Конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту. А могут и не привести. И опасность именно в этой «необязательности». Она уменьшает нашу бдительность по отношению к конфликтогенам.
Как вести диалог в конфликтной ситуации?
В конфликтной ситуации важно сохранять спокойствие и уважение к собеседнику. Начните с активного слушания, чтобы понять его точку зрения, избегайте обвинений и используйте “я-сообщения”, чтобы выразить свои чувства и потребности. Старайтесь находить общие интересы и предлагать компромиссы, а также задавайте открытые вопросы для прояснения ситуации. Это поможет создать атмосферу сотрудничества и снизить напряжение.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите свои триггеры. Понимание того, какие темы или слова вызывают у вас негативные эмоции, поможет вам заранее подготовиться к потенциальным конфликтам и избежать их.
СОВЕТ №2
Практикуйте активное слушание. Уделяйте внимание тому, что говорит собеседник, и старайтесь понять его точку зрения. Это поможет снизить напряжение и создать более конструктивный диалог.
СОВЕТ №3
Используйте “я-сообщения”. Вместо обвинений в адрес собеседника, говорите о своих чувствах и потребностях. Например, вместо “Ты всегда опаздываешь” скажите “Мне неприятно ждать, когда ты опаздываешь”. Это поможет избежать конфликта и улучшить взаимопонимание.
СОВЕТ №4
Не бойтесь делать паузу. Если вы чувствуете, что эмоции накаляются, сделайте паузу, чтобы успокоиться и обдумать свои слова. Это поможет избежать резких высказываний и даст возможность подойти к ситуации более рационально.