ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Причины, признаки и методы коррекции дисграфии у взрослых и детей: полное руководство

1 Причины патологии

У взрослых и детей дисграфия может возникнуть по следующим причинам:

  • органические повреждения речевых зон в головном мозге (черепно-мозговые травмы);
  • психические расстройства;
  • хирургические вмешательства на головном мозге;
  • инфекционные заболевания оболочек мозга, такие как менингит и энцефалит.

У взрослых дисграфия может быть связана с инсультами или опухолями головного мозга. У детей факторы, способствующие развитию этого расстройства, включают:

  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • асфиксию;
  • гипоксию.

В группу риска входят дети с задержками в речевом и психическом развитии, общим недоразвитием речи, а также синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. К дополнительным причинам можно отнести:

  • двуязычие в семье;
  • социальную и речевую депривацию;
  • перегрузку центральной нервной системы (раннее обучение чтению и письму);
  • недостаточную готовность ребенка к школе;
  • регулярные пропуски занятий;
  • аграмматизмы в речи окружающих;
  • неблагоприятные условия в семье.

Также у ребенка могут наблюдаться нарушения зрительного и слухового восприятия, памяти и пространственной ориентации.

Дисграфия — это нарушение письменной речи, которое может проявляться как у детей, так и у взрослых. Врачи отмечают, что причины этого расстройства могут быть разнообразными: от генетической предрасположенности до неврологических заболеваний и недостатков в обучении. Признаки дисграфии включают трудности с написанием букв, неправильное использование знаков препинания и нечеткость почерка. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции данного расстройства. Методы лечения могут варьироваться от индивидуальных занятий с логопедом до использования специальных программ и технологий. Важно, чтобы коррекция была комплексной и включала как практические упражнения, так и психологическую поддержку, что способствует улучшению навыков письма и повышению уверенности пациента.

ДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна ЧерниговскаяДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна Черниговская

2 Виды и формы дисграфии

Психолингвисты и логопеды выделяют несколько типов дисграфии:

  1. Акустическая – характеризуется недостаточной способностью различать звуки на слух, что приводит к ошибкам в письме, таким как замена и смешение букв, которые звучат похоже.
  2. Оптическая – связана с нарушениями в восприятии графических символов. Это проявляется в трудностях с распознаванием и соотношением звука и визуального образа буквы. При письме буквы могут путаться, например: п-н, у-и, ц-щ; п-и, м-л, ш-и; п-т, б-д, н-к. У левшей может наблюдаться зеркальное написание. В тяжелых случаях буквы могут писаться отдельно, без соединения в слоги и слова.
  3. Моторная – у ребенка возникают сложности с развитием моторных навыков, необходимых для письма. Также наблюдается несоответствие между зрительным образом буквы и движениями при написании.

Существуют различные формы дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая – связана с трудностями в артикуляции, произношении и фонематическом восприятии. Ребенок пишет так, как говорит, поэтому сначала корректируется устная речь, а затем письменная.
  2. Акустическая – проявляется в замене букв, которые звучат похоже. Произношение остается в норме, но могут смешиваться глухие и звонкие звуки, шипящие и свистящие. Также могут возникать ошибки в обозначении твердости и мягкости, например: “лубит”, “писмо”, “ули”, “Маръя” и т. д.
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза – эта форма дисграфии проявляется в замене, пропуске, повторении или добавлении лишних букв в словах, а также в неправильном написании предлогов и приставок (“пере ходит”, “ненашелся”).
  4. Аграмматическая – в этой форме нарушается грамматика в предложениях и словосочетаниях (“хороший кошка”, “скромный девочка”). Школьники могут хорошо произносить и писать слова, но допускают ошибки в склонении и спряжении. Также могут быть неточности в окончаниях и порядке слов.
  5. Оптическая – проявляется при проблемах со зрительно-пространственной ориентацией. Ребенок не может различать визуальные образы букв, особенно если они имеют схожие элементы, такие как палочки и овалы.

Наиболее часто у младших школьников (2-й и 4-й классы) встречаются аграмматическая форма дисграфии и нарушения письма, связанные с трудностями языкового анализа и синтеза. Также могут встречаться смешанные варианты расстройства.

У взрослых “чистые” формы дисграфии встречаются реже, и качество письма зависит от степени первичного нарушения. Можно наблюдать оптическую форму с аграмматизмами, что связано с нарушениями моторики и зрительно-пространственной ориентации. Пациенты могут путать буквы, которые схожи по написанию: ь-в, ь-ъ, ш-щ, г-р, о-а и т. д.

Категория Причины Признаки Методы коррекции
Дисграфия у детей Нарушения фонематического слуха, несформированность пространственных представлений, недоразвитие мелкой моторики, задержка речевого развития, наследственная предрасположенность, билингвизм. Пропуск, замена, перестановка букв и слогов; слитное написание слов; зеркальное письмо; трудности в усвоении правил орфографии; неразборчивый почерк; медленный темп письма; ошибки при списывании и письме под диктовку. Развитие фонематического слуха и восприятия, формирование пространственных представлений, тренировка мелкой моторики, логопедические занятия, использование специальных прописей, игровые методики, работа с психологом, индивидуальные занятия с дефектологом.
Дисграфия у взрослых Некорректированная дисграфия в детстве, черепно-мозговые травмы, инсульты, нейродегенеративные заболевания, опухоли головного мозга, психические расстройства, стресс, депрессия. Аналогичные детским признаки, но могут быть менее выраженными или проявляться в специфических условиях (например, при усталости, стрессе); трудности в написании сложных текстов, составлении документов; снижение скорости письма; ухудшение почерка; ошибки в орфографии и пунктуации. Нейропсихологическая коррекция, логопедические занятия, тренировка когнитивных функций (память, внимание), использование компьютерных программ для коррекции письма, психотерапия, медикаментозное лечение (при необходимости), адаптация рабочего места, использование вспомогательных технологий.
Общие методы коррекции (Не применимо к этой колонке) (Не применимо к этой колонке) Комплексный подход, индивидуальный план коррекции, регулярные занятия, создание благоприятной обучающей среды, поддержка и мотивация, использование мультисенсорных подходов, развитие самоконтроля и самокоррекции, работа с родителями/близкими.

3 Симптомы

Следует обратить внимание на ряд признаков дисграфии, которые можно обнаружить как у детей, так и у взрослых:

  • частые ошибки, не поддающиеся объяснению с точки зрения языковых норм;
  • путаница и замена букв, которые похожи по написанию и звучанию;
  • ошибки в окончаниях слов и аграмматизмы;
  • пропуски, перестановки или добавления букв и слогов;
  • нарушения в использовании предлогов и приставок, как в слитном, так и в раздельном написании;
  • неразборчивое написание букв;
  • несоблюдение правильной высоты букв, соскальзывание со строки;
  • различный наклон букв, замена строчных и заглавных.

Среди дополнительных симптомов у детей можно выделить невнимательность, легкую отвлекаемость, гиперактивность и проблемы с памятью. В группу риска попадают левши, включая тех, кто был переучен, а также дети, посещавшие логопедические группы в дошкольном возрасте.

У взрослых, перенесших нейрохирургические вмешательства, страдающих от заболеваний головного мозга или перенесших инсульт, могут наблюдаться рассеянность, несогласованная устная речь, а также ухудшение слуха и зрения.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, которое может проявляться как у детей, так и у взрослых. Многие специалисты отмечают, что причины этого расстройства могут быть разнообразными: от генетической предрасположенности до неврологических факторов. У детей дисграфия часто проявляется в трудностях с написанием букв, слов и предложений, что может вызывать у них низкую самооценку и страх перед учебой. Взрослые, страдающие от дисграфии, могут сталкиваться с проблемами в профессиональной деятельности, что также негативно сказывается на их уверенности.

Признаки дисграфии включают не только ошибки в написании, но и трудности с организацией текста и соблюдением грамматических норм. Важно отметить, что ранняя диагностика и коррекция могут значительно улучшить ситуацию. Методы коррекции варьируются от индивидуальных занятий с логопедами до использования специальных программ и технологий, направленных на развитие навыков письма. Психологическая поддержка также играет важную роль, помогая людям справляться с эмоциональными трудностями, связанными с дисграфией.

Дисграфия у детей: 7 эффективных упражнений для коррекции дисграфии в домашних условияхДисграфия у детей: 7 эффективных упражнений для коррекции дисграфии в домашних условиях

4 Диагностика

Диагностику осуществляет команда профессионалов:

  • невролог;
  • невропатолог (если это необходимо);
  • офтальмолог;
  • отоларинголог;
  • психолог;
  • логопед.

Основной задачей диагностики нарушений письменной речи является различение дисграфии и недостатка знаний норм русского языка, а также определение типа патологии.

Процесс оценки состояния пациента включает несколько этапов:

  1. Анализ зрительного и слухового восприятия.
  2. Оценка социально-психологического состояния и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).
  3. Исследование артикуляционных и речевых навыков.
  4. Анализ письменных работ.
  5. Изучение моторики.
  6. Глубокий анализ устной речи (произношение, словарный запас, фонематическое восприятие).

Ребенку предлагаются разнообразные практические задания: диктант, описание картинок, списывание текста с оригинала, чтение по слогам. В заключении фиксируется степень дисграфии, ее тип и связь нарушений письма с состоянием устной речи.

Особое внимание уделяется детям-левшам; специалисты не рекомендуют их переучивать, так как это может вызвать несоответствие в работе сигнальных систем головного мозга.

Для взрослых исследование включает анализ письма и особенностей почерка, также применяется метод самодиагностики, при котором пациент самостоятельно отслеживает свои ошибки.

5 Методы коррекции

Коррекция проводится с учетом тяжести дефекта, его причин и возраста пациента. Если у ребенка наблюдается дисграфия без нарушений центральной нервной системы, а также без проблем со зрением, слухом или моторикой, то регулярные занятия с логопедом могут оказать значительную помощь. В случаях, когда имеются проблемы с чтением, моторикой, центральной нервной системой или соматическими заболеваниями, может потребоваться медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, гимнастика и лечебная физкультура (ЛФК).

Наиболее распространенные методы коррекции включают:

  • упражнения для сопоставления и различения букв (оптическая форма);
  • задания, направленные на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления;
  • речевые игры (при нарушениях языкового анализа и синтеза);
  • работа с грамматикой;
  • задания на распознавание фонем;
  • автоматизация труднопроизносимых звуков (“р”, “л”).

Дети могут посещать логопедические занятия или заниматься дома с родителями. Взрослые могут выполнять письменные упражнения самостоятельно, но под наблюдением логопеда. Устные занятия с детьми могут проводить как родители, так и специалисты. Взрослыми также занимается логопед.

Автоматизация определенных звуков, особенно “р”, проходит успешнее, если обратиться за помощью в раннем возрасте. У взрослых это сделать сложнее, так как восприятие уже сформировано с ошибками.

В таблице представлены примеры упражнений для самостоятельной работы:

Название Цель Описание
“Лабиринт” Развитие моторики Ребенку нужно провести линию без отрыва, при этом двигать только рукой, лист бумаги трогать нельзя.
“Конструирование” Развитие внимания и оптико-пространственного анализа Складывание букв из различных элементов (палочек, овалов, крючков), расшифровка схем, поиск и вставка пропущенных символов.
“Сочинение” Улучшение произношения Поиск предметов на заданный звук, определение их местоположения в слове, составление слов на слух, создание предложений и стихов.
“Скажи наоборот”, “Найди целое” Формирование лексико-грамматического строя Поиск слов и словосочетаний с различными значениями, отгадывание предметов по частям, решение загадок.
“Цепочка” Формирование фонематической системы Называние слов на последний звук (“автобус – солнце”) или слог (“корова – варенье”).
Научно-методический семинар «Дислексия и дисграфия: причины, формы, проявления и методы коррекции»Научно-методический семинар «Дислексия и дисграфия: причины, формы, проявления и методы коррекции»

6 Профилактика

В раннем возрасте для предотвращения дисграфии важно развивать зрительное и слуховое восприятие, а также мелкую моторику. Родителям следует с осторожностью подходить к раннему обучению, не стоит спешить с обучением ребенка чтению и письму. Все нагрузки должны быть умеренными и представлены в игровой форме.

Можно предложить следующие задания:

  1. “Угадай предмет” – показываются контурные изображения, по которым ребенок должен определить, что это за объект.
  2. “Найди пару” – на иллюстрации необходимо найти одинаковые предметы.
  3. “Определи лишнее” – ребенку предлагается указать ненужный объект.
  4. “Что изображено?” – по разбросанным деталям на картинке нужно определить, что на ней изображено.
  5. “Доска Сегена” (коробка с формами) – ребенку предлагается вставить фигуры в соответствующие отверстия.

Для взрослых профилактика нарушений письма включает в себя коррекцию почерка, чтение художественной литературы и описание иллюстраций.

Родителям важно помнить, что работа с нарушениями у школьников должна проходить в позитивной атмосфере. Не стоит повышать голос на ребенка, если у него что-то не получается. Можно внедрить систему поощрений: за каждое успешно выполненное задание дарить небольшой подарок.

Вопрос-ответ

Что такое дисграфия и как она проявляется у детей?

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, которое может проявляться в трудностях с написанием букв, слов и предложений. У детей это может проявляться в неразборчивом почерке, пропуске букв, неправильном написании слов и трудностях с соблюдением орфографии и пунктуации.

Каковы основные причины дисграфии у взрослых?

У взрослых дисграфия может возникать из-за различных факторов, включая неврологические расстройства, травмы головы, а также последствия инсульта. Психологические факторы, такие как стресс или тревожные расстройства, также могут способствовать проявлению дисграфии.

Какие методы коррекции дисграфии наиболее эффективны?

Эффективные методы коррекции дисграфии включают индивидуальные занятия с логопедом, использование специальных программ и приложений для тренировки письма, а также практику написания под диктовку. Важно также развивать фонематическое восприятие и мелкую моторику, что может значительно улучшить навыки письма.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки дисграфии. Если вы заметили, что у ребенка возникают трудности с написанием букв, слов или предложений, не откладывайте визит к специалисту. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем эффективнее будет коррекция.

СОВЕТ №2

Используйте специальные методики и упражнения для тренировки письма. Существуют различные игры и задания, которые помогут развить навыки письма. Например, можно использовать раскраски, лабиринты или задания на соединение точек, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.

СОВЕТ №3

Создайте комфортную и спокойную обстановку для занятий. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимые материалы и что он не отвлекается на посторонние вещи. Спокойная атмосфера поможет сосредоточиться на процессе обучения и улучшить результаты.

СОВЕТ №4

Регулярно общайтесь с педагогами и логопедами. Обсуждайте успехи и трудности, которые возникают в процессе коррекции дисграфии. Совместная работа с профессионалами поможет выбрать наиболее эффективные методы и подходы для вашего ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Похожее