Рассеянность внимания у детей и взрослых: причины и лечение, советы специалистов
1 Рассеянное внимание у детей
Синдром рассеянного внимания у детей в психотерапии обозначается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Это неврологическое расстройство, которое наблюдается у 5% детей, причем чаще всего оно встречается у мальчиков, чем у девочек. Симптомы данного состояния начинают проявляться с раннего возраста. Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией на одной задаче, им становится скучно, если они занимаются одним делом даже короткое время. Они могут начинать несколько игр или заданий одновременно, но редко завершают их.
Дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, хотя возможно и проявление без нее. Такие дети привлекают внимание окружающих и могут вызывать осуждение из-за своей неугомонности: они постоянно в движении, суетятся, бегают по помещению и так далее. Часто ребенок осознает правила поведения и может требовать их соблюдения от других, однако сам не всегда способен следовать этим правилам.
Врачи отмечают, что рассеянность внимания у детей и взрослых может быть вызвана множеством факторов. У детей это часто связано с недостатком сна, стрессом или чрезмерной нагрузкой в школе. У взрослых причиной могут стать профессиональные стрессы, усталость или даже наличие хронических заболеваний. Специалисты подчеркивают важность комплексного подхода к лечению. В первую очередь необходимо выявить и устранить первопричины рассеянности. Это может включать в себя коррекцию режима сна, занятия спортом и развитие навыков концентрации. В некоторых случаях может потребоваться консультация психолога или психиатра, а также применение медикаментозной терапии. Врачи рекомендуют родителям и взрослым уделять внимание психоэмоциональному состоянию и создавать комфортные условия для работы и учебы, что поможет улучшить концентрацию и снизить уровень рассеянности.

1.1 Причины СДВГ
Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) до сих пор не установлены с полной уверенностью. Существует несколько теорий, объясняющих это явление. Одна из них предполагает, что в определенные области мозга не поступают необходимые химические вещества. Сигналы нервной системы, отвечающие за контроль поведения и концентрацию внимания, не передаются между нервными клетками. Нарушения могут возникать по следующим причинам:
- осложнения во время беременности (инфекции, влияние лекарств, наркотиков, алкоголя и табака), угроза выкидыша;
- трудности при родах, которые могут привести к травмам позвоночника плода, асфиксии (недостаток кислорода и избыток углекислого газа в крови), мозговым кровоизлияниям;
- преждевременные, быстрые или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, использование анестезии;
- заболевания у новорожденных, сопровождающиеся высокой температурой и требующие применения мощных лекарств;
- осложнения, влияющие на нормальное функционирование мозга — такие как астма, пневмония, сердечная недостаточность и другие.
К факторам, способствующим развитию данной патологии, специалисты также относят ухудшение экологической обстановки и генетические предрасположенности.
| Категория | Причины рассеянности внимания | Методы коррекции и лечения |
|---|---|---|
| У детей | Недостаток сна, неправильное питание, избыток гаджетов, стресс, СДВГ, проблемы со слухом/зрением, дефицит внимания, тревожность, депрессия, неинтересные задания, перегрузка информацией. | Режим дня, сбалансированное питание, ограничение гаджетов, игры на развитие внимания, физическая активность, консультация психолога/невролога, медикаментозное лечение (при СДВГ), обучение техникам концентрации, создание спокойной обстановки для занятий. |
| У взрослых | Хронический стресс, недосып, многозадачность, информационная перегрузка, депрессия, тревожные расстройства, выгорание, гормональные изменения, некоторые заболевания (например, щитовидной железы), побочные эффекты лекарств, недостаток физической активности. | Управление стрессом (медитация, йога), достаточный сон, планирование задач, делегирование, цифровой детокс, регулярные физические нагрузки, здоровое питание, консультация врача (терапевта, эндокринолога, невролога, психотерапевта), когнитивно-поведенческая терапия, при необходимости – медикаментозное лечение. |
| Общие | Недостаток физической активности, неправильное питание, обезвоживание, отсутствие четких целей, отсутствие интереса к деятельности, переутомление, недостаток витаминов и минералов. | Регулярные физические упражнения, сбалансированное питание, достаточный питьевой режим, постановка реалистичных целей, поиск мотивации, перерывы в работе/учебе, прием витаминно-минеральных комплексов (по рекомендации врача). |
1.2 Признаки
СДВГ затрагивает несколько областей мозга, что приводит к проявлению у детей симптомов дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. У таких детей наблюдается преобладание непроизвольного внимания над произвольным: они легче сосредотачиваются на новизне, интересных и простых для восприятия вещах.
Среди признаков расстройства внимания можно выделить следующие:
- ребенок быстро отвлекается и не может удерживать внимание даже на короткий срок;
- сосредоточивается лишь на том, что в данный момент вызывает у него интерес;
- иногда “выключается” в компании, не реагируя на обращения;
- с трудом или без видимой причины переключается на другую задачу;
- увлекается чем-то спонтанно, но так же быстро теряет интерес;
- редко завершает начатые дела;
- не понимает последовательности выполнения заданий;
- часто бывает неорганизованным и забывчивым, теряя вещи;
- откладывает выполнение обязанностей и повседневных дел до последнего момента, не выполняя обещания;
- часто нуждается в помощи даже в простых действиях, что может восприниматься как лень;
- не делает выводов из своих ошибок.
Дети с СДВГ, начинающие обучение в школе, сталкиваются с еще большими трудностями. Во время чтения они часто теряются, не могут следить за строкой и не понимают прочитанного. Некоторые буквы и цифры они могут писать зеркально; их почерк бывает нестабильным и неразборчивым. Чтение для таких детей становится обязанностью, даже если книги соответствуют их возрасту и интересам.
Импульсивность — еще одна характерная черта детей с СДВГ: они действуют, не обдумывая, и отвечают на вопросы, не задумываясь, что может привести к быстрой расстройству или раздражению. Неудачи в любой деятельности, необходимость повторить попытку или приложить усилия вызывают у них гнев и агрессию.
Гиперактивность проявляется в постоянном движении ребенка, иногда без определенной цели.
В результате СДВГ дети могут испытывать трудности в учебе, что приводит к снижению самооценки. Пытаясь избежать неприятных ощущений, связанных с учебным процессом, в среднем и старшем школьном возрасте они могут уклоняться от выполнения домашних заданий и пропускать занятия.
Рассеянность внимания — это распространенная проблема как у детей, так и у взрослых, вызывающая множество обсуждений среди специалистов и родителей. Многие отмечают, что в современном мире, насыщенном информацией и отвлекающими факторами, концентрация становится настоящим вызовом. У детей рассеянность может быть связана с особенностями развития, недостатком сна или чрезмерной нагрузкой в школе. У взрослых же часто причиной служат стресс, усталость и многозадачность.
Лечение рассеянности внимания включает в себя различные подходы: от психотерапии и тренингов по развитию концентрации до медикаментозной терапии в более серьезных случаях. Важно также создать комфортную среду, минимизируя отвлекающие факторы. Родители и педагоги могут помочь детям, внедряя регулярные перерывы в учебный процесс и обучая их методам управления временем. В конечном итоге, понимание и поддержка со стороны близких играют ключевую роль в преодолении этой проблемы.

1.3 Методы коррекции
В области неврологии синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) рассматривается как хроническое состояние, для которого на данный момент не существует окончательного решения. Примерно 30% детей «перерастают» симптомы гиперактивности, а к импульсивности и рассеянности внимания они постепенно адаптируются. Взрослые, страдающие этим синдромом, могут столкнуться с трудностями в восприятии информации и снижением уровня интеллекта.
Для лечения таких пациентов используется комбинация различных методов: психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Комплекс мероприятий подбирается индивидуально для каждого случая. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, действовать рационально, не поддаваться мгновенным порывам и взвешивать свои решения. Медикаментозная терапия (психостимуляторы, помогающие ребенку стать более уравновешенным) применяется как дополнительный метод.
1.3.1 Рекомендации родителям
Своевременная диагностика СДВГ позволяет предотвратить возникновение трудностей в учебе. Если у ребенка нет психических расстройств, то основной причиной проблем с вниманием часто становится недостаток интереса к учебному процессу. Важно найти способ, чтобы ребенок захотел сосредоточиться на выполнении заданий. Воспитатели и учителя должны работать в сотрудничестве с родителями, помогая ребенку адаптироваться в коллективе, направляя его активность и предоставляя посильные ответственные задания.
Ребенок с нарушением внимания требует особого терпения. Важно действовать мягко, а не ставить ультиматумы.
Основные рекомендации:
- Установить доверительные отношения между родителями и ребенком. Он должен чувствовать, что может открыто делиться своими переживаниями или поступками, не опасаясь наказания.
- Разработать режим дня для ребенка и придерживаться его. В расписании должно быть место не только для учебы, но и для активных игр, прогулок и занятий спортом. Лучше всего, если это будет спортивная секция, соответствующая интересам ребенка, с профессиональным тренером и командой.
- Позволить ребенку самостоятельно выбирать домашние дела, за которые он будет нести ответственность. Можно завести домашнего питомца, о котором ребенку будет интересно заботиться. Не стоит позволять откладывать дела на потом, иначе у ребенка может сформироваться привычка «забывать» о своих обязанностях.
- Сократить время, отведенное на просмотр телевизора и компьютерные игры.
- Формулировать задания четко и поэтапно. Ребенок должен понимать, что задача выполнима. Например, фраза «ложись спать» разбивается на шаги: убери игрушки в ящик — переоденься в пижаму — сложи одежду на стул — умойся и почисти зубы — ложись в кровать.
- Совместно с ребенком разработать систему поощрений за выполнение обязанностей и наказаний за их игнорирование (например, лишение чего-то интересного, но не еды и сна).
- Хвалить ребенка за достижения, не сравнивая его с одноклассниками и другими детьми. Мотивировать его на желаемое поведение с помощью похвалы, что поможет ему поверить в себя и сформировать адекватную самооценку.
- Когда начнется учеба в школе, создать для первоклассника рабочее место, где будет минимальное количество отвлекающих факторов. Обязательно наладить контакт с классным руководителем и действовать в сотрудничестве с ним.
- Четко регламентировать время на выполнение домашних заданий.
- Создать в семье бесконфликтную атмосферу, поддерживать ребенка и быть на его стороне, не высмеивая его недостатки.
Наказания и насилие не помогут детям с СДВГ выполнить просьбы или задания.

2 Нарушение внимания и забывчивость у взрослых
Рассеянность внимания является следствием нарушений в работе нервной системы и может проявляться у любого человека. Физиологически это состояние связано с отсутствием ярко выраженного и устойчивого очага возбуждения в коре головного мозга.
При истинной рассеянности внимания человек оказывается в состоянии прострации: он словно отключается от окружающего мира, не проявляет интереса к событиям, а его мысли и ощущения становятся расплывчатыми. Это состояние может возникнуть из-за сильной усталости, бессонницы, хронической усталости, постоянных болей или монотонной работы.
Мнимая рассеянность возникает в результате глубокой внутренней концентрации. В этом случае человек не может адекватно распределить свое внимание между внешними объектами и собственными мыслями. Он не замечает, что происходит вокруг, сосредоточившись на какой-либо проблеме или поиске решения (так называемая профессорская рассеянность), или погружаясь в мечты (поэтическая рассеянность).
Старческая рассеянность характеризуется плохой способностью переключаться с одной задачи на другую, что сопровождаетсяслабой концентрацией. Внимание пожилого человека может зацикливаться на одном объекте, но его уровень остается низким (например, засыпание во время чтения или просмотра телевизора). Это связано с изменениями в мозге, происходящими с возрастом.
Рассеянность проявляется в недостатке сосредоточенности, низкой интенсивности и слабой устойчивости внимания. Однако это также может быть связано с длительным удерживанием интенсивного внимания на конкретной задаче, когда человек не замечает ничего вокруг.
2.1 Клинические проявления
Нарушения внимания могут проявляться как в краткосрочной, так и в долгосрочной форме. При хроническом типе рассеянность охватывает все больше аспектов жизни, значительно снижая качество существования человека и приводя к утрате профессиональных навыков. Такие люди начинают терять свои вещи, испытывают трудности с концентрацией на деталях (часто возвращаются к прочитанному, теряя при этом общее понимание текста); забывают выполнять привычные действия. В их поведении могут проявляться необычные черты: повышенная раздражительность, резкие изменения настроения, необоснованный гнев. Это состояние может сопровождаться головными болями, головокружением и колебаниями артериального давления. Цикл сна нарушается: днем ощущается усталость (даже после отдыха) и сонливость, а ночью возникают трудности с засыпанием. Пациенты часто жалуются на ухудшение памяти и работоспособности, а также на снижение активности, включая сексуальную.
2.2 Причины расстройства внимания
Человеку бывает сложно сосредоточиться из-за сильной усталости, постоянного нервного напряжения и недостатка сна. Одной из причин этого может быть бессознательное нежелание заниматься тем, что не вызывает интереса, то есть отсутствие мотивации.
Рассеянность внимания является одним из симптомов различных психических заболеваний, таких как эпилепсия, шизофрения и клиническая депрессия. Это состояние также может возникнуть в результате органических повреждений головного мозга, которые приводят к нарушению его кровоснабжения и кислородному голоданию:
- сосудистые расстройства: атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, мигрени, гипертония;
- болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
- аутоиммунные и системные заболевания, влияющие на головной мозг и нервную систему;
- анемия;
- недостаток необходимых минералов в организме (железо, магний) и избыток свинца;
- опухоли головного мозга.
2.3 Лечение
В большинстве случаев рассеянность внимания не требует применения медикаментов. Рекомендуется уделить время отдыху, изменить обстановку и устранить источники тревоги, иногда с помощью психотерапевтических методов. Также может быть назначена специальная диета и курс витаминно-минеральных добавок.
Если расстройство связано со стрессом или депрессией, могут быть прописаны антидепрессанты. В случаях, когда проблема вызвана повреждениями головного мозга, используются ноотропные средства, которые помогают повысить устойчивость мозга к нагрузкам и недостатку кислорода, активизируют умственные процессы и улучшают память. К таким препаратам относятся Глицин, Фенибут, Винпоцетин, Пирацетам и другие.
2.3.1 Советы
Взрослый человек способен самостоятельно справляться с рассеянностью, занимаясь упражнениями для тренировки внимания и памяти, а также развивая навыки самоконтроля. Ключевым моментом является повышение интереса к выполняемой деятельности и поиск мотивации для работы:
- Поскольку забывчивость часто возникает из-за недостатка концентрации, важно научиться сосредотачиваться исключительно на текущем задании. Следует уделять внимание тому, что происходит в данный момент.
- Визуальные напоминания могут существенно помочь в борьбе с невнимательностью. Нестандартные предметы, размещенные в поле зрения, могут служить сигналами: например, сковорода на диване во время просмотра фильма напомнит о необходимости выключить блюдо в духовке.
- Применяя метод сознательных ассоциаций, можно создать связь между предметом или обстановкой и конкретной задачей.
- Беспорядок и лишние вещи на рабочем столе отвлекают внимание. Важно приучить себя аккуратно размещать предметы на своих местах.
- Полезно оставлять стикеры с напоминаниями о важных делах и не забывать убирать их по мере выполнения задач.
- Следует делать короткие перерывы в работе, чтобы дать возможность мозгу отдохнуть.
- Не стоит откладывать на потом дела, которые не требуют значительных усилий и времени для выполнения.
- Перед началом сложной задачи полезно тщательно продумать ее, разбив на этапы и определив необходимые ресурсы. Награждайте себя после завершения каждого этапа.
- Развивайте наблюдательность, обращая внимание на окружающий мир.
Если рассеянность становится постоянной чертой характера и влияет на образ жизни, стоит обратиться за помощью к неврологу или психологу. Для диагностики состояния врач проведет осмотр и назначит биохимический анализ крови. В зависимости от результатов могут быть рекомендованы:
- допплеровское исследование сосудов головы;
- компьютерная томография или МРТ головного мозга;
- электроэнцефалография;
- нейропсихологическое тестирование;
- генетические исследования.
На основе полученных данных врач сможет определить причину рассеянности и назначить соответствующее лечение.
Вопрос-ответ
Какая наиболее частая причина рассеянности внимания?
Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности. Чаще такое встречается при первом виде рассеянности. Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Какой врач лечит рассеянность внимания?
Для того чтобы избавить пациента от рассеянности и нарушения внимания, неврологи назначают ноотропные препараты. Они стимулируют мозговую деятельность. Ноотропы улучшают процесс обучения, повышают концентрацию внимания.
Можно ли убрать рассеянность?
Чтобы избавиться от рассеянности, нужно определить ее первопричину. Хорошо, если удастся исключить патологии. Если же не удастся, то вы будете знать, что именно требует вашего внимания, какой именно процесс в организме нужно наладить и восстановить, чтобы вернуть себе остроту ума, внимательность, концентрацию.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на режим дня. Регулярный график сна, питания и отдыха помогает улучшить концентрацию и снизить уровень рассеянности. Убедитесь, что у вас и вашего ребенка есть достаточно времени для отдыха и восстановления сил.
СОВЕТ №2
Используйте техники управления временем. Применение методов, таких как “помидор” (работа в течение 25 минут с последующим 5-минутным перерывом), может помочь улучшить фокусировку и снизить уровень стресса, что в свою очередь уменьшит рассеянность.
СОВЕТ №3
Создайте комфортную рабочую среду. Убедитесь, что место, где вы или ваш ребенок учитесь или работаете, свободно от отвлекающих факторов. Уберите лишние предметы, уменьшите шум и обеспечьте хорошее освещение.
СОВЕТ №4
Регулярно занимайтесь физической активностью. Физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и повышению уровня энергии, что может положительно сказаться на концентрации и внимании. Найдите активность, которая нравится вам и вашему ребенку, и занимайтесь ею вместе.
