ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции поведения и развития

1 Области применения сказкотерапии

С давних времен сказки служили средством передачи опыта, моральных норм и общественных правил от поколения к поколению. Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, появилась в конце 60-х годов XX века и быстро завоевала популярность среди психологов и педагогов. Этот подход используется для улучшения взаимодействия человека с окружающим миром, развития творческих способностей и расширения внутреннего пространства. Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и подходит как детям, так и подросткам и взрослым. Она применяется в образовательной сфере для решения воспитательных и развивающих задач, на тренингах и в психотерапии. Сказка выступает в роли моста между психологом и клиентом, помогая снизить уровень тревожности и сопротивления.

Сказкотерапия предоставляет возможность:

  • глубже понять причинно-следственные связи своих и чужих действий, а также внешних событий;
  • осознать свои возможности и скрытые таланты;
  • определить жизненные ценности;
  • познакомиться с различными способами восприятия мира;
  • выстраивать осмысленные и конструктивные отношения с окружающими;
  • достичь внутренней гармонии.

Чаще всего этот метод используется с детьми. Сложные жизненные ситуации, с которыми ребенок не может справиться из-за своего возраста, представляются в форме сказки. Это позволяет ему понять проблему в доступной форме и найти решение. Работа с психологом воспринимается как игра в мире знакомых сказочных персонажей и сюжетов. В возрасте 2-3 лет у ребенка начинает проявляться интерес к сказкам, он запоминает простые действия героев.

До 10-12 лет информация лучше воспринимается через яркие и наглядные образы, так как у детей преобладает правополушарный, образный тип мышления. Музыка, иллюстрации, мультфильмы и сказки вызывают сильные эмоции, влияют на мыслительный процесс, лучше запоминаются и служат основой для творчества. Сказка является эффективным способом передачи знаний об окружающем мире. Воспринимая ее, ребенок интегрирует услышанное в свой жизненный опыт. Если с раннего возраста до начала подросткового периода мама читала и обсуждала истории с ребенком, у него постепенно формируется «каталог» жизненных ситуаций: о мире, отношениях между людьми и своем месте в жизни. Если же чтение происходило без обсуждения, эти знания могут быть неполными, и человеку будет сложно применить их на практике.

Взрослым рекомендуется обсуждать прочитанное с детьми, чтобы помочь им осмыслить мудрость, содержащуюся в сказке. Примерно в 4 года у ребенка формируется способность различать сказочную реальность и действительность. Важно учить его находить соответствия и контрасты с реальной жизнью, опираться на приобретенный опыт. Это способствует развитию осознанного поведения, изучению собственных возможностей и конструктивному взаимодействию.

Для подростков и взрослых важны когнитивные (анализ и обсуждение сказки) и творческие аспекты произведения. Обсуждение помогает изменить или расширить взгляд на повседневные ситуации и задуматься о духовных ценностях. В процессе творчества у человека развиваются познавательные процессы, фантазия и скрытые способности.

Сказкотерапия признана одним из эффективных методов работы с детьми с особыми потребностями в дошкольном возрасте. Она используется как вспомогательное лечение в логопедической практике, а также для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Одна из функций сказкотерапии — диагностическая: на занятиях выявляется психическое развитие ребенка, его отношение к себе и окружающим, а также определяются мотивы поведения. В зависимости от возраста, речевого статуса и степени выраженности отклонений применяются также музыкальная и танцевальная терапия. При серьезных нарушениях, требующих длительного курса занятий со специалистом, сказкотерапия помогает развивать речевые функции, формировать познавательные способности и усваивать причинно-следственные связи и социальные нормы в доступной для ребенка игровой форме.

Сказкотерапия становится все более популярным методом психологической коррекции поведения у детей. Врачи отмечают, что использование сказок позволяет детям легче воспринимать и осмысливать свои эмоции и переживания. Через образы и сюжеты сказок дети могут идентифицировать себя с персонажами, что способствует развитию эмпатии и пониманию своих чувств.

Психологи подчеркивают, что сказкотерапия помогает не только в решении конкретных проблем, таких как страхи или агрессия, но и в формировании навыков общения и социальной адаптации. В процессе работы с детьми специалисты используют как традиционные сказки, так и создают индивидуальные истории, что делает терапию более персонализированной и эффективной.

Таким образом, сказкотерапия становится важным инструментом в арсенале детских психологов, позволяя не только корректировать поведение, но и развивать эмоциональный интеллект у детей.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции в развитии ребенкаСказкотерапия как метод психологической коррекции в развитии ребенка

2 Работа со сказками в психотерапии

Терапия с использованием сказок применяется для достижения следующих целей:

  • развития навыков конструктивного выражения эмоций и управления ими;
  • коррекции агрессивного поведения и гиперактивности;
  • снижения уровня тревожности и преодоления различных страхов и фобий (например, страха темноты, расставания с родителями, посещения врача);
  • коррекции поведенческих расстройств, проявляющихся физически (таких как проблемы с питанием, неконтролируемое мочеиспускание и т. д.);
  • помощи в адаптации к новым условиям (например, детский сад или школа);
  • снятия стресса в ситуациях семейных проблем (развод родителей, появление нового члена семьи, утрата близких или домашних животных);
  • повышения учебной мотивации у младших школьников и стремления преодолевать трудности в учебе;
  • формирования положительного отношения к себе и адекватной самооценки;
  • создания условий для развития воображения, фантазии, нестандартного мышления и творческого самовыражения.
Аспект сказкотерапии Описание Пример применения
Идентификация с героем Ребенок ассоциирует себя с персонажем сказки, переживает его эмоции и опыт. Сказка о зайчонке, который боялся темноты, помогает ребенку справиться со своими страхами.
Моделирование поведения Сказка предлагает образцы желаемого поведения и способы решения проблем. История о дружбе и взаимопомощи учит ребенка делиться и сотрудничать.
Катарсис Проживание сильных эмоций через сказочный сюжет, что приводит к их освобождению и облегчению. Сказка о злом волшебнике, который в конце становится добрым, помогает ребенку выразить и трансформировать агрессию.
Символическое разрешение конфликтов Сказка позволяет ребенку проработать внутренние и внешние конфликты в безопасной, метафорической форме. Сказка о двух братьях, которые ссорились, но потом помирились, помогает ребенку понять и разрешить конфликты с братьями/сестрами.
Развитие эмпатии Погружение в мир сказки способствует пониманию чувств и мотивов других персонажей. Сказка о грустном принце, которого никто не понимал, учит ребенка сочувствовать и быть внимательным к чувствам других.
Формирование ценностей Сказка транслирует важные моральные принципы и этические нормы. Сказка о честном рыцаре, который всегда говорил правду, формирует у ребенка представление о важности честности.
Развитие воображения и креативности Сказка стимулирует фантазию, помогает ребенку придумывать новые сюжеты и решения. Предложение ребенку придумать продолжение сказки или изменить ее конец развивает его творческие способности.
Снижение тревожности Сказка создает безопасное пространство, где ребенок может прожить свои страхи и тревоги без реальной угрозы. Сказка о маленьком мышонке, который преодолел свой страх перед большой кошкой, помогает ребенку справиться с тревожностью перед новыми ситуациями.
Коррекция агрессивного поведения Сказка может показать негативные последствия агрессии и предложить альтернативные способы выражения гнева. Сказка о дракончике, который научился контролировать свой огонь, помогает ребенку понять, как управлять своей агрессией.
Повышение самооценки Сказки о героях, которые преодолевают трудности и достигают успеха, вдохновляют ребенка и укрепляют его веру в себя. Сказка о маленькой птичке, которая научилась летать выше всех, помогает ребенку поверить в свои силы и возможности.

2.1 Виды сказок

В терапии применяются различные виды сказок:

  • дидактические;
  • психологические;
  • психокоррекционные, или терапевтические;
  • психотерапевтические.

Сказкотерапия для детей становится всё более популярным методом психологической коррекции поведения. Родители и педагоги отмечают, что использование сказок помогает детям лучше понимать свои эмоции и переживания. В процессе работы с историями дети учатся сопереживать персонажам, что способствует развитию эмпатии и социальной адаптации. Многие специалисты подчеркивают, что сказкотерапия позволяет безопасно обсуждать сложные темы, такие как страхи, агрессия или утрата. Кроме того, это увлекательный и творческий способ взаимодействия, который помогает наладить контакт между ребенком и взрослым. Отзывы родителей часто содержат положительные примеры изменений в поведении детей, таких как уменьшение тревожности и улучшение навыков общения. Сказкотерапия становится не только инструментом для решения проблем, но и способом развивать воображение и креативность, что делает её ценным ресурсом в работе с детьми.

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенкаСказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

2.1.1 Дидактическая сказка

Дидактическая сказка предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основная цель такого жанра — передача знаний и осознание значимости новых умений и навыков. Область применения дидактических сказок весьма обширна. Для малышей в возрасте 3-4 лет они помогут запомнить названия цветов, букв и других предметов; понять необходимость мытья рук и чистки зубов, а также важность вежливых слов, таких как «спасибо» и «пожалуйста», и умения делиться игрушками с друзьями. Даже самые скучные или неприятные занятия могут стать увлекательными, если их обыграть в сюжете, где предметы оживают, а животные ведут разговор. Для повышения эффективности рассказа можно добавить задание, которое ребенок 5-6 лет сможет выполнить самостоятельно или с минимальной помощью взрослого: нарисовать перекресток со светофором, сделать кормушку для птиц или посадить семена в землю. Дидактическая сказка служит моделью, отражая различные ситуации, показывая последствия неэффективного разрешения конфликтов и предлагая приемлемые пути выхода из них.

Родители и педагоги часто создают свои собственные истории, ориентируясь на интересы конкретного ребенка или группы, будь то самолеты, паровозики, лошади или космос. Существуют также авторские произведения, такие как рассказы Л. Н. Толстого, Г. Н. Юдина, Дж. Родари, Л. И. Храмцовской, А. Лопатиной и М. Скребцовой. В наши дни дидактические сказки популярны в формате короткометражных мультфильмов с простыми сюжетами, посвященными определенным навыкам (например, «Аркадий Паровозов» — о безопасности в быту; «Приключения бурого медвежонка», «Чарли и Лола», «Котики, вперед!», «Малышарики», «Три кота» — о семейных и дружеских отношениях). Мультфильмы легче воспринимаются детьми и вызывают интерес, однако это не исключает возможности обсуждения сюжета после просмотра.

Дидактические сказки не находят широкого применения среди взрослых, так как в этом возрасте люди часто скептически относятся к подобным простым формам обучения.

2.1.2 Психологическая сказка

Притча, или психологическая сказка, основана на реальных событиях и включает элементы вымысла. Она предназначена для подростков и взрослых. Основная задача — донести важные идеи через метафоры и аллегории, оказывая влияние на личность человека. Это делает ее сложной, так как акцент делается на психологическом аспекте действий. Она объясняет, почему важно заботиться о жизни и здоровье, как прощать и строить доверительные отношения с друзьями. Поняв это через сказку, как ребенок, так и взрослый смогут самостоятельно вспомнить несколько ситуаций, которые подходят к данной истории и помогут правильно относиться к своему здоровью. Это способствует формированию личности.

Примером психологической сказки может служить притча о двух людях, которые пришли в незнакомый город и остановились, чтобы утолить жажду. Оба интересуются, кто живет в этом месте. В ответ местный старик спрашивает их о людях, с которыми они знакомы в своих родных городах. Один из них говорит, что в его городе живут злые и жестокие люди, а второй утверждает, что у него на родине честные и дружелюбные люди. Старик отвечает обоим одинаково: «Таких же ты найдешь и здесь». Сказка завершается выводом, что «каждый видит лишь то, что носит в своем сердце: тот, кто не находит ничего хорошего вокруг, не сможет увидеть положительное нигде, сколько бы он ни странствовал». Глубинный смысл этой истории заключается в том, что если человек настроен негативно по отношению к окружающему, то часто проблема заключается не в самом явлении, а в его восприятии.

Рекомендуется использовать психологические сказки с последующим обсуждением и разъяснением. Важно, чтобы слушатель, а не терапевт, первым ответил на вопрос о том, чему посвящена история и каков ее смысл. Если мнение психотерапевта отличается от взглядов слушателя, начинается совместная работа над поиском варианта, который устроит обоих.

Сказка про тигрёнка. Коррекция агрессии, агрессивного поведения у ребенкаСказка про тигрёнка. Коррекция агрессии, агрессивного поведения у ребенка

2.1.3 Психокоррекционные, или терапевтические сказки

Эти истории предназначены для детей в возрасте до 11–12 лет и созданы с целью оказать влияние на установки и поведение ребенка. Сюжеты могут быть основаны на реальных событиях или содержать аллегорические элементы. В таких рассказах сначала демонстрируется нежелательное поведение, а затем предлагается альтернатива, которая приводит к положительному исходу. Сюжет развивается в определенной последовательности: знакомство с персонажами и их жизненными обстоятельствами — возникновение трудностей, схожих с проблемами ребенка — неэффективные попытки героев решить свои проблемы — нахождение правильного решения (возможно, с помощью мудрого наставника) — осознание героем своего неправильного поведения, решение проблемы, развязка — мораль, извлечение уроков из своих действий.

Терапевтическая сказка воспринимается на двух уровнях. На сознательном уровне человек осознает, что сюжет вымышленный. Однако он может отождествлять себя с персонажем, сопереживать ему и представлять себя на его месте. Таким образом, устанавливается связь между сюжетом и личной жизнью читателя. Когда ребенок узнает свою проблему, даже если он считает, что это не о нем, на подсознательном уровне он усваивает услышанное. Это побуждает его пересмотреть свое поведение и извлечь урок из сказки.

В качестве примера можно привести историю о Крошке Еноте: услышав чужое мнение, он подошел к ручью с палкой, полагая, что там живет кто-то злой и опасный. Однако, улыбнувшись ручью, он увидел милого енота. Работая с этим сюжетом, можно осознать важность улыбки и позитивного отношения к окружающему миру. Это может произойти и в реальной жизни, например, при вступлении в новый коллектив.

Пример сказки-метафоры: грустный и плачущий Волк уходит в другой лес, так как здесь его никто не любит и все боятся. Зайчонок спрашивает, взял ли он с собой свои страшные зубы, когти и грозный рык.

Психокоррекционную сказку без аллегорий можно прочитать без обсуждения, так как она достаточно понятна и позволяет ребенку самостоятельно поразмышлять над ее смыслом. По желанию, ребенок может нарисовать иллюстрации к сказке или инсценировать ее с игрушками. Сказку-метафору обязательно стоит обсудить.

2.1.4 Психотерапевтическая сказка

Эта категория сказок оказывает наиболее значительное влияние на психоэмоциональное состояние человека, помогает осознать глубокий смысл происходящих событий и позволяет взглянуть на проблемы с необычной точки зрения. Эти истории часто имеют неоднозначный характер, и их финал не всегда бывает счастливым, а развязка порой остается неясной. Затрагиваемые в них темы являются глубокими и сложными, находясь на грани философии: вопросы жизни и смерти, самовосприятие, отношения с окружающими, а также размышления о приобретениях и утратам, любви и богатстве, о мире в целом. Это способствует личностному развитию. Основная задача психотерапевтических сказок — поддержка в сложных жизненных ситуациях и помощь при психоэмоциональных травмах.

Среди таких сказок можно выделить истории о трансформации и изменениях (например, «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена, «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф); художественные и народные волшебные сказки, которые особенно интересны детям в возрасте 6-7 лет; а также страшные сказки о чертах, ведьмах и призраках. Повторяя и переживая пугающие моменты в сказках, дети снимают напряжение и страх, осваивая конструктивные способы реагирования. Финал таких страшилок всегда оказывается неожиданным и порой даже комичным. Эти истории рассказывают детям 8-9 лет и подросткам, при этом чтение должно сопровождаться «страшным» голосом и соответствующей интонацией.

Примеры сказок:

  • русские народные: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба-яга»;
  • авторские: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Л. Пантелеев «Две лягушки»;
  • зарубежные: Г. Х. Андерсен «Русалочка», Ш. Перро «Золушка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», братья Гримм «Госпожа Метелица» и многие другие.

2.2 Правила чтения

Чтение или пересказ сказки представляет собой способ взаимодействия между людьми. Чтец или рассказчик должен подойти к этому процессу с душевным настроем. Вот несколько ключевых советов:

  1. Рассказчику стоит занять такую позицию, чтобы слушатель мог видеть его лицо, следить за выражением эмоций и обмениваться взглядами.
  2. Чтение должно быть наполнено искренними чувствами. Это можно выразить через разнообразные интонации, использование различных голосов и авторские паузы.
  3. Не следует прерывать процесс, отвлекаться или допускать длительные паузы.

2.3 Технология работы со сказкой

Работа со сказками может проводиться как индивидуально, так и в группе. После того как произведение прочитано вслух (этап восприятия), наступает время для его осмысления и интерпретации. В этом процессе анализируются структура сюжета, различные ситуации и поведение персонажей. Вопросы, которые задаются, не должны иметь однозначных ответов. Они строятся по принципу усложнения: от выявления личных предпочтений слушателей (кто из героев понравился или не понравился больше всего?), через самостоятельное исследование причинно-следственных связей (почему герой поступил именно так?), до прогнозирования возможных действий (что могло бы произойти, если бы герой вел себя иначе? Какой была бы сказка без этого персонажа? и другие).

Пересказ истории от лица различных персонажей, как участвующих, так и не участвующих в сюжете, способствует развитию мышления, воображения и фантазии. Это может быть непросто, но дети в возрасте 7-8 лет уже способны справляться с этой задачей.

Переписывание и дополнение сказки — это распространенный метод, который используется, когда слушатель не удовлетворен сюжетом, поведением героев или концовкой истории. Изменяя сказку, человек выбирает сюжетный поворот, который больше соответствует его внутреннему состоянию. Это делается для снятия напряжения, поэтому изменение сюжета становится ценным диагностическим инструментом. В «новой» сказке в образной форме отражается актуальная для человека проблема, решение которой может помочь найти специалист.

Когда сказочные образы проанализированы, их смысл найден и связан с реальными жизненными ситуациями, применяются иные формы работы: рисование или лепка, создание кукол и постановка сказки с их помощью, драматизация, музыкальная и песочная терапия. Игра с куклами позволяет человеку выразить эмоции, которые он не может проявить в реальной жизни (по разным причинам не позволяя себе этого), и сыграть максимально выразительно. Кроме того, человек видит, как все его движения отражаются на действиях куклы, что помогает задуматься о корректировке собственного поведения.

С возраста 4-5 лет дети уже могут самостоятельно сочинять сказки. Взрослый может предложить персонажей и место действия. В собственном сюжете отражаются проблемные ситуации и понятные автору способы их преодоления, выявляются значимые эмоции и внутренние конфликты. Содержание истории становится своеобразным зеркалом, отражающим внутренний мир человека.

2.4 Противопоказания

Сказкотерапия не рекомендуется в следующих случаях:

  • при острых и хронических психозах или состояниях, близких к ним;
  • при тяжелых церебрально-органических поражениях;
  • при значительных нарушениях умственного развития (с IQ ниже 85).

Эта терапия будет малорезультативной, если у человека отсутствует мотивация, проявляется явное нежелание сотрудничать или присутствует чрезмерный скептицизм по отношению к методу.

Вопрос-ответ

Как сказкотерапия помогает развивать ребенка?

Сказкотерапия — метод в психологии, основанный на использовании образов и символов во время психологического анализа внутренних конфликтов и внешних реакций человека. Развитие вымышленного сюжета раскрывает мотивы действий и причины глубоких переживаний, которые недоступны при рациональном обсуждении проблемы.

Какой принцип сказки терапевтической коррекции?

Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Сказка не только учит, но и лечит. Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя.

Каковы задачи сказкотерапии?

Цели и задачи сказкотерапии: — Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей. — Развитие умения преодолевать трудности и страхи. — Выявление и поддержка творческих способностей. — Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте сказки, которые отражают реальные жизненные ситуации вашего ребенка. Это поможет ему лучше понять свои эмоции и поведение, а также научиться справляться с трудностями через аналогии с героями сказок.

СОВЕТ №2

Создавайте совместные истории с ребенком. Позвольте ему быть соавтором, добавляя свои идеи и персонажей. Это не только развивает творческое мышление, но и укрепляет эмоциональную связь между вами.

СОВЕТ №3

Обсуждайте с ребенком мораль и уроки, которые можно извлечь из прочитанных сказок. Задавайте вопросы о том, как бы он поступил на месте героя, и что он может сделать в похожей ситуации. Это поможет развить критическое мышление и эмоциональную грамотность.

СОВЕТ №4

Регулярно включайте сказкотерапию в повседневную жизнь. Чтение перед сном или создание сказок в свободное время поможет ребенку чувствовать себя защищенным и услышанным, что способствует его психологическому благополучию.

Ссылка на основную публикацию
Похожее