Дезадаптация как психологическое отклонение от нормы: причины и последствия
1 Психологическая адаптация и дезадаптация
На протяжении жизни человек усваивает нормы и правила общества, в которое он попадает при рождении или смене места жительства, учебы или работы. Это означает, что он принимает эти нормы как свои, следует им и, в конечном итоге, становится полноценным членом определенной социальной группы.
В психологии адаптация (лат. Adaptatio) представляет собой процесс психологического и физического приспособления человека к изменившимся условиям жизни. При вступлении в новый коллектив, будь то ребенок или взрослый, каждый стремится удовлетворить свои потребности в признании и уважении. Однако он также сталкивается с аналогичными ожиданиями со стороны членов новой группы. Этот процесс не всегда проходит гладко и может потребовать вмешательства руководства или специалистов в области психологии.
Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие человека требованиям новых условий жизни. Она проявляется в поведении, которое не соответствует возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.
Отклонения от общепринятых норм поведения могут иметь серьезные последствия для личности, включая ухудшение здоровья и снижение способности к самореализации, обучению и труду. Члены общества могут пытаться перевоспитать дезадаптированного человека, подстраивая его под свои нормы и правила.
Психологи рассматривают дезадаптацию как серьезную проблему, требующую систематической и зачастую длительной коррекционной работы как с самим человеком, так и с его окружением. Результатом применения психосоциальных методов является реадаптация — восстановление адаптационных способностей, приспособление к новым требованиям среды и ускорение процесса социализации в новом обществе. Важными условиями для успешной реадаптации являются желание самого человека адаптироваться к новым условиям и профессионализм специалистов, работающих с ним.
Наиболее успешным результатом взаимодействия специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть взаимное приспособление, терпеливое уважение и учет индивидуальных особенностей, что создает максимальный психический и физический комфорт.
Дезадаптация рассматривается врачами как серьезное психологическое отклонение, которое может возникнуть в результате различных факторов, таких как стресс, травмы или изменения в жизненных обстоятельствах. Специалисты отмечают, что данное состояние проявляется в трудностях с адаптацией к окружающей среде, что может привести к социальной изоляции и снижению качества жизни. Врачи подчеркивают важность раннего выявления симптомов дезадаптации, таких как тревожность, депрессия и проблемы в межличностных отношениях. Психотерапия и поддержка со стороны близких играют ключевую роль в процессе восстановления. Важно, чтобы пациенты не оставались наедине со своими проблемами и искали профессиональную помощь, что может значительно улучшить их состояние и способствовать успешной реинтеграции в общество.

2 Причины, виды и состояния дезадаптации
На протяжении жизни каждый человек сталкивается с новыми условиями, которые требуют от него кардинальных изменений в поведении, взглядах и привычках. Иногда эти изменения происходят внезапно и болезненно, вызывая протестные реакции и требуя от окружающих терпения и понимания. В некоторых случаях может потребоваться применение мер воздействия, если человек отказывается адаптироваться к разумным условиям совместного существования.
Причины дезадаптации личности разнообразны и могут быть связаны как с индивидуальными особенностями психологического, умственного, нравственного, физического и социального развития, так и с характеристиками новой среды, в которую он попадает. Среда может быть как благоприятной, так и неблагоприятной, основываясь на общепринятых ценностях или противоречащих им, предъявляя разумные или чрезмерные требования к новичку, находясь под контролем соответствующих служб или оставаясь бесконтрольной.
Среди неблагоприятных факторов, способствующих дезадаптации, можно выделить четыре основных:
- Переходный возраст у школьников и подростков.
- Психическая слабость, при которой требования общества кажутся чрезмерными.
- Травмирующие события и затяжные стрессы.
- Психические расстройства и заболевания.
К основным видам дезадаптации относятся:
- Психическая (или психосоциальная). Этот вид дезадаптации проявляется в период полового созревания, когда происходят резкие изменения в эмоциональной и волевой сферах. Подростки становятся особенно чувствительными к критике и требованиям со стороны семьи, школы и сверстников. Реакция может быть как внешне бурной, так и внутренне скрытой, вызывая множество негативных переживаний и толкая на необдуманные поступки.
- Социальная. Она характеризуется отклонениями от общепринятых норм и демонстративным нарушением моральных и правовых норм, уклонением от полезной деятельности и употреблением табака, алкоголя или наркотиков. Такое поведение часто является следствием недостаточного внимания и уважения к жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых людей. В крайних случаях социальная дезадаптация может проявляться в уголовных деяниях и участии в преступных группировках, где формируются специфические моральные нормы.
- Патогенная. Этот вид дезадаптации возникает из-за врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии, включая различные фобии, нервно-психические заболевания и нарушения в развитии головного мозга.
- Психологическая. Включает внутренние нарушения самооценки, которые могут быть как завышенными, так и заниженными.
В большинстве случаев наблюдается сочетание различных видов дезадаптации, при этом один из них может преобладать. Невозможность достичь идеала или цели приводит к внутренним конфликтам, отчаянию и разочарованию, а также к утрате жизненного тонуса и негативному поведению как по отношению к себе, так и к окружающим. Скрытая психологическая дезадаптация может не проявляться внешне, но приносит человеку глубокие внутренние страдания. Травмирующие ситуации, такие как семейные конфликты, могут усугубить состояние и привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.
| Аспект дезадаптации | Проявления | Возможные причины |
|---|---|---|
| Эмоциональная дезадаптация | Частые перепады настроения, апатия, тревожность, раздражительность, депрессивные состояния, эмоциональная лабильность, снижение способности к эмпатии. | Стресс, травматический опыт, конфликты в семье или на работе, хронические заболевания, личностные особенности, нарушения нейромедиаторного обмена. |
| Социальная дезадаптация | Трудности в установлении и поддержании социальных контактов, изоляция, конфликты с окружающими, нарушение социальных норм и правил, агрессивное или пассивное поведение, проблемы с адаптацией к новым социальным условиям. | Недостаток социальных навыков, низкая самооценка, негативный опыт общения, социальная фобия, психические расстройства, неблагоприятная социальная среда. |
| Поведенческая дезадаптация | Девиантное поведение (агрессия, воровство, злоупотребление психоактивными веществами), самоповреждающее поведение, нарушения сна и аппетита, снижение продуктивности в учебе или работе, импульсивность, рискованное поведение. | Психические расстройства (например, расстройства личности, СДВГ), травматический опыт, неблагоприятное воспитание, влияние деструктивных групп, низкий уровень самоконтроля. |
| Когнитивная дезадаптация | Нарушения мышления (ригидность, стереотипность, паралогичность), проблемы с концентрацией внимания, памятью, принятием решений, искаженное восприятие реальности, навязчивые мысли. | Психические расстройства (например, шизофрения, обсессивно-компульсивное расстройство), органические поражения головного мозга, хронический стресс, дефицит когнитивных навыков. |
| Физиологическая дезадаптация | Психосоматические расстройства (головные боли, проблемы с пищеварением, кожные высыпания), хроническая усталость, нарушения сна, снижение иммунитета, повышенная утомляемость. | Хронический стресс, тревога, депрессия, нездоровый образ жизни, соматические заболевания, нарушения вегетативной нервной системы. |
3 Коррекция дезаптации
Работа с клиентом, испытывающим трудности в адаптации, начинается с создания доверительной атмосферы. Психолог помогает ему понять суть и причины его проблем, а также найти пути их решения. Важно убедить человека в том, что у него есть внутренние ресурсы для преодоления личных трудностей и что он обязательно найдет подходящие методы. Клиент должен осознать, каких навыков общения ему не хватает, и понять свои ошибки в взаимодействии с окружающими.
На следующем этапе психолог и клиент совместно разрабатывают план действий и методы преодоления тех препятствий, которые мешают ему интегрироваться в общество. Возможно, потребуется взаимодействие специалиста с людьми, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение дезадаптированного человека (например, члены семьи, друзья, коллеги по учебе или работе и т.д.).
После завершения каждого этапа намеченного плана проводится совместный анализ, чтобы определить, достигнуты ли положительные результаты от действий психолога или клиента, а также выявить допущенные ошибки. Клиент должен осознать, что без его активных усилий желаемого результата не достичь. Психолог выступает в роли заинтересованного помощника и консультанта, поддерживая клиента и мотивируя его на дальнейшие шаги к реадаптации.
Дезадаптация — это состояние, которое вызывает множество обсуждений среди психологов и простых людей. Многие отмечают, что это явление становится все более распространенным в современном обществе, где стресс и давление на личность достигают предела. Люди, страдающие от дезадаптации, часто испытывают трудности в общении, работе и личной жизни. Они могут чувствовать себя изолированными и непонятыми, что усугубляет их состояние.
Некоторые специалисты подчеркивают, что дезадаптация может быть следствием не только индивидуальных особенностей, но и социальных факторов, таких как экономические кризисы или изменения в обществе. Важно понимать, что это не просто каприз, а серьезное психологическое отклонение, требующее внимания и поддержки. Обсуждения на эту тему помогают повысить осведомленность и снизить стигматизацию, связанную с психическими расстройствами, что, в свою очередь, может способствовать более эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

4 Профилактика дезадаптации
Цель профилактических мероприятий по дезадаптации заключается в предотвращении появления факторов, которые могут негативно сказаться на процессе адаптации человека к новой среде, будь то учебное заведение или рабочее место. В некоторых ситуациях необходимо объединение усилий не только руководителей организации, но и членов семьи, психологов, педагогов, представителей органов опеки и правопорядка, а также других людей, которые могут оказать поддержку дезадаптированному человеку.
Программа по профилактике дезадаптации среди членов коллектива должна включать меры, направленные на создание комфортной среды, формирование положительного психологического климата и работу с семьями и их отдельными членами.
Формы работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Это могут быть беседы, консультации, тренинги, специально организованные досуговые мероприятия и создание традиций. Основная цель этих мероприятий — воспитание определенных личностных качеств и формирование таких черт характера, которые помогут человеку чувствовать себя равноправным как в обществе в целом, так и в узком кругу.
Важно уделять внимание своевременному выявлению случаев недоброжелательных и пренебрежительных отношений среди членов коллектива, а также их негативного психоэмоционального состояния. Регулярный психологический мониторинг группы и отдельных её участников обеспечивает возможности для личностного роста и предотвращает внутренние и внешние конфликты, которые могут негативно сказаться на качестве и эффективности учебной или другой деятельности.
Вопрос-ответ

Что такое психологическая дезадаптация?
Психологическая дезадаптация — это состояние, при котором человек испытывает трудности в адаптации к окружающей среде, что может проявляться в нарушении эмоционального, социального или профессионального функционирования. Это может быть вызвано стрессом, травмирующими событиями или изменениями в жизни, и проявляется в виде тревожности, депрессии, социальной изоляции или проблем в межличностных отношениях.
Какие проблемы связаны с дезадаптацией?
Отрицательные эффекты. Дезадаптация может влиять на успеваемость человека. Люди с дезадаптацией, как правило, менее заинтересованы в успехе в учёбе, что приводит к худшим результатам тестов, более высокому уровню прогулов и повышению риска отсева из школы.
Что такое расстройство дезадаптации?
Дезадаптация – расстройство, которое проявляется у людей со сниженными адаптивными способностями психики. Причем место стрессового триггера может занять любое изменение в привычном жизненном укладе, будь то поступление в ВУЗ или смена работы.
Как ведут себя люди с расстройством адаптации?
Основные особенности: тяжелый стресс, проявляющийся в тревожности, трудности в концентрации внимания, утрата социального контроля. Кроме того, нарушения сна, расстройства аппетита, злоупотребление наркотиками, алкоголем, одиночество.
Советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь осознать свои чувства и эмоции. Важно понимать, что дезадаптация может быть следствием стресса или изменений в жизни. Ведение дневника может помочь вам отслеживать свои мысли и чувства, что позволит лучше понять причины вашего состояния.
СОВЕТ №2
Обратитесь за поддержкой к близким или специалистам. Не бойтесь делиться своими переживаниями с друзьями или членами семьи. Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, консультация с психологом может оказаться очень полезной.
СОВЕТ №3
Разработайте стратегии самопомощи. Это могут быть техники релаксации, физическая активность или хобби, которые приносят вам радость. Регулярные занятия спортом и медитация могут значительно улучшить ваше психоэмоциональное состояние.
СОВЕТ №4
Ставьте перед собой небольшие, достижимые цели. Это поможет вам постепенно возвращаться к нормальной жизни и повысит вашу уверенность в себе. Начните с простых задач и постепенно увеличивайте их сложность.