ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Дезадаптация как психологическое отклонение от нормы: причины и последствия

1 Психологическая адаптация и дезадаптация

На протяжении жизни человек усваивает нормы и правила общества, в которое он попадает при рождении или смене места жительства, учебы или работы. Это означает, что он принимает эти нормы как свои, следует им и, в конечном итоге, становится полноценным членом определенной социальной группы.

В психологии адаптация (лат. Adaptatio) представляет собой процесс психологического и физического приспособления человека к изменившимся условиям жизни. При вступлении в новый коллектив, будь то ребенок или взрослый, каждый стремится удовлетворить свои потребности в признании и уважении. Однако он также сталкивается с аналогичными ожиданиями со стороны членов новой группы. Этот процесс не всегда проходит гладко и может потребовать вмешательства руководства или специалистов в области психологии.

Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие человека требованиям новых условий жизни. Она проявляется в поведении, которое не соответствует возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.

Отклонения от общепринятых норм поведения могут иметь серьезные последствия для личности, включая ухудшение здоровья и снижение способности к самореализации, обучению и труду. Члены общества могут пытаться перевоспитать дезадаптированного человека, подстраивая его под свои нормы и правила.

Психологи рассматривают дезадаптацию как серьезную проблему, требующую систематической и зачастую длительной коррекционной работы как с самим человеком, так и с его окружением. Результатом применения психосоциальных методов является реадаптация — восстановление адаптационных способностей, приспособление к новым требованиям среды и ускорение процесса социализации в новом обществе. Важными условиями для успешной реадаптации являются желание самого человека адаптироваться к новым условиям и профессионализм специалистов, работающих с ним.

Наиболее успешным результатом взаимодействия специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть взаимное приспособление, терпеливое уважение и учет индивидуальных особенностей, что создает максимальный психический и физический комфорт.

Дезадаптация рассматривается врачами как серьезное психологическое отклонение, которое может возникнуть в результате различных факторов, таких как стресс, травмы или изменения в жизненных обстоятельствах. Специалисты отмечают, что данное состояние проявляется в трудностях с адаптацией к окружающей среде, что может привести к социальной изоляции и снижению качества жизни. Врачи подчеркивают важность раннего выявления симптомов дезадаптации, таких как тревожность, депрессия и проблемы в межличностных отношениях. Психотерапия и поддержка со стороны близких играют ключевую роль в процессе восстановления. Важно, чтобы пациенты не оставались наедине со своими проблемами и искали профессиональную помощь, что может значительно улучшить их состояние и способствовать успешной реинтеграции в общество.

Расстройство Личности как Адаптивный Механизм в Неблагополучной Соц. Среде ~ Обьективно-ДезадаптацияРасстройство Личности как Адаптивный Механизм в Неблагополучной Соц. Среде ~ Обьективно-Дезадаптация

2 Причины, виды и состояния дезадаптации

На протяжении жизни каждый человек сталкивается с новыми условиями, которые требуют от него кардинальных изменений в поведении, взглядах и привычках. Иногда эти изменения происходят внезапно и болезненно, вызывая протестные реакции и требуя от окружающих терпения и понимания. В некоторых случаях может потребоваться применение мер воздействия, если человек отказывается адаптироваться к разумным условиям совместного существования.

Причины дезадаптации личности разнообразны и могут быть связаны как с индивидуальными особенностями психологического, умственного, нравственного, физического и социального развития, так и с характеристиками новой среды, в которую он попадает. Среда может быть как благоприятной, так и неблагоприятной, основываясь на общепринятых ценностях или противоречащих им, предъявляя разумные или чрезмерные требования к новичку, находясь под контролем соответствующих служб или оставаясь бесконтрольной.

Среди неблагоприятных факторов, способствующих дезадаптации, можно выделить четыре основных:

  1. Переходный возраст у школьников и подростков.
  2. Психическая слабость, при которой требования общества кажутся чрезмерными.
  3. Травмирующие события и затяжные стрессы.
  4. Психические расстройства и заболевания.

К основным видам дезадаптации относятся:

  • Психическая (или психосоциальная). Этот вид дезадаптации проявляется в период полового созревания, когда происходят резкие изменения в эмоциональной и волевой сферах. Подростки становятся особенно чувствительными к критике и требованиям со стороны семьи, школы и сверстников. Реакция может быть как внешне бурной, так и внутренне скрытой, вызывая множество негативных переживаний и толкая на необдуманные поступки.
  • Социальная. Она характеризуется отклонениями от общепринятых норм и демонстративным нарушением моральных и правовых норм, уклонением от полезной деятельности и употреблением табака, алкоголя или наркотиков. Такое поведение часто является следствием недостаточного внимания и уважения к жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых людей. В крайних случаях социальная дезадаптация может проявляться в уголовных деяниях и участии в преступных группировках, где формируются специфические моральные нормы.
  • Патогенная. Этот вид дезадаптации возникает из-за врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии, включая различные фобии, нервно-психические заболевания и нарушения в развитии головного мозга.
  • Психологическая. Включает внутренние нарушения самооценки, которые могут быть как завышенными, так и заниженными.

В большинстве случаев наблюдается сочетание различных видов дезадаптации, при этом один из них может преобладать. Невозможность достичь идеала или цели приводит к внутренним конфликтам, отчаянию и разочарованию, а также к утрате жизненного тонуса и негативному поведению как по отношению к себе, так и к окружающим. Скрытая психологическая дезадаптация может не проявляться внешне, но приносит человеку глубокие внутренние страдания. Травмирующие ситуации, такие как семейные конфликты, могут усугубить состояние и привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.

Аспект дезадаптации Проявления Возможные причины
Эмоциональная дезадаптация Частые перепады настроения, апатия, тревожность, раздражительность, депрессивные состояния, эмоциональная лабильность, снижение способности к эмпатии. Стресс, травматический опыт, конфликты в семье или на работе, хронические заболевания, личностные особенности, нарушения нейромедиаторного обмена.
Социальная дезадаптация Трудности в установлении и поддержании социальных контактов, изоляция, конфликты с окружающими, нарушение социальных норм и правил, агрессивное или пассивное поведение, проблемы с адаптацией к новым социальным условиям. Недостаток социальных навыков, низкая самооценка, негативный опыт общения, социальная фобия, психические расстройства, неблагоприятная социальная среда.
Поведенческая дезадаптация Девиантное поведение (агрессия, воровство, злоупотребление психоактивными веществами), самоповреждающее поведение, нарушения сна и аппетита, снижение продуктивности в учебе или работе, импульсивность, рискованное поведение. Психические расстройства (например, расстройства личности, СДВГ), травматический опыт, неблагоприятное воспитание, влияние деструктивных групп, низкий уровень самоконтроля.
Когнитивная дезадаптация Нарушения мышления (ригидность, стереотипность, паралогичность), проблемы с концентрацией внимания, памятью, принятием решений, искаженное восприятие реальности, навязчивые мысли. Психические расстройства (например, шизофрения, обсессивно-компульсивное расстройство), органические поражения головного мозга, хронический стресс, дефицит когнитивных навыков.
Физиологическая дезадаптация Психосоматические расстройства (головные боли, проблемы с пищеварением, кожные высыпания), хроническая усталость, нарушения сна, снижение иммунитета, повышенная утомляемость. Хронический стресс, тревога, депрессия, нездоровый образ жизни, соматические заболевания, нарушения вегетативной нервной системы.

3 Коррекция дезаптации

Работа с клиентом, испытывающим трудности в адаптации, начинается с создания доверительной атмосферы. Психолог помогает ему понять суть и причины его проблем, а также найти пути их решения. Важно убедить человека в том, что у него есть внутренние ресурсы для преодоления личных трудностей и что он обязательно найдет подходящие методы. Клиент должен осознать, каких навыков общения ему не хватает, и понять свои ошибки в взаимодействии с окружающими.

На следующем этапе психолог и клиент совместно разрабатывают план действий и методы преодоления тех препятствий, которые мешают ему интегрироваться в общество. Возможно, потребуется взаимодействие специалиста с людьми, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение дезадаптированного человека (например, члены семьи, друзья, коллеги по учебе или работе и т.д.).

После завершения каждого этапа намеченного плана проводится совместный анализ, чтобы определить, достигнуты ли положительные результаты от действий психолога или клиента, а также выявить допущенные ошибки. Клиент должен осознать, что без его активных усилий желаемого результата не достичь. Психолог выступает в роли заинтересованного помощника и консультанта, поддерживая клиента и мотивируя его на дальнейшие шаги к реадаптации.

Дезадаптация — это состояние, которое вызывает множество обсуждений среди психологов и простых людей. Многие отмечают, что это явление становится все более распространенным в современном обществе, где стресс и давление на личность достигают предела. Люди, страдающие от дезадаптации, часто испытывают трудности в общении, работе и личной жизни. Они могут чувствовать себя изолированными и непонятыми, что усугубляет их состояние.

Некоторые специалисты подчеркивают, что дезадаптация может быть следствием не только индивидуальных особенностей, но и социальных факторов, таких как экономические кризисы или изменения в обществе. Важно понимать, что это не просто каприз, а серьезное психологическое отклонение, требующее внимания и поддержки. Обсуждения на эту тему помогают повысить осведомленность и снизить стигматизацию, связанную с психическими расстройствами, что, в свою очередь, может способствовать более эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Расстройство адаптации - лечение, симптомы и признакиРасстройство адаптации – лечение, симптомы и признаки

4 Профилактика дезадаптации

Цель профилактических мероприятий по дезадаптации заключается в предотвращении появления факторов, которые могут негативно сказаться на процессе адаптации человека к новой среде, будь то учебное заведение или рабочее место. В некоторых ситуациях необходимо объединение усилий не только руководителей организации, но и членов семьи, психологов, педагогов, представителей органов опеки и правопорядка, а также других людей, которые могут оказать поддержку дезадаптированному человеку.

Программа по профилактике дезадаптации среди членов коллектива должна включать меры, направленные на создание комфортной среды, формирование положительного психологического климата и работу с семьями и их отдельными членами.

Формы работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Это могут быть беседы, консультации, тренинги, специально организованные досуговые мероприятия и создание традиций. Основная цель этих мероприятий — воспитание определенных личностных качеств и формирование таких черт характера, которые помогут человеку чувствовать себя равноправным как в обществе в целом, так и в узком кругу.

Важно уделять внимание своевременному выявлению случаев недоброжелательных и пренебрежительных отношений среди членов коллектива, а также их негативного психоэмоционального состояния. Регулярный психологический мониторинг группы и отдельных её участников обеспечивает возможности для личностного роста и предотвращает внутренние и внешние конфликты, которые могут негативно сказаться на качестве и эффективности учебной или другой деятельности.

Вопрос-ответ

Патологическая стеснительность САМОПОМОЩЬ / Тревожно избегающее Р-во личности / Застенчивые людиПатологическая стеснительность САМОПОМОЩЬ / Тревожно избегающее Р-во личности / Застенчивые люди

Что такое психологическая дезадаптация?

Психологическая дезадаптация — это состояние, при котором человек испытывает трудности в адаптации к окружающей среде, что может проявляться в нарушении эмоционального, социального или профессионального функционирования. Это может быть вызвано стрессом, травмирующими событиями или изменениями в жизни, и проявляется в виде тревожности, депрессии, социальной изоляции или проблем в межличностных отношениях.

Какие проблемы связаны с дезадаптацией?

Отрицательные эффекты. Дезадаптация может влиять на успеваемость человека. Люди с дезадаптацией, как правило, менее заинтересованы в успехе в учёбе, что приводит к худшим результатам тестов, более высокому уровню прогулов и повышению риска отсева из школы.

Что такое расстройство дезадаптации?

Дезадаптация – расстройство, которое проявляется у людей со сниженными адаптивными способностями психики. Причем место стрессового триггера может занять любое изменение в привычном жизненном укладе, будь то поступление в ВУЗ или смена работы.

Как ведут себя люди с расстройством адаптации?

Основные особенности: тяжелый стресс, проявляющийся в тревожности, трудности в концентрации внимания, утрата социального контроля. Кроме того, нарушения сна, расстройства аппетита, злоупотребление наркотиками, алкоголем, одиночество.

Советы

СОВЕТ №1

Постарайтесь осознать свои чувства и эмоции. Важно понимать, что дезадаптация может быть следствием стресса или изменений в жизни. Ведение дневника может помочь вам отслеживать свои мысли и чувства, что позволит лучше понять причины вашего состояния.

СОВЕТ №2

Обратитесь за поддержкой к близким или специалистам. Не бойтесь делиться своими переживаниями с друзьями или членами семьи. Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, консультация с психологом может оказаться очень полезной.

СОВЕТ №3

Разработайте стратегии самопомощи. Это могут быть техники релаксации, физическая активность или хобби, которые приносят вам радость. Регулярные занятия спортом и медитация могут значительно улучшить ваше психоэмоциональное состояние.

СОВЕТ №4

Ставьте перед собой небольшие, достижимые цели. Это поможет вам постепенно возвращаться к нормальной жизни и повысит вашу уверенность в себе. Начните с простых задач и постепенно увеличивайте их сложность.

Ссылка на основную публикацию
Похожее