ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Дислалия: виды дефектов произношения звуков и способы коррекции у детей

1 Описание заболевания

Дислалия представляет собой нарушение в произношении и использовании речевых звуков, которое не связано с органическими повреждениями центральной нервной системы или слухового аппарата, то есть наблюдается при нормальном слухе. Это расстройство является одним из самых распространенных в области логопедии. Дефекты речи фиксируются у 25-52% детей дошкольного возраста, у 17-20% младших школьников и у 1% детей старше восьми лет.

Причинами данного расстройства могут быть органические повреждения артикуляционного аппарата, включая язык, губы, зубы, а также верхнюю и нижнюю челюсти. Дислалия может возникнуть из-за короткой уздечки языка или верхней губы, а также из-за аномалий в размере языка (макроглоссия или микроглоссия), которые могут указывать на умственное или физическое недоразвитие, а также из-за толстых и почти неподвижных губ. Укорочение подъязычной связки может негативно сказаться на произношении звуков, требующих участия языка, а повреждения губ влияют на произношение губных и губно-зубных звуков.

К факторам, способствующим развитию дислалии, можно отнести наследственные аномалии строения органов, травмы и заболевания зубочелюстной системы. Также к возникновению данной патологии может привести подражание детям неправильной речи взрослых (например, диалектам, косноязычной или быстрой речи) и детскому лепету, а также педагогическая запущенность.

К биологическим факторам, способствующим развитию этого расстройства, относятся:

  • общая физическая слабость часто болеющих детей;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • недостаточно сформированный фонематический слух.

Врачи отмечают, что дислалия представляет собой распространённый дефект произношения, который может проявляться в различных формах. К основным видам относятся замены звуков, их искажения и пропуски. Например, дети могут заменять звуки “с” на “ш” или “р” на “л”, что затрудняет понимание речи. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции таких нарушений. Эффективные методы включают логопедические занятия, игры на развитие фонематического слуха и артикуляционной гимнастики. Врачами рекомендовано индивидуализировать подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности, что способствует более успешному преодолению дефектов произношения.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СЛОЖНОЙ ДИСЛАЛИИ И ДИЗАРТРИИПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СЛОЖНОЙ ДИСЛАЛИИ И ДИЗАРТРИИ

2 Основные клинические проявления и виды

Ключевыми признаками данной патологии являются пропуски, замены, смешения и искажения звуков. Пропуск звука подразумевает его полное отсутствие в начале, середине или конце слова. Замена происходит, когда один звук заменяется другим из-за неумения различать фонемы по артикуляционным и акустическим характеристикам. У таких детей наблюдаются фонетико-фонематические расстройства (ФФНР, ФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР).

В некоторых случаях происходит замена звуков, которые различаются по месту артикуляции или способу образования, а также по признакам звонкости-глухости и твердости-мягкости. Если ребенок путает два неправильно произносимых звука, это свидетельствует о их смешении, что возникает из-за незавершенности усвоения системы фонем. Искажение — это неправильное произношение, использование звуков, которые не входят в фонетическую систему русского языка. Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии развивается в соответствии с возрастными нормами.

Фонетические нарушения произношения звуков различных групп (искажения) при дислалии обозначаются следующими терминами:

  • Ротацизм – недостатки в произношении буквы Р.
  • Ламбдацизм – дефекты звука Л.
  • Сигматизм – проблемы с шипящими Ж, Ш, Щ, Ч и свистящими С, З.
  • Йотацизм – ошибки в произношении Й.
  • Гаммацизм – недостатки в произношении Г.
  • Каппацизм – проблемы с К.
  • Хитизм – ошибки в произношении Х.
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных на парные глухие и наоборот.
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных на парные твердые и наоборот.

Существует несколько форм дислалии, каждая из которых имеет свои специфические симптомы и степень выраженности:

Тип Описание
Функциональная моторная Возникает из-за нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательной системы. Наблюдаются нарушения в произношении звуков. Движения губ и языка не дифференцированы.
Функциональная сенсорная Обусловлена нейродинамическими изменениями в центральных отделах речеслухового анализатора. Отмечается нарушение звукопроизношения и трудности в различении фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих). Происходит смешение и замена звуков в устной речи и при письме.
Механическая Развивается на фоне аномалий строения артикуляционного аппарата. Наблюдаются нарушения произношения схожих звуков по артикуляции.
Физиологическая Возникает у детей из-за недостаточной сформированности фонематического слуха или двигательных навыков органов артикуляции. Это расстройство обычно проходит самостоятельно к 5 годам.
Акустико-фонематическая Искаженное произношение звуков.
Артикуляторно-фонематическая Замена звуков на похожие.
Артикуляторно-фонетическая Ребенок испытывает трудности в определении на слух всех элементов слова.
Простая Неправильное произношение 1-4 звуков.
Сложная Нарушение произношения 4 и более звуков.
Мономорфная Нарушения звукопроизношения в одной артикуляционной группе. Коррекция затруднена из-за сложности патологии.
Полиморфная Дефекты в произношении звуков из нескольких групп.

Рекомендуем

Вид дефекта произношения Характеристика дефекта Способы коррекции
Отсутствие звука (пропуск) Звук полностью отсутствует в речи. Например, вместо “рыба” – “ыба”. Постановка звука:
1. Артикуляционная гимнастика: Упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата.
2. Подражание: Показ правильной артикуляции и просьба повторить.
3. Механическая помощь: Использование зондов, шпателей для придания языку нужного положения.
4. Звукоподражание: Использование звуков животных, предметов для вызывания нужного звука.
Замена звука (субституция) Один звук заменяется другим, более простым по артикуляции. Например, вместо “шапка” – “сапка”. Дифференциация звуков:
1. Сравнение звуков: Обучение различению правильного и заменяющего звука на слух и в произношении.
2. Игры на различение: “Поймай звук”, “Назови лишнее слово”.
3. Автоматизация: Закрепление правильного звука в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Искажение звука (паралалия) Звук произносится неверно, но не заменяется другим. Например, горловое “р”, межзубное “с”. Коррекция артикуляции:
1. Уточнение артикуляции: Объяснение и показ правильного положения органов речи.
2. Зеркало: Использование зеркала для самоконтроля.
3. Тактильно-вибрационные ощущения: Использование вибрации для ощущения правильного положения языка (например, при постановке “р”).
4. Постепенное усложнение: От изолированного звука к слогам, словам, фразам.
Смешение звуков (парафазия) Неустойчивое употребление звуков, когда один и тот же звук в разных словах произносится то правильно, то неправильно, или заменяется разными звуками. Развитие фонематического слуха и внимания:
1. Игры на слуховое внимание: “Что изменилось?”, “Повтори за мной”.
2. Анализ и синтез звуков: Выделение звуков из слова, составление слова из звуков.
3. Закрепление в различных речевых ситуациях: Использование игр, стихов, рассказов для автоматизации правильного произношения.
Нарушение слоговой структуры слова Пропуск, перестановка, добавление слогов или звуков в слове. Например, “молоток” – “моток”, “велосипед” – “веписед”. Развитие слогового анализа и синтеза:
1. Отхлопывание слогов: Разделение слова на слоги с помощью хлопков.
2. Слоговые дорожки: Проговаривание слогов по схеме.
3. Игры с картинками: Подбор картинок к слогам, составление слов из слогов.
4. Постепенное усложнение: От простых двухсложных слов к многосложным.

3 Диагностика

Диагностика проводится логопедом. Важным этапом в этом процессе является сбор анамнестических данных:

  • уточнение жалоб;
  • особенности беременности и родов у матери;
  • перенесенные заболевания у ребенка;
  • состояние слуха и зрения, а также опорно-двигательного аппарата.

Затем логопед должен оценить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, используя визуальный осмотр и результаты выполнения ребенком ряда упражнений на подражание. Дифференциальная диагностика должна быть проведена с учетом стертой формы дизартрии.

Исследование устной речи включает в себя анализ состояния произношения и выявление неправильно произносимых звуков. Также изучается тип патологии. Проверяется способность пациента различать фонемы на слух.

На основе проведенного обследования логопед составляет заключение, в котором указывает форму дислалии и характер дефекта произношения. Если у ребенка выявляется механическая форма заболевания, ему необходимо пройти обследование у стоматолога. В случае функциональной формы дислалии пациента направляют к неврологу. Для исключения тугоухости требуется консультация отоларинголога и исследование работы слухового анализатора.

Дислалия — это нарушение произношения, которое может проявляться в различных формах. Люди часто отмечают, что дети с дислалией могут заменять одни звуки другими, пропускать их или искажать. Например, вместо “с” они могут говорить “ш”, что затрудняет понимание речи. Существует несколько видов дефектов произношения: артикуляционные, акустические и фонетические. Коррекция дислалии требует индивидуального подхода. Важно проводить диагностику с участием логопеда, который поможет выявить причины и предложить методы исправления. Это могут быть специальные упражнения, игры и занятия, направленные на развитие артикуляции и слухового восприятия. Родители также играют ключевую роль, поддерживая ребенка в процессе обучения и создавая комфортную атмосферу для практики.

ДИСЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ | ФОРМЫ | ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ | КАК ПОНЯТЬ, ЕСЛИ ЛИ У РЕБЁНКА ДИСЛАЛИЯДИСЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ | ФОРМЫ | ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ | КАК ПОНЯТЬ, ЕСЛИ ЛИ У РЕБЁНКА ДИСЛАЛИЯ

4 Коррекция

Медикаментозное лечение дислалии отсутствует. Коррекция нарушений звукопроизношения осуществляется в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование базовых навыков произношения;
  • развитие коммуникации пациента.

При механической форме расстройства на первом этапе необходимо устранить анатомические недостатки речевого аппарата с помощью хирургического вмешательства или стоматологического лечения. Кроме того, на начальных занятиях логопед акцентирует внимание на развитии слуховой памяти и внимания, что способствует более эффективной коррекции дислалии. Это связано с тем, что низкий уровень восприятия и понимания речи других людей может приводить к неправильному произношению.

Если у ребенка диагностирована моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе следует развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Эти методы помогут сформировать правильные движения речевого аппарата и освоить произношение звуков.

При сенсорной функциональной дислалии важно сосредоточиться на фонематических процессах. Для достижения правильного звукопроизношения необходимо развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и регулярно отрабатывать произношение ключевых звуков. Исследования показывают, что двигательные навыки напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции данного нарушения ребенку можно предлагать собирать пазлы или конструкторы. Лепка из пластилина также может быть полезной в процессе лечения дислалии. Важно проговаривать действия вслух и поддерживать контакт с ребенком. Если малыш делает ошибки в произношении, их следует корректировать.

Второй этап включает в себя постановку изолированного звука с использованием различных методов:

  • подражание;
  • механический метод (применение логопедических зондов);
  • смешанный подход.

Необходимо автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях и текстах, а также развивать умение различать звуки.

Заключительный этап заключается в формировании безошибочного употребления отработанных звуков в процессе общения.

Занятия с логопедом проводятся не реже трех раз в неделю, продолжительность одного занятия обычно составляет 60 минут. Если логопед назначает домашние задания, их следует выполнять, иначе коррекция не даст ожидаемого результата. Все задания выполняются под контролем родителей. Курс коррекции может длиться от 1 до 3 месяцев, а в случае сложной формы дислалии — от 3 до 6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения для улучшения звукопроизношения, которые подскажет логопед. Регулярные занятия дома значительно повысят эффективность коррекции.

Из-за речевых нарушений у детей может наблюдаться затруднение в социальной адаптации. Чтобы помочь ребенку принять себя таким, какой он есть, рекомендуется обратиться к психологу. Специалист поможет наладить контакт с окружающими, несмотря на имеющиеся дефекты.

5 Профилактика и прогноз

В большинстве случаев это заболевание поддается успешному лечению. Эффективность логопедических занятий зависит от степени сложности нарушения, возраста ребенка, частоты занятий и уровня вовлеченности родителей. У детей дошкольного возраста дефекты произношения корректируются быстрее, чем у школьников. Дети с такими нарушениями могут обучаться в обычных школах.

Профилактика дислалии включает регулярные обследования для своевременного выявления речевых нарушений. Родители и близкие должны говорить правильно, без ошибок, так как речь ребенка формируется в процессе общения. В качестве профилактической меры важно следить за прикусом ребенка.

Коррекция дислалии проходит более успешно, когда ребенок еще маленький.

Дислалия. От нарушений звукопроизношения к нормальной речи. Диагностика и коррекция. Горина Н.В.Дислалия. От нарушений звукопроизношения к нормальной речи. Диагностика и коррекция. Горина Н.В.

Вопрос-ответ

Виды нарушений звукопроизношения при дислалии?

При дислалии выделяют несколько видов нарушений звукопроизношения: замену звуков (например, замена “с” на “ш”), искажение звуков (неправильное их артикулирование), пропуск звуков (например, отсутствие звука в слове), добавление лишних звуков (например, вставка звука в слово) и неправильное ударение. Эти нарушения могут затрагивать как согласные, так и гласные звуки, что влияет на четкость и понимание речи.

Какие есть виды дислалии?

Классификация дислалии. Две основные группы в этом заболевании – механическая (органическая) и функциональная дислалия. Первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая – с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

Какие способы постановки звука используются при дислалии?

Постановка звуков при дислалии обычно происходит по подражанию, но возможно и применение логопедического зонда. Далее, доведении до автоматизма произношения звуков в слогах, отдельных словах, затем в предложениях и текстах, а также чётком различении звуков при их последовательном произношении.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к логопеду для диагностики. Если вы заметили у ребенка трудности с произношением звуков, важно получить профессиональную оценку. Логопед сможет определить тип дислалии и предложить индивидуальный план коррекции.

СОВЕТ №2

Регулярно проводите артикуляционные упражнения. Занятия с ребенком должны включать упражнения для развития речевого аппарата, такие как артикуляционная гимнастика. Это поможет улучшить подвижность губ, языка и челюсти, что положительно скажется на произношении.

СОВЕТ №3

Создайте игровую среду для обучения. Используйте игры и забавные задания, чтобы сделать процесс коррекции более увлекательным. Например, можно использовать картинки, стихи или песни, которые содержат нужные звуки, чтобы ребенок мог их повторять в игровой форме.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на окружающую речь. Слушайте и анализируйте, как вы и другие взрослые произносят слова. Правильное произношение в вашем окружении поможет ребенку быстрее усвоить правильные звуки и улучшить свою речь.

Ссылка на основную публикацию
Похожее