Гиперактивный ребенок: причины синдрома, признаки и лечение, советы для родителей
1 Симптоматика гиперактивности
Первые симптомы патологии у детей могут проявляться уже в течение первого года жизни. Это может выражаться в повышенной чувствительности к различным внешним раздражителям, таким как яркий свет, громкие звуки или движения матери, на которые ребенок реагирует бурно. Еще одним характерным признаком синдрома дефицита внимания является беспокойный сон и громкий плач без видимой причины. Малыши испытывают трудности с засыпанием, и часто укладывать их без слез становится настоящей проблемой; время бодрствования значительно превышает время сна.
Дети с данной патологией отстают в физическом развитии, начиная ползать и ходить на 1-2 месяца позже своих сверстников. Это также касается и речевого развития: такие дети начинают говорить позже, чем обычно, и не проявляют интереса к словам.
На втором году жизни дети с гиперактивностью демонстрируют хаотичность в движениях, что вызывает беспокойство у родителей. Специалисты отмечают, что такие дети начинают формулировать фразы позже своих сверстников, а также проявляют физическую неуклюжесть: освоение более сложных движений, таких как прыжки, занимает у них больше времени.
В три года родителям бывает сложно заметить признаки гиперактивности, так как в этом возрасте все дети начинают проявлять упрямство и непослушание. Однако, если ребенок посещает детский сад, жалобы воспитателей на его невнимательность и неспособность сосредоточиться на занятиях могут стать неприятным сюрпризом для родителей. Это связано с тем, что на фоне развития синдрома центральная нервная система не успевает адаптироваться к новым психическим и физическим нагрузкам.
Состояние детей может значительно ухудшиться в возрасте 5-7 лет, когда занятия в подготовительных группах перед школой становятся более сложными. В этот период происходит критическое созревание нейронов, и чрезмерные нагрузки могут привести к переутомлению. Ребенок может начать занижать свою самооценку, остро реагировать на критику со стороны сверстников и проявлять эмоциональную неустойчивость. Это может сопровождаться регулярными головными болями, необоснованными страхами и непроизвольными сокращениями лицевых мышц. Несмотря на высокий уровень интеллекта, такие дети могут отставать в учебе.
Адаптация в коллективе проходит тяжело, что часто приводит к конфликтам и ссорам из-за эмоциональной нестабильности и недостатка терпения.
Дети с синдромом не осознают своих действий и не могут предугадать последствия. Для них не существует авторитетов, что может привести к поведению, противоречащему общепринятым нормам. Наиболее опасный период для таких детей – подростковый возраст, когда импульсивность может преобладать над разумом, а в сочетании с агрессией это может привести к серьезным последствиям.
Специалисты выделяют несколько основных признаков гиперактивности, которые могут помочь распознать заболевание на ранних стадиях:
- резкие изменения настроения – от слез до истерического смеха – без видимых причин;
- нетерпимость к критике и неудачам;
- повышенная разговорчивость;
- частая ложь;
- раздражительность;
- характерные мелкие нервные движения (покачивание ног, сгибание пальцев);
- склонность к конфликтам;
- непоседливость;
- бесконечные вопросы без интереса к ответам;
- отсутствие сосредоточенности на конкретных объектах или занятиях;
- игнорирование норм порядка;
- недостаток терпения.
Наличие нескольких из этих признаков должно насторожить родителей и стать поводом для обращения к неврологу и психотерапевту. Не стоит игнорировать здоровье ребенка, так как отсутствие адекватного лечения может усугубить ситуацию.
Врачи отмечают, что гиперактивность у детей может быть вызвана множеством факторов, включая генетическую предрасположенность, нарушения в работе мозга и влияние окружающей среды. Признаки синдрома часто проявляются в виде постоянной активности, трудностей с концентрацией и импульсивного поведения. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как это позволяет эффективно справляться с проблемой. Лечение может включать поведенческую терапию, занятия с психологом и, в некоторых случаях, медикаментозную терапию. Врачи рекомендуют родителям быть терпеливыми и активно участвовать в процессе лечения, создавая поддерживающую атмосферу для ребенка.

2 Причины патологии
Эксперты выделяют множество факторов, способствующих возникновению гиперактивности, которые можно условно разделить на три основные группы. Каждая из этих групп включает в себя определенные причины, оказывающие негативное влияние на ребенка:
- Наследственные факторы: наличие гиперактивности у близких родственников.
- Биологические причины. К ним относятся травмы, полученные во время родов, или нарушения в развитии головного мозга ребенка во время беременности.
- Социально-психологические факторы: неблагоприятная атмосфера в семье, алкоголизм родителей, недостаток должного воспитания и неприемлемые условия жизни.
Основной причиной возникновения синдрома специалисты считают незрелость или нарушения в работе мозга. Эти факторы приводят к неправильному восприятию эмоциональных, зрительных и слуховых стимулов, которые становятся чрезмерными для детей и вызывают у них раздражение.
Исследования показывают, что 60% детей с гиперактивностью приобрели это состояние в результате воздействия неблагоприятных факторов во время беременности или родов, таких как:
- недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
- риск прерывания беременности;
- вредные привычки (курение, алкоголь);
- постоянные стрессы во время беременности;
- несбалансированное питание матери;
- недоношенность;
- преждевременная стимуляция родов;
- поражение нервной системы ребенка.
Генетическая предрасположенность является ключевым фактором в развитии СДВГ; без этого условия заболевание не может проявиться.
Проблемы в семье, нехватка любви и внимания со стороны родителей, угнетающая обстановка способствуют прогрессированию заболевания. В дальнейшем, когда ребенок сталкивается с трудностями в школе и отстает в учебе, это вызывает раздражение у родителей, которые начинают применять замечания и наказания, что лишь усугубляет ситуацию.
| Категория | Подкатегория | Описание |
|---|---|---|
| Причины синдрома | Биологические факторы | Генетическая предрасположенность, нарушения обмена нейромедиаторов (дофамин, норадреналин), особенности строения и функционирования головного мозга (префронтальная кора, базальные ганглии). |
| Пренатальные и перинатальные факторы | Осложнения во время беременности (инфекции, токсикоз, гипоксия плода), преждевременные роды, низкий вес при рождении, травмы головы при родах. | |
| Социально-психологические факторы | Неблагоприятная семейная обстановка (конфликты, отсутствие четких правил), дефицит внимания со стороны родителей, чрезмерное использование гаджетов в раннем возрасте. | |
| Экологические факторы | Воздействие токсинов (свинец, пестициды), пищевые добавки (красители, консерванты) – спорный фактор, требующий дополнительных исследований. | |
| Признаки гиперактивности | Нарушения внимания | Трудности с концентрацией внимания, легкая отвлекаемость, неспособность доводить начатое до конца, забывчивость, невнимательность к деталям. |
| Импульсивность | Неспособность дождаться своей очереди, перебивание других, необдуманные поступки, трудности с контролем эмоций, склонность к рискованному поведению. | |
| Избыточная двигательная активность | Постоянное ерзанье, беготня, лазание, трудности усидеть на месте, чрезмерная разговорчивость, беспокойство. | |
| Дополнительные признаки | Проблемы с обучением, трудности в общении со сверстниками, низкая самооценка, частые перепады настроения, нарушения сна. | |
| Лечение и коррекция | Медикаментозная терапия | Стимуляторы ЦНС (метилфенидат, амфетамины), нестимулирующие препараты (атомоксетин), антидепрессанты – назначаются строго врачом при тяжелых формах. |
| Психолого-педагогическая коррекция | Поведенческая терапия (обучение самоконтролю, управлению эмоциями), когнитивно-поведенческая терапия, тренинги социальных навыков, индивидуальные и групповые занятия с психологом. | |
| Семейная терапия | Обучение родителей эффективным стратегиям воспитания, создание структурированной и предсказуемой среды, развитие позитивного взаимодействия в семье. | |
| Организация режима дня и питания | Четкий распорядок дня, достаточный сон, сбалансированное питание, ограничение сахара и пищевых добавок, регулярная физическая активность. | |
| Сотрудничество со школой | Индивидуальный подход к обучению, создание благоприятной атмосферы в классе, использование специальных методик и приемов для детей с СДВГ. |
2.1 Разновидности СДВГ
В области медицины выделяют три основные категории патологий:
- гиперактивность без дефицита внимания;
- дефицит внимания без гиперактивности;
- дефицит внимания с гиперактивностью (это наиболее распространенная форма).
Эксперты различают простую и сложную патологию. В первом случае наблюдается недостаток внимательности в сочетании с гиперактивностью, тогда как во втором варианте синдром может сопровождаться головными болями, нервными подергиваниями конечностей, нарушениями сна и сбивчивой речью.
Гиперактивные дети часто становятся предметом обсуждений среди родителей и специалистов. Многие отмечают, что причиной синдрома могут быть как генетические факторы, так и влияние окружающей среды. Например, недостаток сна, неправильное питание или стресс могут усугублять симптомы. Признаки гиперактивности включают постоянное движение, трудности с концентрацией и импульсивное поведение. Родители часто замечают, что такие дети испытывают сложности в школе и в общении со сверстниками. Лечение может варьироваться от поведенческой терапии до медикаментозного вмешательства, в зависимости от степени проявления симптомов. Важно, чтобы родители искали поддержку и понимание, ведь правильный подход может значительно улучшить качество жизни как ребенка, так и всей семьи.

2.2 В чем опасность патологии?
При отсутствии должного лечения предсказать будущее ребенка становится крайне затруднительно, так как его поведение может вызвать серьезные последствия. Эксперты отмечают, что около 70% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не преодолевают это расстройство, и оно сохраняется в подростковом возрасте. В результате 35% таких детей сталкиваются с трудностями в завершении школьного обучения, и лишь около 20% из них имеют возможность получить высшее образование.
Основная проблема таких детей заключается в том, что у них зачастую высокий уровень интеллекта, однако неспособность сосредоточиться на учебе мешает им усваивать знания.
Почти половина подростков с гиперактивностью проявляют агрессивное поведение, что приводит к частым конфликтам, дракам и даже попыткам суицида.
3 Диагностика заболевания
Если у родителей возникли подозрения на наличие у ребенка синдрома гиперактивности, настоятельно рекомендуется обратиться к врачу-неврологу для проведения всестороннего обследования, так как за этими симптомами могут скрываться более серьезные проблемы. Диагностика данного состояния условно делится на три основных направления:
-
Субъективная диагностика. В этом случае специалист анализирует поведение ребенка и сопоставляет его с общепринятыми стандартами. Также проводится беседа с родителями о ходе беременности, родах, перенесенных заболеваниях и особенностях поведения ребенка в различных ситуациях. На основе собранной информации врач формирует общую картину поведения малыша.
-
Психологическая диагностика. Этот метод может применяться с раннего возраста. Врач проводит тестирование ребенка, основываясь на заданиях, которые он выполняет, и времени, затраченном на их выполнение. Такой подход позволяет оценить внимательность и усердие малыша.
-
Электроэнцефалографическая диагностика. Это исследование осуществляется с помощью электродов, которые прикрепляются к голове, и позволяет определить электрическую активность мозга и выявить изменения в его функционировании. В настоящее время диагностика также может проводиться с использованием магнитно-резонансной томографии, что делает процедуру более простой и безопасной для здоровья ребенка.
На основании полученных данных врач назначает соответствующее комплексное лечение, которое включает в себя как терапевтические, так и профилактические меры.

4 Терапия гиперактивности
Комплексный подход к лечению гиперактивности у детей является ключом к решению данной проблемы и снижению воздействия негативных факторов на их поведение. Ребенок с гиперактивностью должен находиться под постоянным наблюдением не только у невролога, но и у психолога, а также ощущать заботу и поддержку со стороны родителей, что поможет ему верить в успешность терапии. Постоянная опека и внимание играют важную роль в закреплении навыков, полученных в ходе лечения.
Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка, следует учитывать несколько важных рекомендаций:
- Общение должно быть спокойным и без резких эмоций, так как настроение взрослых может передаваться ребенку.
- Не стоит спешить с развитием и записывать ребенка в несколько секций одновременно, игнорируя его возраст, так как это может привести к переутомлению и раздражительности.
- При общении важно смотреть ребенку в глаза.
- Для развития моторики рекомендуется заниматься танцами, плаванием и теннисом.
- Во время игры полезно объяснять правила и способы достижения конечного результата.
- Поощряйте ребенка за даже небольшие достижения.
- Соблюдайте четкий распорядок дня, постепенно приучая к порядку и общепринятым нормам поведения.
- Во время выполнения домашних заданий и подготовки к школе исключите отвлекающие факторы, сосредоточив внимание на учебных материалах.
- При озвучивании заданий избегайте одновременной постановки нескольких задач: ребенок должен ясно понимать, что от него требуется и что нужно сделать.
Гиперактивные дети часто не связывают наказание и порицание со своими действиями, но положительно реагируют на похвалу от взрослых.
Для достижения значительных положительных результатов необходимо не только психологическое, но и медикаментозное лечение.
Назначение курса препаратов и их дозировка осуществляется исключительно врачом с учетом конкретного случая, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.
Если у ребенка преобладает невнимательность, врач может назначить ноотропные средства, такие как Энцефабол или Кортексин, которые положительно влияют на мозг и помогают уменьшить негативные последствия заболевания. В случае преобладания гиперактивности применяются препараты на основе гамма-аминомасляной кислоты (например, Фенибут или Пантогам), которые способствуют контролю эмоций.
В зависимости от формы патологии врач может дополнительно рекомендовать транскраниальную микрополяризацию, которая заключается в воздействии слабых электрических импульсов на определенные участки мозга для коррекции нарушений.
Иногда используется метод обратной связи, цель которого — научить мозг работать правильно и оптимизировать внимание. В детском возрасте мозг обладает высокой пластичностью, что позволяет нормализовать его функционирование. Для этого на голову крепятся специальные устройства, которые выводят данные на экран компьютера. Врач в игровой форме помогает ребенку осознанно или неосознанно снизить избыточную активность мозга и привести его в нормальное состояние, что отображается на мониторе. Задача ребенка — запомнить это состояние и постараться его сохранить. Этот метод лечения подходит только для детей старше восьми лет, так как младшие не могут полностью осознать, что от них требуется.
4.1 Помощь учителей
Для детей, страдающих синдромом гиперактивности, крайне важно создать комфортные условия как в домашних условиях, так и в образовательных учреждениях. В этом контексте стоит обратиться к учителю, который сможет помочь ребенку лучше адаптироваться в коллективе, учитывая его индивидуальные особенности.
- Рекомендуется размещать ребенка на первой парте, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы.
- Если потребуется, можно поручить гиперактивному ребенку выполнить задания, такие как стирание доски или помощь учителю, так как это поможет ему реализовать свою потребность в активности.
- Регулярно организовывать физкультминутки продолжительностью пять минут.
- Избегать жестких временных рамок; если ребенок не успевает на уроке, стоит предоставить ему индивидуальные задания для выполнения дома.
- Не размещать рядом за одной партой двух детей с гиперактивностью.
Подход к лечению данного состояния должен быть комплексным, однако основная ответственность за коррекцию лежит на родителях. Важно запастись терпением и проявлять заботу о своем ребенке.
Статистика показывает, что большинство детей перерастают свою проблему, однако у 30% она может сохраняться и в зрелом возрасте. Поэтому своевременное лечение имеет решающее значение для предотвращения возможных осложнений.
Вопрос-ответ
Каковы причины гиперактивности у ребенка?
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия. Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Как понять, гиперактивный ребенок или нет?
Чтобы понять, гиперактивный ли ребенок, обратите внимание на его уровень активности, внимание и импульсивность. Гиперактивные дети часто проявляют чрезмерную физическую активность, трудности с концентрацией на задачах и склонность к импульсивным действиям, которые могут мешать их обучению и взаимодействию с другими. Если эти признаки заметны в разных ситуациях и продолжаются длительное время, стоит обратиться к специалисту для более детальной оценки.
Чем успокоить гиперактивного ребенка?
Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите.
В каком возрасте у детей проходит гиперактивность?
Признаки гиперактивности. Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на режим дня вашего ребенка. Регулярный распорядок помогает снизить уровень стресса и улучшить концентрацию. Убедитесь, что у ребенка достаточно времени для отдыха, игр и учебы.
СОВЕТ №2
Создайте спокойную и организованную среду для учебы и игр. Минимизируйте отвлекающие факторы, такие как шум и беспорядок, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на задачах.
СОВЕТ №3
Обсуждайте поведение ребенка с педагогами и специалистами. Совместная работа с учителями и психологами поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и найти эффективные методы поддержки.
СОВЕТ №4
Не забывайте о физической активности. Регулярные занятия спортом или активные игры могут помочь ребенку выплеснуть избыток энергии и улучшить общее самочувствие.