Инфантилизм в практической психологии: признаки и способы преодоления для взрослых
1 Особенности детского инфантилизма
Термин “инфантилизм” происходит от латинского слова infantilis, что переводится как “детский”. Он обозначает задержку в физическом, психическом и духовном развитии личности, а также наличие детских черт у взрослого человека. К основным проявлениям инфантилизма относятся эмоциональная и волевая незрелость, нежелание принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность.
Определить инфантилизм у детей раннего возраста бывает сложно, так как маленькие дети обычно зависят от родителей, которые принимают решения за них и обеспечивают защиту. Психологическая незрелость может проявляться в возрасте 3-5 лет, когда ребенок начинает осваивать навыки самостоятельности. Инфантильные дети не способны адаптировать свое поведение к различным ситуациям, не осознают опасности, проявляют неосторожность и не понимают необходимости следовать правилам и запретам.
К характерным признакам инфантилизма относятся:
- трудности с концентрацией на умственной деятельности;
- поверхностное ассоциативное мышление;
- неспособность поддерживать длительный интерес к занятиям;
- резкие изменения настроения, кратковременные вспышки гнева и раздражения;
- потребность в постоянном внимании со стороны окружающих.
Если в школьном возрасте у ребенка наблюдается склонность к играм в ущерб учебе, трудности с адаптацией к школьной дисциплине и проблемы в общении с учителями и одноклассниками, это может свидетельствовать о психологическом инфантилизме, который бывает следующих типов:
-
Простой. В этом случае психическое развитие ребенка задерживается на 1-2 года. Это не означает умственной отсталости: ребенок любознателен, жизнерадостен и креативен, чувствует музыку и красоту. Однако в аспектах, требующих самостоятельности, он неразвит: не умеет одеваться, есть и убирать за собой. Основное время он проводит в играх, вовлекая в них членов семьи. К школьному возрасту такие дети не адаптированы к социальной среде, что приводит к трудностям в обучении и общении. Неспособность сосредоточиться на учебе и взаимодействовать с окружающими может вызывать неврозы и психические расстройства.
-
Гармонический. В этом случае психический инфантилизм связан с физиологическим. Ребенок отстает от сверстников в росте и весе, часто болеет и плохо питается; он хрупкий и слабый, что вызывает жалость и чрезмерную опеку со стороны взрослых. Умственное развитие может быть в норме, но ребенок предпочитает игры интеллектуальной деятельности. Замечания он игнорирует или реагирует на них слезами и истериками.
-
Психогенный. Этот тип инфантилизма формируется в результате воспитания. Гиперопека и превращение ребенка в “центр вселенной” развивают в нем эгоцентризм, капризность и завышенную самооценку. Привыкнув к обожанию в семье, в школе такой ребенок может вести себя как младший: капризничает, перебивает учителя и отказывается выполнять требования. Дома он устраивает истерики, не желая ходить в школу или делать домашние задания, предпочитая игры и телевизор.
Первые два типа инфантилизма можно корректировать с помощью правильного воспитания и своевременной психологической помощи. К 10-12 годам эмоционально-волевая сфера психики формируется окончательно, и ребенок начинает адаптироваться в обществе, осваивая навыки самостоятельности.
Тяжелые формы психогенного инфантилизма требуют когнитивной коррекции, а в некоторых случаях – медикаментозного лечения с использованием нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов и ноотропов.
Врачи отмечают, что инфантилизм, проявляющийся в эмоциональной незрелости и зависимости от окружающих, становится все более распространенным явлением в современном обществе. Признаки этого состояния могут включать трудности в принятии решений, избегание ответственности и чрезмерную привязанность к родителям или авторитетным фигурам. Психологи подчеркивают важность раннего выявления таких признаков, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы в личной и профессиональной жизни.
Для преодоления инфантилизма специалисты рекомендуют развивать навыки самостоятельности и ответственности через участие в различных социальных и профессиональных проектах. Психотерапия также может сыграть ключевую роль, помогая пациентам осознать свои паттерны поведения и работать над их изменением. Важно создать поддерживающую среду, где человек сможет постепенно учиться принимать решения и справляться с последствиями своих действий.

1.1 Причины
Инфантилизм у детей может возникать по различным причинам:
- из-за замедленного развития органов и систем, что может быть вызвано внутриутробными инфекциями, гипоксией или асфиксией плода;
- в результате серьезных заболеваний в раннем возрасте;
- из-за болезней, связанных с нарушениями обмена веществ.
Важную роль в этом процессе играет воспитание, которое может как способствовать развитию инфантилизма, так и предотвращать его. Особенно опасны крайности в подходах к воспитанию — чрезмерная опека или полное игнорирование потребностей ребенка в общении с родителями. В обоих случаях ребенок оказывается неготовым к взрослой жизни, так как родители не подготовили его к трудностям и не научили справляться с ними.
| Признак инфантилизма | Проявление в поведении | Способ преодоления |
|---|---|---|
| Эмоциональная незрелость | Частые вспышки гнева, обидчивость, неспособность контролировать эмоции, поиск виноватых, избегание ответственности за свои чувства. | Развитие эмоционального интеллекта: осознание своих эмоций, их причин, обучение конструктивным способам выражения чувств, принятие ответственности за свои реакции. |
| Несамостоятельность и зависимость | Постоянная потребность в опеке, советах, помощи других, неспособность принимать решения, страх перед самостоятельностью, перекладывание ответственности на других. | Постепенное принятие решений, начиная с малых, развитие навыков планирования и организации, поиск внутренних ресурсов, формирование личных границ. |
| Избегание ответственности | Откладывание дел на потом, поиск оправданий, перекладывание вины на внешние обстоятельства или других людей, нежелание брать на себя обязательства. | Осознание последствий своих действий, развитие самодисциплины, постановка реалистичных целей, формирование привычки доводить начатое до конца. |
| Неспособность к долгосрочному планированию | Жизнь “здесь и сейчас”, отсутствие четких целей, неспособность предвидеть последствия своих действий, импульсивность. | Развитие стратегического мышления, постановка краткосрочных и долгосрочных целей, планирование шагов для их достижения, анализ возможных рисков. |
| Эгоцентризм | Зацикленность на собственных потребностях и желаниях, неспособность сопереживать другим, отсутствие эмпатии, ожидание, что мир вращается вокруг них. | Развитие эмпатии, умение слушать и слышать других, осознание потребностей окружающих, участие в благотворительности или волонтерстве. |
| Идеализация и нереалистичные ожидания | Вера в “волшебную палочку”, ожидание, что проблемы решатся сами собой, неспособность принимать реальность такой, какая она есть. | Развитие критического мышления, анализ ситуации, принятие реальности, постановка реалистичных целей, работа над принятием несовершенства. |
| Поиск удовольствий и избегание трудностей | Предпочтение легких путей, избегание дискомфорта, нежелание прилагать усилия для достижения целей. | Развитие волевых качеств, умение преодолевать трудности, осознание ценности усилий, формирование привычки к труду. |
| Неумение строить глубокие отношения | Поверхностные связи, страх близости, неспособность к компромиссам, манипулятивное поведение. | Развитие навыков общения, умение выражать свои чувства и потребности, готовность к компромиссам, работа над доверием и открытостью. |
2 Признаки у взрослых
Не все детские черты характера, проявляющиеся у взрослых, следует считать признаком инфантилизма. Если человек проявляет искренность, любопытство, радость, непосредственность, а также обладает способностью мечтать и фантазировать, это говорит о его творческой индивидуальности, а не о незрелости.
К признакам психической незрелости можно отнести следующие проявления:
- неспособность и нежелание принимать серьезные решения;
- зависимость от других;
- наивность, характерная для детей;
- высокая внушаемость;
- страх перед ответственностью;
- слабая способность контролировать неподобающие эмоции;
- отсутствие силы воли;
- трудности с соблюдением правил и норм;
- потребность в заботе и постоянной поддержке;
- боязнь столкнуться с проблемами и сложными ситуациями.
Главная задача человека с подобной позицией заключается в поиске того, кто сможет взять на себя ответственность за его повседневные, материальные и эмоциональные потребности.
Рекомендуем
Инфантилизм в практической психологии часто воспринимается как состояние, при котором взрослый человек демонстрирует черты детской зависимости и незрелости. Люди отмечают, что такие индивиды могут избегать ответственности, полагаясь на других в принятии решений и решении жизненных проблем. Признаки инфантилизма включают эмоциональную нестабильность, трудности в построении отношений и низкую самооценку. Психологи рекомендуют несколько способов преодоления этого состояния. Важным шагом является осознание своих проблем и работа над ними через психотерапию. Также полезно развивать навыки самостоятельности, ставить перед собой небольшие, но достижимые цели и учиться принимать решения. Поддержка со стороны близких и друзей может сыграть ключевую роль в процессе изменения, помогая человеку стать более уверенным и зрелым.

2.1 Проявления у мужчин
Тип инфантильного мужчины формируется в детские годы, когда любящая или, наоборот, авторитарная мама принимает все решения за своего сына: что надеть, с кем дружить, в какую секцию записаться, на какой фильм пойти и так далее. Со временем мама продолжает выбирать для своего повзрослевшего сына учебное заведение, спутницу жизни и место работы. Полная зависимость от родительских решений делает человека безинициативным, слабовольным и неготовым к взрослой жизни. У него отсутствует стремление принимать самостоятельные решения и действовать.
Многим людям такая жизнь кажется комфортной, и они не стремятся к переменам. После создания семьи роль родителей должна взять на себя жена. Если этого не происходит, инфантильный мужчина может вернуться к заботливой маме. Для него проще уйти от проблемы, чем научиться быть взрослым и ответственным.
Эти мужчины часто жалуются на несправедливое правительство, строгого начальника, плохих коллег и случайных знакомых, которые их обидели. Они ожидают от жены постоянного утешения и поддержки, не против, если она заступится за него перед обидчиком. Жена должна помочь ему устроиться на работу, оформить документы и сводить к врачу. Он привык к этому, ведь именно так всегда поступала мама.
Иногда инфантильный мужчина не решается создать семью и продолжает жить с родителями, так как боится или не хочет брать на себя ответственность и роль главы семьи. С таким человеком сможет ужиться только властная женщина, которая будет управлять отношениями, или женщина-мать, готовая заботиться, жалеть и защищать своего мужа, как маленького мальчика.
2.2 Симптомы у женщин
Инфантильность у женщин часто остается незамеченной, так как для них естественно быть ведомыми мужчинами, подчиняться им и соглашаться с их решениями. Многие уверенные в себе и независимые мужчины находят в инфантильной супруге определенное очарование. Она покорна, немного капризна, не стремится занять лидерскую позицию, а также может показаться наивной и не слишком умной.
Однако со временем мужчина осознает, что вместо полноценной партнерши у него рядом ребенок, который не способен вести домашние дела, принимать важные решения и не несет ответственности за воспитание детей. Она не умеет управлять семейным бюджетом, оплачивать счета и серьезно относиться к своим обязанностям как жены и матери. Инфантильная женщина часто руководствуется своими желаниями, ставя их выше потребностей всей семьи.
В конечном итоге, мужчина может начать искать рядом взрослую и надежную женщину, на которую можно положиться. Существует высокая вероятность, что он найдет такую партнершу в лице любовницы или решит вступить в новый брак.

3 Как преодолеть
Лечение психологической незрелости зависит от факторов, которые привели к нарушениям в поведении. В случаях, когда есть подозрения на патологии головного мозга у детей, назначается медикаментозная терапия, а в тяжелых ситуациях может потребоваться хирургическое вмешательство.
Коррекция воспитательных издержек осуществляется с помощью когнитивной терапии. В этом процессе одновременно работают как с родителями, так и с детьми, поскольку успех терапии во многом зависит от того, насколько адекватно мама и папа воспринимают проблему. Без изменения отношения к ребенку и подхода к воспитанию достичь положительных результатов невозможно. В некоторых случаях может быть рекомендован медикаментозный курс, который помогает нормализовать функционирование центральной нервной системы ребенка.
Взрослому человеку избавиться от инфантильности возможно только при наличии внутренней готовности. Осознание неприемлемости своей жизненной позиции может стать стимулом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту.
В психологии существует несколько методов для коррекции поведенческих нарушений:
- психоанализ;
- когнитивно-бихевиоральный подход;
- практика свободных ассоциаций.
Специалист выслушивает пациента, помогает ему разобраться в причинах его поведения и связанных с ним трудностях, а также предоставляет практические рекомендации по социальной адаптации, управлению эмоциями и постановке целей. Благодаря индивидуальному подходу удается помочь инфантильному человеку развиться до психологически взрослой личности и научиться взаимодействовать с обществом.
Вопрос-ответ
Какие основные признаки инфантилизма у взрослых?
Основные признаки инфантилизма у взрослых включают зависимость от мнения окружающих, избегание ответственности, эмоциональную незрелость, а также трудности в принятии решений. Такие люди могут проявлять детские реакции на стрессовые ситуации и часто ищут поддержку у более зрелых партнеров или друзей.
Каковы эффективные методы преодоления инфантилизма?
Эффективные методы преодоления инфантилизма включают психотерапию, где специалист помогает осознать и изменить детские паттерны поведения. Также полезны тренинги по развитию эмоционального интеллекта и навыков принятия решений, а также работа над самооценкой и независимостью через выполнение самостоятельных задач и принятие ответственности за свои действия.
Как инфантилизм может влиять на личные отношения?
Инфантилизм может негативно сказываться на личных отношениях, так как один из партнеров может ожидать, что другой будет выполнять роль родителя, что приводит к дисбалансу в отношениях. Это может вызывать недовольство, конфликты и даже разрыв, так как зрелые партнеры могут устать от постоянной необходимости заботиться о менее зрелом человеке.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на свои эмоциональные реакции. Инфантилизм часто проявляется в чрезмерной зависимости от мнения окружающих и в трудностях с принятием решений. Постарайтесь анализировать свои чувства и поведение, чтобы понять, когда вы действуете как ребенок, и что может быть причиной этого.
СОВЕТ №2
Развивайте навыки самостоятельности. Начните с небольших шагов: берите на себя ответственность за свои действия, планируйте свой день и принимайте решения без помощи других. Это поможет вам укрепить уверенность в себе и снизить зависимость от мнения окружающих.
СОВЕТ №3
Работайте над улучшением коммуникации. Учитесь выражать свои мысли и чувства открыто и честно. Это поможет вам наладить более зрелые отношения с окружающими и снизить уровень тревожности, связанной с взаимодействием с другими людьми.
СОВЕТ №4
Обратитесь за профессиональной помощью. Если вы чувствуете, что не можете справиться с инфантилизмом самостоятельно, не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам разобраться в причинах вашего поведения и предложит эффективные методы преодоления инфантилизма.