Кризис трех лет у ребенка: как легче преодолеть его и сохранить спокойствие?
1 Кризис трех лет – что это?
Кризис в психологии представляет собой ключевой момент, когда человек оказывается в замешательстве и не знает, как поступить дальше — то, что ранее работало, внезапно перестает приносить результат. В период с 1,9 до 4 лет в психическом развитии ребенка происходят значительные изменения, и он начинает осознавать себя как отдельную личность, отделенную от родителей, особенно от матери. До этого момента для малыша мать была неотъемлемой частью его сущности, и он всегда следовал за ней. Поэтому этот этап также называют кризисом сепарации, то есть процессом отделения. Это важный и необходимый период формирования личности, в ходе которого ребенок становится более независимым. В это время можно часто услышать от него фразы “я сам”, а также наблюдать, как он отказывается принимать помощь от взрослых.
На начальном этапе этого кризиса малыш не знает, как правильно себя вести, поэтому прибегает к доступным для своего возраста способам выражения эмоций: слезам, истерикам и упрямству. Этот период также называют кризисом негативизма, так как главными словами ребенка становятся “нет”, “не хочу”, “не буду”, “не надо”. При этом он может произносить их даже до того, как ему что-то предложили, и не всегда его отказ отражает истинное нежелание. Взрослые должны оказать поддержку ребенку в преодолении этого непростого этапа, чтобы его дальнейшее развитие проходило здорово и гармонично.
Кризис трех лет — это важный этап в развитии ребенка, и многие врачи подчеркивают, что в этот период родителям стоит проявлять терпение и понимание. Специалисты отмечают, что в возрасте трех лет дети начинают активно исследовать мир и утверждать свою независимость, что может проявляться в капризах и протестах. Врачи рекомендуют создавать для ребенка безопасную и поддерживающую среду, где он сможет выражать свои эмоции. Важно устанавливать четкие границы, но при этом давать возможность ребенку принимать небольшие решения, что поможет ему чувствовать себя более уверенно. Также полезно использовать игры и ролевые ситуации для обучения навыкам общения и саморегуляции. Поддержка и внимание со стороны родителей помогут ребенку легче преодолеть этот непростой период.

2 Признаки
Каждый ребенок уникален, и кризис трех лет у большинства из них проявляется через ряд характерных признаков:
- Отказ и непослушание. Ребенок начинает активно протестовать, отказываясь выполнять различные действия: убирать игрушки, одеваться для прогулки, есть, спать, идти в детский сад, чистить зубы и многое другое. Если он уже достаточно хорошо говорит, то может добавлять к своим отказам фразы вроде “Не хочу этот суп, он невкусный” или “Не пойду в сад, воспитательница плохая”. Родители, которые смогут взглянуть на эти ситуации со стороны, заметят важный момент: такое поведение возникает, когда мама и папа перестают быть для малыша защитниками. Например:
- он просит конфету или игрушку, но получает отказ;
- в доме тепло, а от него требуют надеть зимнюю одежду, потому что на улице холодно;
- ребенок увлечен игрой, и мама вмешивается с требованием обедать, а затем идти спать.
В сознании маленького человека, который еще не умеет четко выражать свои мысли, формируется убеждение, что, как только он научится говорить о своих желаниях, его начнут понимать и удовлетворять. Когда этого не происходит, он испытывает страдания. Мозг ребенка еще не зрел, и он не способен контролировать свои эмоции, поэтому гнев и отчаяние полностью овладевают им. Чем больше запретов и жесткости в воспитании, тем чаще возникают вспышки отрицания, переходящие в истерики.
-
Стремление к самостоятельности. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью и стремится справляться со всем самостоятельно. Даже если это занимает много времени и нарушает планы, ему это необходимо. Это сложный этап, ведь с одной стороны открываются новые возможности, а с другой – это что-то незнакомое и, следовательно, пугающее. Пресечение таких попыток приводит к еще большему отрицанию.
-
Упрямство, которое ранее не проявлялось или проявлялось в меньшей степени. Ребенок будет отстаивать свои желания всеми доступными способами: криками, плачем, словами и даже драками. Это естественно и свидетельствует о его нормальном развитии.
-
Обесценивание. Во время очередного конфликта любимая ранее мама может услышать от ребенка, что она плохая и он ее не любит.
-
Деспотизм. Чаще всего это проявляется у единственных детей в семье, которые начинают требовать безусловного подчинения от взрослых. Любой отказ подчиниться заканчивается истериками.
Эти признаки могут проявляться у каждого ребенка по-разному: у одних они выражены ярко и в полном объеме, у других – в меньшей степени или в виде одного-двух признаков.
| Признаки кризиса | Рекомендации для родителей | Что делать нельзя |
|---|---|---|
| Упрямство и негативизм: Ребенок часто говорит “нет”, отказывается выполнять просьбы, делает все наоборот. | Предоставляйте выбор: Вместо “Надень шапку” скажите “Какую шапку ты хочешь надеть: синюю или красную?”. | Наказывать за упрямство: Это только усилит сопротивление. |
| Стремление к самостоятельности: Хочет все делать сам, даже если не умеет, отвергает помощь. | Позволяйте проявлять самостоятельность: Создайте безопасную среду, где ребенок может экспериментировать. | Делать все за ребенка: Это подавляет его инициативу и веру в свои силы. |
| Агрессия и истерики: Бросает предметы, кричит, плачет, дерется, если что-то не по его. | Сохраняйте спокойствие: Ваша реакция должна быть ровной и предсказуемой. | Кричать в ответ или угрожать: Это только усугубит ситуацию и напугает ребенка. |
| Потребность в контроле: Пытается контролировать окружающих, устанавливать свои правила. | Устанавливайте четкие границы: Объясняйте правила и последствия их нарушения. | Потакать всем прихотям: Ребенок должен понимать, что есть правила, которые нужно соблюдать. |
| Появление “Я сам!”: Активно заявляет о своей личности, своих желаниях. | Признавайте его чувства: “Я понимаю, что ты злишься/расстроен”. | Обесценивать его чувства: “Не плачь из-за такой ерунды”. |
| Изменение режима сна и аппетита: Может отказываться от еды, плохо спать. | Соблюдайте режим дня: Стабильность дает ребенку чувство безопасности. | Принуждать к еде или сну: Это может вызвать еще большее сопротивление. |
| Проверка границ дозволенного: Намеренно нарушает правила, чтобы посмотреть на реакцию взрослых. | Будьте последовательны: Ваши реакции на одно и то же поведение должны быть одинаковыми. | Менять правила “на ходу”: Это сбивает ребенка с толку. |
| Повышенная эмоциональность: Быстро переходит от смеха к слезам, от радости к гневу. | Обучайте ребенка выражать эмоции: Помогайте ему называть свои чувства. | Игнорировать или подавлять эмоции: Это может привести к их нездоровому выражению. |
| Потребность во внимании: Может капризничать или плохо себя вести, чтобы привлечь внимание. | Уделяйте ребенку качественное внимание: Играйте вместе, разговаривайте, читайте. | Игнорировать плохое поведение, если оно направлено на привлечение внимания: Лучше переключить внимание на позитивные действия. |
3 Продолжительность
Временные рамки этого этапа варьируются и зависят от каждого конкретного случая. У некоторых детей кризис может начаться в возрасте 2 лет и продолжаться до 4 лет, проявляясь ярко выраженными симптомами. У других же он может пройти всего за несколько недель, с периодическими проявлениями типичного поведения.
На длительность кризиса негативизма можно оказать влияние, выбрав подходящую стратегию.
Рекомендуем
Кризис трех лет — это важный этап в развитии ребенка, который часто вызывает беспокойство у родителей. В этот период малыши начинают активно проявлять свою независимость, что может проявляться в капризах, истериках и протестах. Многие родители отмечают, что в это время дети становятся более эмоциональными и требуют внимания. Чтобы облегчить этот процесс, важно сохранять спокойствие и терпение. Поддержка и понимание со стороны взрослых помогут ребенку справиться с новыми эмоциями. Полезно устанавливать четкие границы и правила, но при этом давать возможность проявлять самостоятельность. Игры и занятия, которые развивают навыки общения и саморегуляции, также могут значительно облегчить кризисный период. Главное — помнить, что это временное явление, и с правильным подходом его можно пережить с минимальными потерями для всех.

4 Распространенные методы преодоления
Существует несколько способов справиться с этим сложным периодом как для детей, так и для взрослых. Некоторые из них могут показаться эффективными на первый взгляд, однако на самом деле они лишь усугубляют ситуацию. Эти методы часто связаны с негативными эмоциями как у детей, так и у родителей. Основная угроза заключается в возникновении психологических травм и утрате доверия между близкими людьми.
С другой стороны, есть подходы, которые требуют больше усилий для реализации, но их применение приведет к формированию здоровой психики у ребенка и укреплению его отношений с родителями.
4.1 Чего делать нельзя?
Некоторые нежелательные стратегии воспитания используются на протяжении многих лет. Рассмотрим основные из них:
-
Запугивание. Это простой, но крайне опасный подход. Суть его заключается в том, что родители пугают ребенка, чтобы успокоить его: “дядя заберет”, “придет Баба Яга”, “отдам тете”, “уйду, и ты останешься один”. Ребенок верит в эти угрозы, пугается и успокаивается, но не осознает, что его поведение неприемлемо. В таких ситуациях он не учится, а лишь пытается защитить себя.
-
Крики и физическое наказание. Такие действия со стороны тех, кто должен заботиться о ребенке, разрушают доверие и привязанность. В моменты истерики ребенку плохо, но вместо поддержки он получает наказание. В будущем он не будет делиться своими переживаниями с родителями, так как у него сформируется убеждение, что в моменты страдания мама и папа только усугубляют ситуацию. Доктор Евгений Комаровский критикует этот подход, утверждая, что если ребенка бьют дома, но не бьют в школе, он может “выпускать пар” на учителях и воспитателях. Он рекомендует родителям, которые не могут найти другой способ решения проблем, обратиться к семейным психологам.
-
Лишение ребенка удовлетворения основных физиологических потребностей, таких как еда и сон. Можно, например, временно не давать ему его любимую еду.
-
Потакание, вызванное страхом огорчить ребенка. Многие ошибочно считают, что безусловная любовь подразумевает отсутствие отказов. На самом деле это проявление слабости взрослых и нежелание искать более эффективные методы. В результате ребенок вырастает неготовым к взаимодействию с окружающими и у него формируются комплексы.
Используя такие методы, можно добиться лишь кратковременного эффекта — заставить ребенка замолчать. Однако они не приносят никакой пользы для нормального развития личности, а только наносят вред.

4.2 Что делать нужно?
Первое, что следует понять взрослым, это то, что ребенок в возрасте 2-3 лет не способен действовать намеренно во вред. Это подтверждено множеством исследований и связано с особенностями развития мозга: участки, отвечающие за предсказание реакций и понимание действий других людей, еще не сформированы. Основной конфликт, возникающий в период кризиса негативизма, заключается в том, что малыш, осознавая свои новые возможности, начинает считать себя взрослым, но при этом остается зависимым от родителей. Для разрешения этой ситуации можно попробовать следующие подходы:
-
Твердо, но с добротой и терпением отстаивать свою позицию. Важно контролировать свои эмоции и не поддаваться на провокации, что является отличительной чертой взрослых. Следует внимательно следить за тоном и словами, обращаясь к ребенку, и не уступать, если вы уверены в своем решении. Ключевой момент заключается в том, чтобы в процессе этого “словесного спаринга” у малыша не возникало сомнений в том, что родитель его поддерживает, любит и уважает, а все его действия направлены на благо ребенка. Это особенно актуально в ситуациях, когда желания ребенка могут угрожать его безопасности или противоречат моральным принципам семьи, например, играть с острыми предметами или обижать слабых.
-
Если ситуация не критическая и есть возможность уступить, стоит это сделать. Важно правильно донести свое решение: “Не хочешь есть кашу, потому что она тебе не нравится? Не ешь, но помни, что она дает много сил и помогает расти, поэтому я ее для тебя приготовила”. В таких мелочах важнее сохранить теплые отношения и позволить ребенку “победить”, чем упорно стоять на своем.
-
Искать компромисс: “Не хочешь убирать игрушки сам? Давай сделаем это вместе”. Наблюдая за реакцией, можно заметить, как важен для ребенка пример взрослого, который сам выполняет то, что требует.
-
Позволять малышу самостоятельно выполнять то, что ему по силам, даже если это займет много времени. Если у ребенка что-то не получается, лучше научить его, чем делать это за него. Эти маленькие победы очень важны для него.
-
Переключать внимание на игру: “Кто быстрее съест котлету?”, “Кто быстрее наденет сапоги?”, “А давай отправимся в экспедицию по поиску пропавших машинок!” и так далее.
Конфликт — это не всегда ссоры или драки, это просто несовпадение интересов. Умение справляться с конфликтами — это то, чему ребенок учится в период кризиса негативизма. Если подавлять его с помощью силы, он будет позволять это делать другим на протяжении всей жизни. Важно, чтобы в процессе взаимодействия с родителями малыш получал различные типы ответных реакций.
В критические моменты родителю необходимо быть и строгим, и заботливым. Он может иногда уступать и идти на компромисс, но при этом остается ответственным за своего ребенка, что подразумевает принятие окончательных решений. Основные аспекты семейного воспитания — любовь и достаточное внимание — должны всегда оставаться на первом месте.
Вопрос-ответ
Что такое кризис трех лет и как он проявляется?
Кризис трех лет — это период в развитии ребенка, когда он начинает активно проявлять свою индивидуальность и стремление к независимости. Это может проявляться в капризах, протестах против правил, а также в частых истериках. Ребенок начинает задавать много вопросов и испытывать границы дозволенного, что может вызывать трудности в общении с родителями.
Как родители могут помочь ребенку справиться с кризисом трех лет?
Родителям важно проявлять терпение и понимание в этот период. Полезно устанавливать четкие границы и правила, но при этом давать ребенку возможность выбора в безопасных рамках. Также стоит уделять внимание эмоциональной поддержке, обсуждая с ребенком его чувства и переживания, чтобы он чувствовал себя понятым и принятым.
Когда кризис трех лет заканчивается и что делать, если он затягивается?
Кризис трех лет обычно проходит к 4-5 годам, когда ребенок начинает лучше понимать социальные нормы и правила. Если же кризис затягивается и проявляется в постоянных истериках или агрессии, стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет разобраться в причинах поведения и предложит стратегии для его коррекции.
Советы
СОВЕТ №1
Слушайте и учитывайте чувства ребенка. Важно понимать, что кризис трех лет — это не просто капризы, а период, когда ребенок начинает осознавать свои эмоции и желания. Постарайтесь быть внимательными к его переживаниям и дайте ему возможность выразить свои чувства словами.
СОВЕТ №2
Создайте стабильную и предсказуемую среду. Дети в этом возрасте нуждаются в четких границах и распорядке. Установите регулярное расписание для повседневных дел, таких как прием пищи, игры и сон, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и знал, чего ожидать.
СОВЕТ №3
Поощряйте независимость. Позвольте ребенку принимать небольшие решения, например, выбирать одежду или игрушки. Это поможет ему развивать уверенность в себе и научиться справляться с трудностями, что значительно облегчит период кризиса.
СОВЕТ №4
Используйте игры для обучения. Игровая форма взаимодействия поможет ребенку легче справляться с эмоциями и стрессом. Придумывайте ролевые игры или используйте куклы, чтобы обсудить ситуации, которые вызывают у него трудности, и находить решения вместе.