ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости у детей

1 Умственная отсталость: описание заболевания

Умственная отсталость (олигофрения)представляет собой стойкое и необратимое нарушение интеллекта и поведения органического происхождения, которое может быть как врожденным, так и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Этот термин был введен Э. Крепелиным. Существует множество причин, способствующих возникновению и прогрессированию умственной отсталости. Наиболее часто олигофрения развивается в результате генетических аномалий или неблагоприятной наследственности.

Отклонения в психическом развитии могут возникать из-за негативного воздействия на плод в период беременности, недоношенности и повреждений головного мозга. К факторам, способствующим появлению этого состояния, можно отнести гипоксию у новорожденного, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и инфекции, перенесенные внутриутробно. Также на развитие олигофрении могут влиять педагогическая запущенность (недостаток воспитания и обучения), асфиксия и травмы, полученные во время родов.

Врачи отмечают, что умственная отсталость может быть вызвана различными факторами, включая генетические нарушения, инфекции во время беременности, травмы головы и недостаток кислорода при родах. Симптомы варьируются от легкой до тяжелой степени и могут включать затруднения в обучении, проблемы с общением и социальными навыками. Важно, что ранняя диагностика играет ключевую роль в коррекции состояния. Специалисты рекомендуют индивидуализированные программы обучения и терапии, которые могут включать занятия с логопедами и психологами. Лечение также может включать медикаментозную поддержку для управления сопутствующими симптомами, такими как тревожность или депрессия. Врачи подчеркивают, что комплексный подход и поддержка семьи способствуют улучшению качества жизни пациентов.

ПРИЗНАКИ умственной отсталости у детей! #психиатр #развитие #детиПРИЗНАКИ умственной отсталости у детей! #психиатр #развитие #дети

2 Основные клинические проявления

Основной признак умственной отсталости заключается в недостаточном развитии познавательных процессов и психики. У таких людей наблюдаются нарушения в речи, памяти, мышлении, внимании, восприятии и эмоциональной сфере. В некоторых случаях также выявляются проблемы с двигательными функциями.

Умственные расстройства проявляются в снижении способности к образному мышлению, абстракции и обобщению. У пациентов преобладает конкретный стиль мышления. Логическое мышление у них недостаточно развито, что затрудняет процесс обучения: дети не могут усвоить грамматические правила, не понимают арифметические задачи и испытывают трудности с восприятием абстрактных понятий.

У таких пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются и не могут сосредоточиться на выполнении заданий. Память также ослаблена. Речь ограничена, словарный запас небольшой. В общении они используют короткие фразы и простые предложения, часто допускают ошибки в построении текста. Дефекты речи также имеют место. Способность к чтению варьируется в зависимости от степени олигофрении: при легкой форме чтение возможно, а при тяжелой пациенты могут распознавать буквы, но не понимают смысл прочитанного. Дети начинают говорить позже своих сверстников и плохо воспринимают речь окружающих.

Критическое восприятие своего состояния у таких пациентов снижено. Они сталкиваются с трудностями в решении повседневных задач. В зависимости от степени выраженности заболевания могут возникать проблемы с самообслуживанием. Эти люди часто поддаются влиянию окружающих и принимают необдуманные решения. Физическое состояние пациентов с олигофренией обычно отстает от нормы. Эмоциональное развитие также замедлено: наблюдается бедность мимики и выражения чувств, а также лабильность настроения, проявляющаяся в резких его колебаниях. В некоторых случаях эмоции могут быть неадекватными ситуации.

Еще одной особенностью умственной отсталости является наличие различных патология развития. Наблюдается неравномерность в развитии психических функций и двигательной активности.

Степень выраженности симптомов зависит от возраста. Признаки этого состояния становятся более заметными после 6-7 лет, когда ребенок начинает обучение в школе. В раннем возрасте (1-3 года) у таких детей проявляется повышенная раздражительность, замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать взрослым, дети с умственной отсталостью продолжают играть, исследуя новые для них предметы. Рисование, лепка и конструирование не вызывают у них интереса или происходят на примитивном уровне. Обучение элементарным действиям занимает значительно больше времени по сравнению с обычными детьми. В дошкольном возрасте запоминание информации происходит непроизвольно: пациенты запоминают только яркие и необычные факты.

Причины Симптомы Лечение и поддержка
Генетические факторы: Когнитивные: Раннее вмешательство:
– Синдром Дауна – Задержка развития речи – Логопедическая терапия
– Синдром ломкой Х-хромосомы – Трудности в обучении – Коррекционные занятия с дефектологом
– Фенилкетонурия (ФКУ) – Проблемы с памятью – Развитие мелкой моторики
– Другие хромосомные аномалии – Затруднения в решении проблем Образовательная поддержка:
Пренатальные факторы: Социально-эмоциональные: – Индивидуальные образовательные программы (ИОП)
– Инфекции во время беременности (краснуха, токсоплазмоз) – Трудности в общении со сверстниками – Инклюзивное образование (при возможности)
– Употребление алкоголя или наркотиков матерью – Незрелое поведение – Специальные школы или классы
– Воздействие токсинов (свинец, ртуть) – Низкая самооценка Медицинское сопровождение:
– Недостаточное питание матери – Тревожность, депрессия – Лечение сопутствующих заболеваний (эпилепсия, проблемы со слухом/зрением)
Перинатальные факторы: Физические (могут присутствовать): – Фармакотерапия (при необходимости, для коррекции поведения или сопутствующих расстройств)
– Недоношенность – Особенности внешности (при некоторых синдромах) – Регулярные медицинские осмотры
– Низкий вес при рождении – Проблемы с координацией Психологическая поддержка:
– Асфиксия (кислородное голодание) при родах – Задержка моторного развития – Консультации психолога для ребенка и семьи
– Родовые травмы – Проблемы со слухом или зрением – Обучение навыкам самообслуживания и социальной адаптации
Постнатальные факторы: Поведенческие: Социальная адаптация и интеграция:
– Тяжелые инфекции (менингит, энцефалит) – Повторяющиеся движения (стереотипии) – Обучение бытовым навыкам
– Травмы головы – Агрессия или самоповреждающее поведение (редко) – Развитие навыков самостоятельной жизни
– Воздействие токсинов (свинец) – Гиперактивность или пассивность – Поддержка в трудоустройстве (при возможности)
– Недостаточное питание в раннем детстве – Участие в досуговых и спортивных мероприятиях
– Тяжелая депривация (отсутствие стимуляции) – Группы поддержки для родителей

2.1 Степени УО

Существует две классификации умственной отсталости, различающиеся по степени выраженности. Одна из них разработана отечественными специалистами, а другая основана на международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), созданной при участии экспертов из множества стран. В медицинской практике чаще всего применяется международная система.

По МКБ-10 выделяют четыре степени тяжести умственной отсталости, каждая из которых имеет свои особенности и симптомы:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20).

В традиционной классификации выделяются три категории умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Дебильность представляет собой легкую форму умственной отсталости. Люди с этой формой способны к обучению и имеют навыки самообслуживания. При должном воспитании они могут достигать значительных успехов в различных сферах. Дебилы могут учиться в обычных школах, и их сложно отличить от здоровых сверстников. У них наблюдаются медлительность и недостаток инициативы, они легко подражают взрослым, но не всегда могут контролировать свои импульсы, что делает их поведение непредсказуемым.

Имбецильность характеризуется средней степенью олигофрении. У таких пациентов возникают трудности с обучением, их речь обычно состоит из простых фраз, а словарный запас ограничен (200-300 слов). Они обладают некоторыми навыками самообслуживания и могут усваивать базовые знания. Обучение таких пациентов проходит в домашних условиях, в специальных школах (8-го вида) или группах.

Идиотия — это глубокая степень умственной отсталости. У таких людей наблюдаются серьезные нарушения мышления и речи. Идиоты могут произносить лишь отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не умеют заботиться о себе и нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

Эти пациенты зачастую не могут различать близких и незнакомых людей. Их эмоциональные реакции ограничены базовыми чувствами — удовольствием и неудовлетворением. Неудовлетворение может проявляться в криках и агрессии. Также наблюдается вялость и пассивность, пациенты часто выполняют стереотипные движения.

Умственная отсталость — это состояние, которое вызывает множество вопросов и обсуждений среди людей. Многие отмечают, что причины этого расстройства могут быть разнообразными: от генетических факторов и инфекций во время беременности до травм головы и недостатка кислорода при родах. Симптомы варьируются от легкой задержки в развитии до значительных трудностей в обучении и социальной адаптации. Люди часто делятся своими переживаниями о том, как важно раннее выявление и поддержка таких детей. Лечение включает в себя специальные образовательные программы, терапию и поддержку со стороны семьи и специалистов. Обсуждая эту тему, многие подчеркивают необходимость создания инклюзивной среды, где каждый сможет развиваться и чувствовать себя комфортно.

Умственная отсталость - Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром ДаунаУмственная отсталость – Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром Дауна

3 Диагностика

Диагноз «олигофрения» устанавливается на основе анамнестических данных, что подразумевает анализ течения беременности матери, а также развитие и взросление ребенка, полученные в ходе беседы с пациентом и проведенных исследований. В процессе диагностики можно выявить речевые нарушения, оценить словарный запас и способности к абстрактному мышлению.

Для более точного определения уровня умственной отсталости и ее степени рекомендуется обратиться к психологу для прохождения специальных тестов. Наиболее популярным является тест Векслера, который включает множество субтестов. Каждый из них направлен на изучение определенной психической области пациента, что позволяет выявить наличие или отсутствие различных нарушений.

В ходе исследования мышления пациент объясняет переносный смысл метафор или пословиц, а также определяет последовательность событий, представленных на карточках. Для оценки памяти (мнестической сферы) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем воспроизвести их. Важно выяснить причину патологии, для чего назначаются лабораторные и инструментальные исследования, которые зависят от проявляемых симптомов.

4 Лечение

При умственной отсталости рекомендуется симптоматическая терапия. Пациентам назначают витамины и минеральные комплексы, ноотропные средства (например, Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (такие как Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром), а также препараты, способствующие улучшению обмена веществ в головном мозге. В случае психомоторного возбуждения применяются седативные средства (например, Персен), а при заторможенности – мягкие стимуляторы. Подбор лечения и дозировок зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных характеристик пациента.

Важно обратиться за поддержкой к психологу, чтобы помочь ребенку адаптироваться в коллективе. Это особенно актуально, так как здоровые дети могут не принимать умственно отсталых сверстников, что приводит к конфликтам. Психологическая помощь также необходима родителям, так как после получения такого диагноза они могут испытывать тревогу, что, в свою очередь, сказывается на состоянии ребенка.

Если у пациента имеются нарушения речи, ему показаны занятия с логопедом. Также важно развивать навыки самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. В дальнейшем, при наличии олигофрении, ему помогают выбрать подходящую специальность и приобрести необходимые профессиональные навыки.

ЗАМЕТИЛИ ЭТО у ребёнка? СРОЧНО ПРИМИТЕ МЕРЫ! Как распознать и вылечить умственную отсталость?ЗАМЕТИЛИ ЭТО у ребёнка? СРОЧНО ПРИМИТЕ МЕРЫ! Как распознать и вылечить умственную отсталость?

Вопрос-ответ

Каковы основные причины умственной отсталости?

Умственная отсталость может быть вызвана различными факторами, включая генетические нарушения, такие как синдром Дауна, а также неблагоприятные условия во время беременности, например, инфекции или токсическое воздействие. Кроме того, травмы головы, недостаток кислорода при родах и социально-экономические факторы также могут способствовать развитию этого состояния.

Какие симптомы могут указывать на умственную отсталость?

Симптомы умственной отсталости могут варьироваться, но обычно включают задержку в развитии речи и моторики, трудности с обучением и решением задач, а также проблемы с социальным взаимодействием. Дети могут проявлять замедленное развитие навыков самообслуживания и иметь низкий уровень IQ.

Как осуществляется лечение умственной отсталости?

Лечение умственной отсталости обычно включает комплексный подход, который может включать специальные образовательные программы, терапию для развития социальных навыков и поддержку семьи. В некоторых случаях могут быть рекомендованы медикаменты для управления сопутствующими симптомами, такими как тревожность или депрессия. Важно, чтобы лечение было индивидуализированным и соответствовало потребностям конкретного человека.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки. Если вы замечаете у ребенка задержку в развитии речи, моторики или социальных навыков, не откладывайте визит к специалисту. Раннее вмешательство может значительно улучшить качество жизни.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку стабильную и безопасную обстановку, где он сможет развиваться. Используйте простые и понятные инструкции, а также положительное подкрепление для достижения успехов.

СОВЕТ №3

Ищите профессиональную помощь. Консультации с психологами, логопедами и другими специалистами помогут разработать индивидуальный план обучения и терапии, который будет соответствовать потребностям вашего ребенка.

СОВЕТ №4

Общайтесь с другими родителями. Присоединяйтесь к группам поддержки или форумам, где можно обмениваться опытом и получать советы от людей, которые сталкиваются с похожими проблемами. Это поможет вам не чувствовать себя одинокими в вашей ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Похожее