Асоциальное поведение, его причины и профилактика в современном обществе
1 Виды и проявления асоциального поведения
Асоциальное поведение в психологии делится на четыре категории:
- противоправное (нарушение законов);
- аморальное (игнорирование моральных норм);
- аддиктивное (избегание реальности через зависимости);
- преступное (совершение действий, подлежащих уголовному наказанию).
Противоправное поведение включает в себя такие действия, как мелкие кражи, грабежи, угон автомобилей без намерения их похитить, оскорбления, унижения достоинства, хулиганство, драки и угрозы. Люди, совершающие такие поступки, не всегда несут уголовную ответственность, но могут привлечь внимание правоохранительных органов как потенциальные правонарушители.
Аморальное поведение не представляет непосредственной угрозы для общества, однако осуждается и считается неприемлемым с точки зрения нравственности. К аморальным действиям можно отнести: беспорядочные половые связи, проституцию, гомосексуальные отношения, трансвестизм, нежелание трудиться, бродяжничество и попрошайничество.
Аддиктивное поведение проявляется в различных формах зависимости, которые служат способом избежать жизненных трудностей. Сюда относятся: химические зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевые расстройства (анорексия, булимия), культовые зависимости (участие в религиозных сектах) и другие виды зависимостей (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).
Преступное поведение (делинквентное) охватывает действия, подлежащие уголовному наказанию, такие как кража со взломом, изнасилование, разбой, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество и вымогательство.
Врачи отмечают, что асоциальное поведение часто является следствием сложного взаимодействия различных факторов. Социальная среда, в которой растет человек, играет ключевую роль. Неблагоприятные условия, такие как бедность, насилие в семье и отсутствие поддержки со стороны родителей, могут способствовать формированию негативных моделей поведения. Психологические аспекты, включая наличие психических расстройств или травм, также могут влиять на склонность к асоциальным действиям.
Профилактика асоциального поведения требует комплексного подхода. Врачи подчеркивают важность раннего выявления проблем и вмешательства. Программы, направленные на поддержку семей, развитие социальных навыков и психоэмоциональную помощь, могут значительно снизить риск возникновения асоциального поведения. Кроме того, сотрудничество с образовательными учреждениями и общественными организациями способствует созданию безопасной и поддерживающей среды для молодежи.

1.1 Признаки у детей
У маленьких детей асоциальное поведение проявляется в трудностях установления отношений с ровесниками, отсутствии интереса к образовательным занятиям, а также в агрессии и жестокости по отношению к членам семьи, другим людям и животным. Такие дети часто бывают истеричными, грубыми и решают конфликты с помощью криков, драк и угроз. Нередко они могут воровать деньги у родителей или вещи у сверстников в детском саду или школе.
Младшие школьники с асоциальным поведением сразу же получают ярлык трудных детей, и их начинают контролировать учителя и администрация школы. Это лишь усугубляет ситуацию, так как вызывает у ребенка протест, который проявляется в непослушании, отказе выполнять задания и нежелании сотрудничать с коллективом.
Причины таких поведенческих расстройств могут быть разнообразными: медицинскими, педагогическими, психологическими и социальными.
- Медицинские факторы делятся на врожденные (поражения плода различной природы во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям в поведении) и приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, психосоматические расстройства).
- Педагогические причины связаны с ошибками в воспитании, которые допускаются в семье. Негативное влияние оказывает плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования и игнорирование основных потребностей ребенка, что может привести к различным поведенческим отклонениям.
- Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в сочетании с неблагоприятной атмосферой в семье могут привести к негативным изменениям в психике ребенка, что проявляется в повышенной агрессии, неуправляемости и нежелании общаться со взрослыми.
- Социальные причины включают материальное и социальное неравенство, а также насмешки, издевательства и травлю со стороны сверстников, на которые остро реагируют дети и подростки. К ним также относится жизнь в неблагополучной семье с родителями, страдающими от наркомании, алкоголизма или ведущими аморальный образ жизни.
Игнорирование взрослыми отдельных проявлений жестокости и агрессии у детей может привести к развитию устойчивых нарушений поведения. В будущем это может перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Однако до 7-8 лет понятие “девиантность” не применяется психологами, так как оно подразумевает осознанные действия, что не характерно для детей дошкольного возраста.
Девиантное поведение формируется постепенно, в результате попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка. К подростковому возрасту отдельные девиации часто перерастают в делинквентное поведение, которое характеризуется регулярными осознанными деструктивными действиями.
| Аспект | Описание | Меры профилактики |
|---|---|---|
| Определение асоциального поведения | Действия, противоречащие общепринятым нормам и правилам, наносящие вред обществу или отдельным его членам. Может проявляться в различных формах: от мелкого хулиганства до тяжких преступлений. | Ранняя диагностика и коррекция девиантного поведения, формирование адекватных социальных навыков. |
| Основные причины | Биологические: генетическая предрасположенность, особенности нервной системы, травмы головного мозга. Психологические: низкая самооценка, агрессивность, импульсивность, отсутствие эмпатии, психические расстройства. Социальные: неблагоприятная семейная обстановка (насилие, отсутствие внимания), влияние асоциального окружения, бедность, безработица, низкий уровень образования, отсутствие перспектив. | Комплексный подход: медицинская помощь, психологическая коррекция, социальная поддержка, создание благоприятной среды. |
| Формы проявления | Делинквентное: правонарушения (кражи, вандализм, драки). Аддиктивное: злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики), азартные игры. Агрессивное: физическое и вербальное насилие, буллинг. Девиантное: бродяжничество, проституция, суицидальное поведение. | Индивидуальная и групповая психотерапия, тренинги по управлению гневом, развитие навыков самоконтроля. |
| Последствия | Для индивида: проблемы со здоровьем, изоляция, криминальное будущее, потеря работы, разрушение семьи. Для общества: рост преступности, снижение уровня безопасности, экономические потери, разрушение социальных связей. | Ресоциализация, поддержка бывших заключенных, создание программ по трудоустройству и адаптации. |
| Профилактика на уровне семьи | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, доверительные отношения, контроль за поведением ребенка, обучение социальным нормам, развитие эмпатии, совместное проведение досуга. | Родительские школы, консультации психологов, программы поддержки семей в трудной жизненной ситуации. |
| Профилактика на уровне школы | Формирование толерантности, развитие коммуникативных навыков, работа с конфликтными ситуациями, психологическая поддержка, профориентация, организация досуга. | Внедрение программ по профилактике буллинга, наркомании, алкоголизма. Работа школьных психологов и социальных педагогов. |
| Профилактика на уровне общества | Создание рабочих мест, доступное образование, социальная поддержка уязвимых групп населения, развитие спорта и культуры, ужесточение законодательства в отношении преступлений, пропаганда здорового образа жизни. | Государственные программы по борьбе с бедностью, безработицей, наркоманией. Развитие системы социальной защиты. |
1.2 Проявления у подростков
Асоциальное поведение чаще всего наблюдается у подростков. Если в раннем детстве ребенка не корректировали должным образом, закрывали глаза на его проступки и допускали использование оскорблений и физической силы в отношении членов семьи, то к подростковому возрасту у него формируется определенная модель поведения, которой он будет следовать в дальнейшем.
Подобные подростки часто хвастаются своими антисоциальными поступками, гордятся тем, что остаются безнаказанными со стороны родителей, и стремятся создавать бунтарские группы, пытаясь взять на себя роль лидера. Получая поддержку от сверстников, они укрепляют свою самооценку, ведут себя вызывающе по отношению к взрослым, грубят и отказываются выполнять задания как в школе, так и дома. Со временем уровень агрессии возрастает, подросток может сбегать из дома, участвовать в драках, кражах, вступать в сексуальные и гомосексуальные отношения, а также примыкать к преступным группировкам.
Антисоциальное поведение может проявляться и у подростков из благополучных семей, у которых нет проблем с адаптацией, успеваемостью или поведением. Причинами таких изменений могут стать влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа “плохого парня” (особенно у девушек) и семейные проблемы. К другим факторам, способствующим асоциальному поведению подростка, можно отнести:
- деградацию личности на фоне бедности, неправильного воспитания и плохого примера родителей;
- влияние молодежных субкультур (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.);
- вовлечение в религиозные культы (вуду, сатанизм);
- фанатизм в музыке или спорте, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
- стремление к самоутверждению, невозможность сделать это через демонстрацию знаний, навыков, талантов или материальных благ;
- подверженность различным видам психологической зависимости;
- физические проблемы, связанные с заболеваниями.
Часто подросток направляет свою агрессию на себя, нанося раны, царапины, ожоги и порезы на разных участках тела. Испытывая физическую боль, он пытается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения, важно своевременно оказать ему помощь. Крайним проявлением аутоагрессии могут быть суицидальные наклонности.
Девиантное поведение подростка зачастую становится следствием действий других людей. Различные формы насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) могут вызывать желание отомстить, которое направляется не только на обидчика, но и против общества в целом. Физические наказания в семье формируют тип личности, озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной, а эмоциональная отстраненность родителей приводит к формированию закомплексованного человека с незрелой психикой.
Ребенок любого возраста, ставший жертвой сексуального насилия, в большинстве случаев остается подверженным депрессии, личностным расстройствам и повышенной чувствительности к стрессам.
Асоциальное поведение вызывает много обсуждений в обществе. Люди часто связывают его с различными факторами, такими как социальная изоляция, низкий уровень образования и неблагоприятные условия жизни. Психологи отмечают, что такие проявления могут быть следствием травмирующих событий в детстве или отсутствия положительных ролевых моделей. Важно понимать, что асоциальное поведение не всегда является результатом личного выбора; оно может быть вызвано системными проблемами в обществе.
Профилактика асоциального поведения включает в себя комплексный подход: создание поддерживающей среды, программы раннего вмешательства и обучение социальным навыкам. Социальные службы, школы и семьи играют ключевую роль в этом процессе. Обсуждение проблемы на уровне общества, а также вовлечение молодежи в конструктивные активности могут значительно снизить риск возникновения асоциального поведения. Важно не только выявлять причины, но и активно работать над их устранением, чтобы создать более гармоничное общество.

1.3 Асоциальные взрослые
Асоциальное поведение среди пожилых людей может быть либо продолжением привычек, сформировавшихся в детстве, либо результатом психических расстройств, повреждений мозга, вызванных употреблением наркотиков, психотропных веществ и алкоголя. Такие люди зачастую игнорируют общественные нормы, не испытывают чувства стыда и ведут себя раскрепощенно.
Они не видят необходимости в трудовой деятельности, не подчиняются законам, не выполняют родительские обязанности, не сохраняют верность в браке, не проявляют уважения к окружающим и не соблюдают правила общения и взаимодействия в обществе. Часто такие личности оказываются на улице, становясь бродягами или попрошайками. Их жизнь наполнена алкоголем, наркотиками, случайными связями и мелкими правонарушениями, и они не испытывают за это никакого стыда.
Существует и другая категория людей с асоциальным поведением — это личности с высоким уровнем дохода, которые ведут образ жизни, отличающийся от большинства, зарабатывая деньги способами, вызывающими осуждение. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, предоставляющие гомосексуальные услуги, трансвеститы, владельцы притонов, наркоторговцы, мошенники и вымогатели.
Тем не менее, не все отклонения от нормы имеют негативный характер. Существует отдельная категория людей — гении, чье поведение значительно отличается от поведения большинства, но не может быть охарактеризовано как асоциальное. Образ жизни таких одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, так как многие из них предпочитают одиночество, отказываются от комфорта и уюта, проявляют капризность и эксцентричность. Классическими примерами таких отклонений являются Альберт Эйнштейн и Сальвадор Дали.
2 Профилактика
Лечение асоциальных отклонений в поведении возможно лишь в тех случаях, когда они обусловлены физическими или психическими расстройствами. Основным методом коррекции девиаций является их профилактика, которая должна начинаться с раннего детства. Ключевым моментом здесь является правильное воспитание, положительный пример со стороны родителей и забота о удовлетворении как материальных, так и эмоциональных потребностей ребенка.
Психологи предлагают несколько рекомендаций, которые помогут детям сформировать адекватное восприятие себя и окружающих:
- Заслуженная похвала. Дети нуждаются в поощрении, но только тогда, когда они действительно этого заслуживают. Постоянная похвала без оснований может привести к развитию эгоизма и самовлюбленности, что в дальнейшем создаст проблемы с адаптацией и поведением.
- Исправление. Негативные черты характера, плохие привычки и недостойные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Важно последовательно и спокойно объяснять детям, какое поведение является неприемлемым и почему.
- Открытое общение. Ребенок должен знать, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием может сделать его лживым, хитрым и замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери следует обсуждать и решать спокойно, что поможет им научиться доверять родителям.
- Совместные занятия. Дети в любом возрасте ценят время, проведенное с семьей, поэтому даже занятым родителям стоит планировать совместный отдых, развлечения и праздники.
- Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание и любовь между супругами формируют у ребенка здоровую самооценку, что положительно сказывается на его поведении и адаптации в обществе.
Для предотвращения поведенческих нарушений в школах реализуются различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и информирование о вреде алкоголя и наркотиков. Педагоги мотивируют школьников развиваться в спорте, музыке, творчестве, участвовать в интеллектуальных конкурсах, играх и командных соревнованиях.
Совместные усилия образовательных учреждений и семей помогают многим детям найти свое место в жизни и встать на путь исправления.

Вопрос-ответ
Каковы причины появления асоциальных семей?
Причины появления у детей: социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения.
Что такое асоциальное поведение?
Асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Что приводит к антисоциальному поведению?
Точная причина антисоциального расстройства личности неизвестна, но гены могут сделать вас уязвимым к развитию антисоциального расстройства личности, а жизненные ситуации, особенно пренебрежение и жестокое обращение, могут спровоцировать его развитие. Изменения в работе мозга могли возникнуть в процессе его развития.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите причины асоциального поведения. Понимание факторов, таких как социальная изоляция, стресс или влияние окружения, поможет вам лучше осознать, почему некоторые люди могут проявлять асоциальные наклонности. Это знание может стать основой для эффективного вмешательства и поддержки.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Окружение играет ключевую роль в формировании поведения. Старайтесь создать атмосферу, где люди чувствуют себя принятыми и понятыми. Это может снизить вероятность асоциального поведения и способствовать более здоровым социальным взаимодействиям.
СОВЕТ №3
Обучайте навыкам общения и разрешения конфликтов. Помогите людям развить навыки, необходимые для эффективного общения и решения конфликтов. Это может снизить уровень агрессии и недопонимания, что, в свою очередь, уменьшит проявления асоциального поведения.
СОВЕТ №4
Обратитесь за профессиональной помощью, если это необходимо. Если вы или кто-то из вашего окружения сталкивается с серьезными проявлениями асоциального поведения, не стесняйтесь обращаться к психологам или социальным работникам. Профессиональная поддержка может оказать значительное влияние на изменение поведения и улучшение качества жизни.