Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых, особенности поведения
1 Аутизм
Аутизм представляет собой нарушение психического развития, проявляющееся в сложностях с социализацией.
К детским формам аутизма можно отнести:
- синдром Каннера;
- аутистическое расстройство;
- инфантильный аутизм;
- инфантильный психоз.
Аутизм — это сложное нейропсихическое расстройство, проявляющееся в нарушениях социального взаимодействия, коммуникации и ограниченных интересах. Врачи отмечают, что симптомы могут варьироваться от легких до тяжелых и часто включают трудности в понимании социальных норм, стереотипные движения и предпочтение рутины. Лечение аутизма требует комплексного подхода, включающего поведенческую терапию, медикаментозное лечение и поддержку семьи. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как это значительно увеличивает шансы на успешную адаптацию ребенка в обществе. У взрослых аутистов также могут наблюдаться трудности в социальной жизни, однако многие из них находят способы справляться с вызовами, используя свои уникальные способности. Врачи призывают к более глубокому пониманию аутизма, чтобы создать инклюзивную среду для людей с этим расстройством.

1.1 Распространенность отклонения
Аутизм выявляется у 4-5 человек на каждые 10 тысяч населения.
Наиболее уязвимы к этому расстройству мальчики, в то время как девочки сталкиваются с ним в три раза реже.
Исследования показывают, что вероятность развития аутистического расстройства выше у мальчиков, родившихся от первой беременности. У мальчиков аутизм, как правило, проявляется в более легкой форме. В то же время, у девочек заболевание имеет более тяжелое течение, и в таких семьях часто уже имеются случаи психических расстройств.
| Аспект | Описание | Примеры проявлений |
|---|---|---|
| Определение аутизма | Расстройство развития нервной системы, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения и интересов. | Неспособность поддерживать зрительный контакт, отсутствие реакции на имя, повторяющиеся движения (стимминг), сильная привязанность к рутине. |
| Симптомы у детей | Проявляются обычно до 3 лет, но могут быть замечены и раньше. | Задержка речевого развития, отсутствие указательного жеста, нежелание играть с другими детьми, чрезмерная чувствительность к звукам/свету/запахам, избирательность в еде. |
| Симптомы у взрослых | Могут быть менее выраженными, но сохраняются на протяжении всей жизни. | Трудности в понимании невербальных сигналов, проблемы с поддержанием разговора, социальная изоляция, повышенная тревожность, депрессия, трудности с трудоустройством. |
| Диагностика | Комплексная оценка поведения, развития и медицинского анамнеза. | Наблюдение за поведением, интервью с родителями/близкими, использование стандартизированных опросников и шкал (например, ADOS, ADI-R). |
| Лечение/Коррекция (дети) | Направлено на развитие социальных, коммуникативных и адаптивных навыков. | Прикладной анализ поведения (ABA-терапия), логопедическая терапия, трудотерапия, сенсорная интеграция, медикаментозное лечение сопутствующих состояний (например, СДВГ, тревожность). |
| Лечение/Коррекция (взрослые) | Поддержка в социальной адаптации, развитии навыков самообслуживания и профессиональной реализации. | Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), тренинги социальных навыков, психотерапия, поддержка в трудоустройстве, медикаментозное лечение сопутствующих психических расстройств. |
| Важные аспекты | Аутизм – это спектральное расстройство, что означает широкий диапазон проявлений и степеней тяжести. | Некоторые люди с аутизмом могут быть высокофункциональными и иметь выдающиеся способности в определенных областях (например, математика, музыка), другие нуждаются в постоянной поддержке. |
| Прогноз | Зависит от ранней диагностики, интенсивности и качества вмешательства. | Своевременная и адекватная поддержка значительно улучшает качество жизни людей с аутизмом и их способность к адаптации в обществе. |
2 Причины возникновения
Точные причины возникновения заболевания остаются неизвестными.
Существует несколько научных теорий:
- Некоторые эксперты полагают, что задержка психического развития может быть связана с инфекциями, перенесенными матерью во время беременности, которые могли оказать негативное влияние на плод. Особенно это касается краснухи.
- По другой версии, основная причина заключается в генетических аномалиях. Это подтверждается тем, что дети с аутизмом чаще появляются в семьях, где уже были случаи этой патологии.
- Третья теория предполагает наличие различных нарушений в органах головного мозга и его функциях.
К таким нарушениям относятся:
- сбои в работе связей между лобными долями и лимбическими структурами, что приводит к проблемам с планированием поведения и формированием мотивации;
- патологии ретикулярной формации головного мозга;
- нарушения в обмене серотонина;
- проблемы с соединениями между большими полушариями мозга;
- сбои в переработке звуковых сигналов, что может блокировать контакты;
- недостаточное развитие инстинктов.
Существует мнение, что основным фактором, способствующим аутизму, являются психологические проблемы и неблагоприятные условия социальной среды.
Аутизм — это сложное нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в различных формах и степени тяжести. Люди с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социальном взаимодействии и восприятии окружающего мира. Симптомы варьируются: некоторые могут быть очень чувствительными к звукам и свету, другие — наоборот, не замечают окружающих. Важно понимать, что аутизм не является болезнью в традиционном смысле, а скорее особенностью развития. Лечение включает в себя различные подходы, такие как поведенческая терапия, занятия с логопедами и психологами, а также медикаментозная поддержка в некоторых случаях. Родители и специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и индивидуального подхода к каждому ребенку, что может значительно улучшить качество жизни и помочь развить социальные навыки. Общество должно стремиться к принятию и пониманию людей с аутизмом, создавая инклюзивную среду, где каждый может чувствовать себя комфортно и безопасно.

3 Развитие болезни
Современные специалисты в области психиатрии утверждают, что аутизм, представляющий собой задержку в развитии психики, возникает в результате нарушений в процессе формирования мозговых систем. Это, в свою очередь, приводит к недостаточной эффективности их работы.
Наиболее заметно это сказывается на сознательной деятельности индивида, которая играет ключевую роль в его социализации в обществе.
4 Симптоматическая картина
Аутизм проявляется уже в раннем возрасте, и наиболее заметные симптомы начинают проявляться после достижения ребенком трехлетнего возраста.
Что касается внешних признаков, то дети с аутизмом в возрасте до 6-8 лет могут выглядеть отстающими в физическом развитии и росте по сравнению с другими детьми. У них также наблюдается задержка в формировании доминирующей руки.
Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью различной степени выраженности.

4.1 Развитие речи
У детей с аутизмом речь развивается позже и в ограниченном объеме. В связи с этим они чаще выбирают жесты как способ общения, а когда пытаются говорить, используют короткие фразы и простые слова. Аутичные дети нередко создают новые слова и могут повторять услышанное без осознания. Их речь, как правило, отрывиста и лишена выразительности, звучит монотонно.
Кроме того, такие дети не применяют местоимение «Я» и говорят о себе в третьем лице.
4.2 Взаимодействие с окружающими
В раннем возрасте малыши не проявляют интереса к звукам, особенно к человеческой речи. Они не требуют, чтобы их поднимали на руки, и не испытывают страха, оставаясь одни. После того как они начинают ходить, они не следуют за матерью. Для них нет различий между знакомыми и незнакомыми людьми, поэтому они не боятся встреч с посторонними.
Дети с аутизмом не играют с другими детьми и не испытывают потребности в компании. Их игры обычно не имеют сюжета. Такие дети могут проявлять интерес к различным механическим предметам и долгое время увлеченно их перебирают.
Свою потребность в чем-либо дети с аутизмом выражают с помощью плача и громких криков. У них часто возникают вспышки раздражительности и агрессии, что обычно является реакцией на изменения в привычной обстановке — появление новых предметов в комнате или отсутствие знакомых вещей, попытки предложить им новые продукты и так далее.
В моменты агрессии дети могут причинить себе вред, поэтому в таких ситуациях необходимо немедленное вмешательство взрослых.
Как правило, дети с аутизмом имеют тесную связь с матерью и взаимодействуют с окружающим миром преимущественно через неё. Поэтому они испытывают сильный страх потерять её.
Несмотря на отсутствие интереса к общению, аутисты могут получать удовольствие от материнской заботы. Однако это удовольствие сохраняется лишь до тех пор, пока их не просят смотреть в глаза или вступать в разговор.
4.3 Нарушения цикличности сна и бодрствования
Ребенок сталкивается с постоянными проблемами при засыпании. Его сон короткий, нерегулярный, прерывистый и поверхностный.
Засыпание происходит лишь в определенных условиях и становится привычным ритуалом. Например, это может быть только на одном и том же стуле в сидячем положении или при наличии обоих родителей рядом. Чаще всего такие дети не способны уснуть без посторонней помощи.
4.4 Привычки и фантазии
Синдром аутизма проявляется через необычные увлечения, фантазии и пристрастия, которые полностью поглощают детей.
К числу таких увлечений можно отнести:
- раскачивание на стуле;
- бесконечное хождение по комнате;
- бездумное перелистывание страниц книги;
- перебирание мелких предметов, волос и прочего.
Дети также часто проявляют интерес к схемам и картам. Некоторые из них могут рисовать сцены насилия и убийств, а другие находят удовольствие в посещении свалок и сырых подвалов.
Специалисты в области психиатрии считают, что подобное поведение является патологической попыткой адаптироваться к окружающему миру.
4.5 Способности и увлечения
Интересы детей, как правило, имеют довольно схожий характер. Например, они часто создают коллекции из однотипных предметов.
Их увлечения обычно сосредоточены на одной теме. Они могут многократно перечитывать одну и ту же книгу.
Такой ребенок может проявлять глубокий интерес ко многим вещам, за исключением межличностных взаимодействий. Поэтому они редко смотрят художественные фильмы о людях и не читают подобные произведения.
Дети с аутизмом часто проявляют склонность к изучению точных наук, так как их мышление не ограничено социальными рамками и общепринятыми понятиями.
4.6 Симптоматика аутизма у взрослых
С возрастом, как правило, проявления задержки развития становятся менее выраженными, и люди с аутистическим синдромом начинают меньше отличаться от своих сверстников. Однако для взрослых с этим диагнозом остаются характерными такие черты, как замкнутость и склонность к чрезмерной сосредоточенности.
Тем не менее, все зависит от индивидуальных особенностей каждого случая, включая тип расстройства аутистического спектра, уровень умственной отсталости и другие факторы.
5 Диагностика
Диагностика аутизма требует персонализированного подхода к каждому пациенту. В раннем возрасте многие заболевания могут проявляться схожими аутичными признаками, такими как:
- шизофрения;
- психозы;
- синдром Аспергера;
- глухота;
- умственная отсталость;
- нарушения речевого развития и другие.
Для точного определения диагноза психиатры разработали шкалу критериев аутизма (МКБ-10):
| Пункт | Критерий | Признаки |
| А | Патологическое развитие проявляется до трехлетнего возраста хотя бы в одной из сфер | 1. 1. Проблемы с пониманием и воспроизведением речи 2. 2. Развитие аномальных социальных привязанностей или ослабленного взаимодействия с окружающими 3. 3. Нарушение символического поведения в игре |
| Б | Наличие не менее шести симптомов (минимум два из списка №1) | 1. Существенные нарушения взаимодействия в обществе: * Проблемы с использованием мимики, жестов и взгляда для общения * Неспособность устанавливать контакт со сверстниками, несмотря на физическую возможность * Слабая или отсутствующая коммуникация с окружающими (выражается в недостатке эмоций или неадекватной эмоциональной реакции, отсутствии соответствующего поведения) * Отсутствие желания делиться эмоциями с другими (ребенок не стремится привлечь внимание, не показывает интерес к окружающим объектам и т.д.) |
| Существенные аномалии общения хотя бы в одном из пунктов: * Задержка в развитии речи или ее полное отсутствие, при котором ребенок не пытается компенсировать это мимикой и жестами * Неспособность начинать и поддерживать разговор с другими * Постоянная стереотипная речь или искаженное использование слов и фраз * Отсутствие подражания и ролевых игр | ||
| Стереотипное поведение, ограниченные интересы и активности хотя бы в одной из сфер: * Увлеченность стереотипными интересами, которые могут быть патологичными по содержанию или интенсивности * Навязчивые привычки к специфическим действиям и ненужным ритуалам * Повторяющиеся стереотипные движения (похлопывания, перебирание пальцами, подскоки и т.д.) * Сосредоточение на мелких деталях и отдельных частях игрушек и предметов, не имеющих значительного функционального значения (вибрация, запах, неровности) |
Эти симптомы должны проявляться не позднее трехлетнего возраста ребенка.
Важно избегать расширения содержания критериев. Нельзя пытаться «подгонять» признаки под определенный синдром.
Диагноз не может быть поставлен только на основе симптомов без тщательного анализа социальной среды, в которой находится ребенок.
6 Лечение
Лечение аутистического расстройства сосредоточено на стимулировании развития, социальной адаптации пациента и контроле факторов, препятствующих его интеграции в общество.
В этом процессе используются психотерапевтические подходы, медикаментозные средства и диетические рекомендации.
6.1 Психотерапия
Психокоррекционные подходы способствуют адаптации людей с аутизмом к окружающему миру. Эти методы направлены на стабилизацию психоэмоционального состояния пациента. В дополнение к этому применяются обучающие программы, в рамках которых врач или психолог последовательно обучают ребенка основным навыкам самообслуживания, а также правилам безопасного поведения как в домашних условиях, так и на улице.
Ключевым моментом является то, что обучение должно начинаться только после установления доверительных отношений с человеком, страдающим аутизмом. Таким пациентам важно, чтобы в процессе обучения их действия поощрялись, а коррекция происходила максимально деликатно.
Если речь идет о ребенке, то участие родителей в психокоррекционных мероприятиях является обязательным. Им следует объяснить, как установить контакт с ребенком. Можно помочь в составлении распорядка дня, который малыш должен будет строго придерживаться, а также продумать организацию жилого пространства и другие аспекты. Сочетание четкой последовательности действий, соблюдение режима и создание комфортной домашней обстановки значительно повышают качество жизни детей с аутизмом и способствуют их успешной социализации.
6.2 Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение помогает уменьшить задержки в психическом развитии, снять тревожность, смягчить проявления аутизма, а также нормализовать режим сна и бодрствования.
В этом контексте часто применяются курсы нейролептиков, таких как Рисперидон. В некоторых случаях используются Луцетам и Фенибут.
6.3 Диетотерапия
При аутистическом расстройстве ключевым аспектом терапии является соблюдение специальной диеты.
Согласно гипотезе, поддержанной множеством исследований, у людей с аутизмом в желудочно-кишечном тракте не хватает ферментов, необходимых для расщепления казеина и глютена. Нерасщепленные остатки этих белков могут негативно влиять на центральную нервную систему. На основе этого предположения была разработана специализированная диета.
Следование диете при аутизме подразумевает исключение из рациона следующих компонентов:
- Глютен;
- Казеин;
- Аспартам;
- Глутамат натрия.
Продукты, содержащие указанные вещества:
| Вещество | Где содержится | Примеры продуктов |
| Глютен | Пшеница, овес, геркулес, рожь, толокно, манка, ячмень, перловка | Хлеб, макароны, каши, пиво, квас |
| Казеин | Молоко | Молоко различных животных, молочные изделия |
| Глутамат натрия | Глутаминовая кислота | Мононатриевая соль в виде добавок к пище |
| Аспартам | Искусственные подсластители | Пищевые добавки и продукты с искусственным сахарозаменителем |
7 Прогноз
При раннем обнаружении заболевания, квалифицированном лечении и надлежащем уходе прогноз на жизнь оказывается положительным. Многие пациенты способны успешно адаптироваться в обществе, особенно если речь идет о легкой форме аутизма.
На сегодняшний день полностью излечиться от аутизма невозможно.
Вопрос-ответ
Как ведёт себя человек при аутизме?
Симптомы и признаки аутизма у взрослых: сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими; отсутствие эмоций при общении; снижение мимической активности лица. Очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами.
Что такое аутист простыми словами?
Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.
Каковы 3 основных симптома аутизма?
Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
Как проявляется аутизм во взрослом возрасте?
Как правило, у взрослых людей развивается атипичный аутизм. Признаки развития аутизма у взрослых: человек замыкается в себе, перестает откровенно беседовать с близкими. Человек начинает уклоняться от общения, старается пройти мимо знакомых, не поздоровавшись, не поддерживает общие беседы.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные симптомы аутизма. Понимание признаков, таких как трудности в общении, ограниченные интересы и повторяющееся поведение, поможет вам быстрее распознать аутизм у себя или у близких.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалистам. Если вы подозреваете наличие аутизма, важно проконсультироваться с врачом или психологом, который сможет провести диагностику и предложить подходящее лечение или поддержку.
СОВЕТ №3
Создайте поддерживающую среду. Для людей с аутизмом важно иметь стабильную и предсказуемую обстановку. Постарайтесь минимизировать стрессовые факторы и обеспечить комфортные условия для жизни и обучения.
СОВЕТ №4
Обучайтесь и делитесь информацией. Чтение литературы и участие в группах поддержки помогут вам лучше понять аутизм и научиться эффективно взаимодействовать с людьми, имеющими этот диагноз.







