Понятие идентификации личности человека в психологии и ее значение
1 Определение понятия
Идентификация — это многозначный термин, который используется в различных областях науки. В психологии идентификация обозначает процесс, при котором человек отождествляет себя с другим человеком или группой.
Это естественный психофизический процесс, позволяющий индивиду накапливать новый опыт и качества, пока не начнется его самостоятельное развитие. Идентификация играет важную роль в формировании личностных черт у ребенка с первых недель жизни, включая половую идентичность, поведенческие стереотипы и ценностные ориентиры. Следуя неосознанно идеалам, человек может преодолевать свои слабости и чувство неполноценности. В социологии идентификация рассматривается как механизм социализации, с помощью которого индивид усваивает ценности и нормы общества, с которым он себя ассоциирует.
Идентификация — это бессознательная реакция психики. Проще говоря, она может проявляться, например, во время чтения художественной литературы или просмотра фильмов, когда зритель или читатель сопереживает героям. Это сопереживание может быть настолько глубоким, что возникает ощущение перевоплощения в персонажа. В дальнейшем поведение и черты характера любимых героев могут стать частью личности индивида. Честность, благородство и бесстрашие взрослого человека могут быть отчасти результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детстве и юности. Девочки-подростки могут перенимать женственность, нравственность и поведение истинной леди, читая романтические истории.
Уподобление персонажу возможно только в том случае, если художественное произведение действительно нравится читателю или зрителю. Родителям не стоит ожидать, что ребенок перенимет качества литературных героев, если они заставляют его читать произведение, которое не вызывает у него интереса и сильных эмоций.
В повседневном общении идентификация проявляется в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого или «товарища по несчастью». Вливаясь в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в процессе освоения профессиональных навыков. Идентификация возникает в контексте общества, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).
Важно различать идентификацию и имитацию (подражание). Имитация — это процесс, при котором человек копирует действия другого, его характерные черты и манеры, не отождествляя себя с подражаемым. Имитация может быть как временной, так и постоянной, но всегда является сознательной. Воспроизводимые действия эмоционально окрашены: объект подражания может вызывать как любовь, так и неприязнь. Имитация является одним из механизмов идентификации.
Врачи-психологи подчеркивают важность идентификации личности как ключевого аспекта психического здоровья. Они отмечают, что процесс формирования идентичности начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Специалисты считают, что четкое понимание своей личности способствует развитию уверенности в себе и улучшению межличностных отношений. Врачи также указывают на то, что кризисы идентичности могут возникать в разные периоды жизни, например, в подростковом возрасте или в условиях значительных изменений, таких как переезд или смена работы. В таких случаях важно предоставлять поддержку и помощь, чтобы помочь человеку разобраться в своих чувствах и ценностях. Психологи акцентируют внимание на том, что здоровая идентичность включает в себя как принятие своих сильных сторон, так и осознание недостатков, что способствует гармоничному развитию личности.

2 Структура идентификации и ее виды
Человек не идентифицирует себя с каждым встречным. Для этого необходимы определенные причины. Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация представляет собой попытку индивида, осознающего свои слабости, перенести качества сильных личностей на себя. Однако выбрать объект для подражания можно только при наличии определенной схожести (например, я воспитатель — и она воспитатель) и наличия у другого человека тех сильных сторон и качеств, которые субъект хотел бы развить (например, она легко находит общий язык с любым ребенком и разрешает конфликты — я этого не умею). Процесс «настройки» своей личности на партнера имеет четкую структуру:
- Эмоциональная связь, «примерка» ощущений другого человека на себя.
- Восприятие другого как продолжения своей личности, перенос себя в его мир, усвоение его поведения и мотивов, принятие его духовных ценностей и жизненных ориентиров (интроективная идентификация).
- Ставить себя на место другого человека, придавать ему черты своего характера, желаний и чувств (проективная идентификация).
Первичная идентификация, вероятно, формируется в младенчестве, когда ребенку еще предстоит научиться отличать свою идентичность от идентичностей окружающих. Малыш не осознает разницу между «я» и внешним миром. В возрасте 8 месяцев, увидев свое отражение в зеркале, он начинает понимать, что оно связано с ним: повторяет свои действия, жесты и мимику. Ребенок проявляет интерес к своему отражению, наблюдает и играет с ним. Это свидетельствует о том, что он начинает узнавать себя. Малыш способен связывать разрозненные ощущения своего тела (вот руки, пальцы, ноги, а вот нос) в единое целое. Примерно с 2 лет дети начинают вести себя перед зеркалом как взрослые. До 3 лет они говорят о себе в третьем лице («Аню на ручки взять»), так как не осознают себя как отдельную личность. Это также усиливается тем, что родители в общении с детьми часто говорят о себе в третьем лице («Не кусайся, маме больно»). Дети подражают им. Говорить о себе «я» они начинают примерно после 3 лет.
Во время раннего детствапроисходит вторичная идентификация, когда малыш стремится повторять поведение значимых для него людей. Ребенок уже осознает, что эти люди существуют отдельно от него. Эмоциональная связь служит основой для идентификации. Вторичная идентификация является защитным механизмом, помогающим развить понимание, необходимое для конструктивного общения. Стремясь быть похожим на родителя, малыш действует интуитивно, чутко улавливая настроение взрослого. Если мать замечает, что ребенок постоянно в плохом настроении, ей стоит пересмотреть свое поведение и стараться не находиться в мрачном расположении духа. В противном случае эти качества могут закрепиться в психике ребенка, формируя его характер. Идентификация с родителями своего пола является нормальным этапом развития личности.
Ситуативная идентификация ярко проявляется в детских ролевых играх (дочки-матери, врач, магазин). Ребенок интуитивно уподобляет себя значимому взрослому (родителю или старшему ребенку своего пола), с которым он эмоционально связан и воспринимает как образец. В новой ситуации ребенок будет действовать так же, как и взрослый, с которым он себя отождествляет, поскольку вне зависимости от возраста в незнакомой обстановке человек склонен действовать привычным образом. В детстве формируется гендерная идентификация, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой (в дальнейшем — мужчиной или женщиной) и строит свое поведение в соответствии с существующими в обществе гендерными стереотипами.
Коллективная (групповая) идентификация возникает в процессе общения и проявляется как отождествление себя с социальной группой или общностью. Размер группы не имеет значения. Ребенок или взрослый воспринимает цели и правила группы как свои собственные и значимые. При этом может произойти отказ от ранее принятых ценностей, вплоть до изменения представлений о добре и зле и других философских и нормативных категорий. Руководители крупных компаний формируют корпоративное мышление и поведение, основываясь на коллективной идентификации. Все сотрудники действуют в интересах компании, обеспечивая высокий уровень деловой этики и эффективную деятельность организации, способствуя финансовой стабильности и прибыльности. Важную роль играет использование корпоративной атрибутики (униформа для сотрудников, гимн, символика компании).
Человек может уподобляться только тем, кто обладает схожими качествами. Попав в общество людей, занимающихся силовыми тренировками, человек начинает заниматься спортом, если это соответствует его представлениям о красивом теле: он осознает себя частью этой группы. Поняв, что некоторые участники клуба полностью отказываются от алкоголя, рано или поздно он может попробовать такой стиль жизни. Если отказ от алкоголя не совпадает с его привычками и он не представляет свою жизнь без любимых напитков, он не будет от них отказываться. Личность в социальной группе претерпевает изменения, но в норме остается индивидуальностью. В тоталитарном обществе коллективизация личности приводит к утрате индивидуальности и превращению в «винтик», подчиняющийся коллективу. Чем демократичнее общество, тем больше ценится индивидуальная личность.
Политическая идентификация является частным случаем коллективной идентификации. Индивид отождествляет свои установки и ценности с программой какого-либо политического лидера, партии или идеологического течения.
Люди живут в определенной культуре, поэтому не могут не ощущать связи с ней. Это касается этнической идентификации. С детства у человека формируются знания о традициях и обычаях, особенностях менталитета своего народа. Здесь присутствует множество стереотипов (например, русские — хмурые и неприветливые; все шотландцы носят юбки; американцы едят только гамбургеры и картошку фри), в соответствии с которыми человек может действовать или противостоять им.
У каждого нормального человека есть потребность в том, чтобы его ценности и убеждения признавались обществом, а иногда ему требуется поддержка единомышленников в неблагоприятных обстоятельствах. Однако не всегда идентификация с той или иной социальной группой одобряется обществом, особенно в подростковом возрасте. В этом случае возможны следующие стратегии поведения:
- Пассивное принятие себя «плохим», попытка остаться незаметным, уход в тень. Человек не стремится изменить свое положение.
- Агрессивное сопротивление, когда индивид идентифицирует себя с «борцом за идеалы»: его поведение активно, он демонстрирует протест и пренебрежение к критике. При крайних проявлениях протеста он акцентирует и культивирует те черты, которые общество считает негативными.
- Ассимиляция — стремление выйти из негативного образа, попытки соответствовать общепринятым представлениям. Этот путь сопровождается внутренним и внешним конфликтом, так как человек предает общество, к которому принадлежал.
- Компромиссное решение. Человек критически относится как к ценностям своего сообщества, так и к принятой системе взглядов. Он может соглашаться с некоторыми установками своего сообщества и отвергать другие.
Идентификация личности в психологии — это сложный и многогранный процесс, который вызывает множество обсуждений среди специалистов и широкой аудитории. Многие исследователи подчеркивают, что идентификация формируется под влиянием социальных, культурных и личных факторов. Люди часто говорят о том, как важна идентификация для формирования самооценки и понимания своего места в обществе.
Некоторые отмечают, что в современном мире, где границы между культурами стираются, идентификация становится еще более сложной. Социальные сети и глобализация влияют на восприятие себя, создавая новые возможности для самовыражения, но одновременно и вызывая внутренние конфликты.
Многие считают, что процесс идентификации не заканчивается на определенном этапе жизни, а продолжается на протяжении всего существования, что делает его динамичным и изменчивым. В конечном итоге, идентификация личности — это не только вопрос психологии, но и философии, социологии и культурологии, что подчеркивает её многослойность и важность в понимании человеческой природы.
| Аспект идентификации | Описание | Примеры проявлений |
|---|---|---|
| Самоидентификация | Процесс осознания и определения человеком своей уникальности, принадлежности к определенным группам, ценностям и убеждениям. | “Я – студент”, “Я – творческая личность”, “Я – сторонник здорового образа жизни”. |
| Социальная идентификация | Осознание человеком своей принадлежности к определенным социальным группам и принятие их норм, ценностей и ролей. | “Мы – фанаты этой футбольной команды”, “Я – член этой семьи”, “Мы – коллеги по работе”. |
| Гендерная идентификация | Внутреннее ощущение человеком своей принадлежности к определенному гендеру (мужчине, женщине, небинарному гендеру) независимо от биологического пола. | “Я чувствую себя женщиной”, “Я идентифицирую себя как небинарная личность”, “Я мужчина”. |
| Этническая/Национальная идентификация | Осознание своей принадлежности к определенной этнической группе или нации, разделение их культуры, языка, традиций. | “Я русский”, “Я казах”, “Я американец”, “Я принадлежу к народу саха”. |
| Профессиональная идентификация | Осознание себя как представителя определенной профессии, принятие ее ценностей, норм и ролей. | “Я – врач”, “Я – учитель”, “Я – инженер”, “Я – художник”. |
| Кризис идентичности | Состояние неопределенности и замешательства, когда человек испытывает трудности с определением своей личности, ценностей и места в мире. | Подростковый возраст, смена профессии, переезд в другую страну, потеря близкого человека. |
| Идентификация с другими | Процесс принятия черт, качеств, поведения или ценностей другого человека или группы, часто неосознанно. | Ребенок подражает родителям, фанат копирует стиль своего кумира, сотрудник перенимает манеру общения начальника. |
| Деидентификация | Процесс отказа от ранее принятых идентификаций, отстранение от определенных ролей, групп или убеждений. | Отказ от родительских установок, выход из секты, смена политических взглядов. |
3 Положительные и негативные стороны
Адаптивный процесс идентификации играет важную роль в социализации. Стремление усвоить социальные нормы, подражать значимым людям или группам является естественным. Этот процесс начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни, постепенно осознаваясь и принимая более контролируемые формы. Идентификация создает чувство эмпатии и единства с другими людьми или группами, основанное на глубокой эмоциональной связи. Человек способен «встать на место другого», погрузиться в его обстоятельства, что способствует взаимопониманию и эффективному взаимодействию.
В разные возрастные периоды одна и та же форма идентификации может как способствовать социализации, так и препятствовать ей. Например, если школьник общается с сильной и агрессивной компанией, это может повысить его популярность и статус среди сверстников. Однако во взрослом возрасте принадлежность к такой группе будет восприниматься обществом как негативный аспект. Недостаточно сформированная социальная идентификация может негативно сказаться на психологическом здоровье человека.
Одним из отрицательных аспектов идентификации является восприятие другого человека как продолжения себя. Это явление часто наблюдается у влюбленных пар или родителей, которые не отделяют своих детей от себя. Не воспринимая ребенка как самостоятельную личность, родитель может ощущать себя частью его юности и приписывать себе его достижения. Часто на детей проецируются нереализованные желания и амбиции родителей. Например, если мать не стала профессиональной фигуристкой, она может настойчиво стремиться к тому, чтобы ее дочь занималась этим видом спорта. Когда подросток отказывается следовать намеченному пути, это может привести к недопониманию, обидам и конфликтам.
Важно помнить, что каждая личность обладает уникальностью и не является просто сочетанием чужих качеств и моделей поведения. Личностная идентификация играет ключевую роль в развитии человека, формируя его долгосрочные жизненные установки и основные цели, а также мотивируя его поведение. Неправильно считать, что действия человека определяются исключительно влиянием общества, родительскими установками или любимыми книгами.

Вопрос-ответ
Что такое идентификация личности в психологии?
Идентификация личности в психологии — это процесс, в ходе которого индивид осознает и принимает определенные характеристики, роли или ценности, которые он считает важными для своего самоопределения. Это может включать в себя принятие моделей поведения, убеждений и норм, которые исходят от значимых других, таких как родители, друзья или культурные группы.

Какие факторы влияют на процесс идентификации личности?
Процесс идентификации личности может зависеть от множества факторов, включая социальное окружение, культурные традиции, личный опыт и возраст. Важную роль играют также эмоциональные связи с другими людьми, а также уровень самосознания и самооценки индивида.
Как идентификация личности влияет на поведение человека?
Идентификация личности может существенно влиять на поведение человека, так как она формирует его самоощущение и восприятие окружающего мира. Люди, которые идентифицируют себя с определенной группой или идеей, могут принимать решения и действовать в соответствии с нормами и ожиданиями этой группы, что может как положительно, так и отрицательно сказываться на их жизни.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные теории идентификации личности, такие как психоаналитическая, гуманистическая и когнитивная. Понимание различных подходов поможет вам лучше осознать, как формируется личность и какие факторы на это влияют.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на влияние социальных факторов на идентификацию личности. Семья, друзья и культурные нормы играют важную роль в формировании вашего “я”, поэтому важно анализировать, как эти элементы влияют на ваше восприятие себя.
СОВЕТ №3
Практикуйте саморефлексию. Регулярно задавайте себе вопросы о своих ценностях, убеждениях и целях. Это поможет вам лучше понять свою идентичность и осознать, как она может меняться с течением времени.
СОВЕТ №4
Не бойтесь обращаться за помощью к психологу или консультанту. Профессиональная поддержка может помочь вам разобраться в сложных аспектах вашей идентичности и предложить стратегии для ее развития.