ПЕШЕ-СТРЕЛЕЦКАЯ Д.91

МИНСКАЯ Д.83

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы среди молодежи

1 Определение делинквентности в психологии

Слово “делинквентный” происходит от латинского термина delictum, что означает “проступок”, и английского слова delinquency, переводящегося как “правонарушение”. Такое поведение человека нарушает этические, моральные и правовые нормы, причиняя значительный вред как отдельной личности, так и обществу в целом, и представляет собой отклонение от общепринятых социальных стандартов.

Правонарушение можно охарактеризовать как стремление индивида удовлетворить свои интересы или эмоции незаконным образом. Основные факторы, способствующие совершению правонарушений или преступлений, включают:

  • низкий уровень жизни населения;
  • моральный кризис;
  • недостаточная правовая культура граждан;
  • проблемы с алкоголизмом и наркоманией;
  • несовершенство законодательства;
  • неэффективная работа правоохранительных органов.

Существует также другой тип поведения, называемый девиантным (от латинского deviatio – “отклонение”). Оно проявляется в действиях, направленных в первую очередь против самого человека, не причиняя значительного вреда окружающим. Девиантное поведение может включать злоупотребление алкоголем, курение, а также несоблюдение моральных норм и правил поведения в общественных местах. В отличие от девиантного, делинквентное поведение имеет криминальный характер. Такие люди становятся субъектами преступлений и совершают действия, которые подлежат расследованию и судебному разбирательству.

Изучением делинквентного поведения занимаются социология, психология, педагогика и криминалистика. Каждая из этих дисциплин разрабатывает свои методы коррекции антисоциальных поступков, учитывая индивидуальные особенности, которые формируются под влиянием воспитания в семье, общества и жизненных обстоятельств.

Врачи отмечают, что делинквентное поведение у подростков часто связано с комплексом факторов, включая социальные, психологические и биологические аспекты. Низкий уровень семейной поддержки, неблагоприятная социальная среда и наличие психических расстройств могут способствовать формированию агрессивных и антисоциальных моделей поведения. Психологи подчеркивают важность ранней диагностики и вмешательства, чтобы предотвратить дальнейшее развитие проблем.

Для решения данной проблемы необходимо комплексное подход, включающее работу с семьями, образовательные программы и психотерапию. Врачи рекомендуют развивать навыки эмоционального интеллекта у подростков, а также вовлекать их в позитивные социальные активности. Таким образом, можно не только снизить уровень делинквентного поведения, но и помочь молодым людям найти свое место в обществе.

Причины девиантного поведения детей и пути решения проблемыПричины девиантного поведения детей и пути решения проблемы

2 Причины формирования

Причины возникновения делинквентного поведения у людей разных возрастных групп могут быть как объективными, так и субъективными.

К объективным причинам относятся обстоятельства, не зависящие от личности: резкие изменения в обществе, когда все население сталкивается с кризисными явлениями в различных сферах жизни. В такие исторические моменты происходит обесценивание социокультурного пространства, в результате чего старые моральные нормы и представления о сосуществовании теряют свою актуальность, а новые еще не успели сформироваться и могут противоречить прежним. Это приводит к усилению конфликта между поколениями, изменению взглядов на допустимость различных способов достижения личного благосостояния и росту стремления к получению все более экстравагантных удовольствий.

Субъективные причины отклоняющегося поведения связаны с особенностями индивидуального сознания, когда личность не обладает нравственными ориентирами для противостояния внешним асоциальным влияниям — понятием совести, чести, а также представлением о том, что является хорошим или плохим поступком. Высокий процент делинквентов среди выпускников детских домов и интернатов объясняется тем, что они попадают в общество, о реальных условиях жизни в котором имеют лишь теоретические представления. Часто они становятся частью криминальных групп, пытаясь решить свои проблемы незаконными методами или отомстить тем, кто виновен в их трудностях.

К подобным действиям прибегают и люди с психическими расстройствами или отклонениями в умственном развитии, так как они легко поддаются манипуляциям, угрозам или уговорам совершить преступление. Такие личности не осознают противоправный характер своих действий и стремятся к обещанным вознаграждениям. Делинквентное поведение детей и подростков может быть следствием дисгармонии в семейных отношениях, когда в асоциальных семьях отсутствует или искажается информация о морали и нравственности.

Характер преступности среди несовершеннолетних определяется психологическими и педагогическими ошибками в их воспитании как в семье, так и в образовательных учреждениях. Эти ошибки негативно влияют на формирование самооценки, социального самочувствия и самовыражения. Даже в благополучных семьях может наблюдаться недостаток знаний о том, как противостоять негативному влиянию окружающей среды на ребенка. Чрезмерная свобода, отсутствие контроля со стороны взрослых, нестабильность психики в подростковом возрасте, стремление проявить себя и утвердиться в кругу сверстников, неумение предвидеть последствия своих действий, а также желание испытать “взрослую жизнь” и получить острые ощущения могут толкать детей на необдуманные поступки. В подростковой среде часто встречаются игромания, занятия проституцией, употребление алкоголя и участие в распространении наркотиков и порнографии.

Намеренная изоляция ребенка от сверстников и внешнего мира может привести к проблемному поведению, когда он начинает уходить из дома, экспериментировать с психотропными веществами и алкоголем, а также присоединяться к криминальным группам. Такие дети не обладают навыками противостояния негативному влиянию со стороны делинквентов и легко поддаются манипуляциям, стремясь к противоправной жизни.

Причины девиаций у взрослых часто связаны с желанием удовлетворить свои материальные или эмоциональные потребности незаконными способами. Поводы для нарушения закона могут варьироваться от низкого уровня морали (например, создание притонов) до трагических обстоятельств. Например, нищета может заставить законопослушного человека пойти на воровство или грабеж, если он не находит других способов обеспечить лечение своего ребенка.

Алкоголизм и наркомания представляют собой серьезные социальные проблемы, так как они приводят к психической и физической деградации личности, сопровождающейся агрессивностью, озлобленностью и растормаживанием низменных инстинктов. Состояние опьянения может подтолкнуть человека к совершению немотивированных уголовных действий против окружающих.

Среди других факторов, способствующих делинквентному поведению взрослых, социологи выделяют низкий уровень правовой культуры населения, а также несовершенство законодательной и правоохранительной систем.

Причины делинквентного поведения Пути решения проблемы Уровень воздействия
Социально-экономические факторы:
Бедность, безработица Создание рабочих мест, социальные программы поддержки Макроуровень (государство, общество)
Неблагоприятные жилищные условия Улучшение жилищных условий, развитие инфраструктуры Макроуровень, мезоуровень (муниципалитет)
Социальное неравенство Снижение социального расслоения, обеспечение равных возможностей Макроуровень
Семейные факторы:
Неполные семьи, дисфункциональные семьи Поддержка семей, развитие семейных консультаций, программ для родителей Мезоуровень, микроуровень (семья)
Отсутствие родительского контроля, насилие в семье Обучение родителей, работа с агрессорами, защита детей Микроуровень, мезоуровень (социальные службы)
Недостаток внимания и любви Развитие программ наставничества, психологическая помощь детям Микроуровень
Психологические факторы:
Низкая самооценка, неуверенность в себе Психологическая коррекция, развитие навыков саморегуляции Микроуровень (индивид)
Агрессивность, импульсивность Тренинги по управлению гневом, развитие эмпатии Микроуровень
Психические расстройства Диагностика и лечение психических заболеваний Микроуровень (медицинские учреждения)
Образовательные факторы:
Низкая успеваемость, проблемы в школе Индивидуальный подход к обучению, дополнительные занятия, репетиторство Микроуровень, мезоуровень (школа)
Отсутствие интереса к учебе Развитие мотивации, профориентация, внеклассные мероприятия Микроуровень, мезоуровень
Буллинг, конфликты со сверстниками Программы по борьбе с буллингом, медиация конфликтов Микроуровень, мезоуровень
Влияние окружения:
Плохая компания, влияние криминальных групп Профилактическая работа с группами риска, альтернативные досуговые программы Мезоуровень, микроуровень
Доступность наркотиков и алкоголя Ужесточение контроля за оборотом, профилактика зависимостей Макроуровень, мезоуровень
Негативное влияние СМИ, интернета Медиаграмотность, развитие критического мышления Макроуровень, мезоуровень
Индивидуальные особенности:
Возрастные кризисы Психологическая поддержка в период кризисов Микроуровень
Отсутствие жизненных целей и перспектив Профориентация, развитие навыков планирования будущего Микроуровень
Недостаток социальных навыков Тренинги по развитию коммуникативных навыков, социализации Микроуровень

3 Виды делинквентного поведения

Административные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и под воздействием обстоятельств. Они влекут за собой различные меры наказания, такие как штрафы, предупреждения или общественные работы. Наиболее распространенные виды правонарушений включают:

  • нарушение правил дорожного движения;
  • использование ненормативной лексики, оскорбления граждан, домогательства;
  • распитие алкогольных напитков в общественных местах, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя;
  • занятия проституцией, распространение порнографических материалов;
  • бродяжничество и попрошайничество.

Дисциплинарный проступок представляет собой невыполнение работником своих трудовых обязанностей:

  1. Опоздание или преждевременный уход с рабочего места.
  2. Прогул.
  3. Нарушение внутренних правил организации.
  4. Игнорирование условий охраны труда.
  5. Употребление алкоголя в рабочее время или появление на работе в состоянии опьянения.
  6. Халатное отношение к служебным обязанностям, что приводит к негативным последствиям для коллег или руководства.

За дисциплинарные проступки предусмотрены различные меры наказания, включая замечания, выговоры (устные или письменные), лишение премий, понижение в должности или увольнение.

Преступление является наиболее серьезным видом деликтного поведения. Примеры уголовно наказуемых деяний разнообразны: терроризм, убийства, кражи, вандализм, распространение наркотиков, изнасилование, мошенничество, побои и другие. Согласно статье 20 Уголовного Кодекса РФ, уголовная ответственность может наступить уже с 14 лет за такие деяния, как убийство, теракт, кража, вымогательство, хулиганство с тяжкими последствиями, угон автомобиля и прочие.

Делинквентное поведение вызывает множество обсуждений среди специалистов и общества в целом. Многие считают, что основными причинами такого поведения являются социальные факторы, такие как бедность, отсутствие поддержки со стороны семьи и негативное влияние окружения. Психологические аспекты, включая низкую самооценку и эмоциональные проблемы, также играют важную роль.

В качестве путей решения проблемы предлагаются различные подходы. Одним из них является ранняя профилактика, которая включает в себя программы по обучению родителей и поддержку детей в трудных ситуациях. Также важным шагом является создание безопасной и поддерживающей среды в школах и сообществах. Психологическая помощь и реабилитационные программы для молодежи могут помочь изменить поведение и интегрировать их в общество. Обсуждение этой темы важно для формирования эффективных стратегий, способствующих снижению уровня делинквентности.

Психологи без галстуков. Трудные подростки. Девиантное поведение.Психологи без галстуков. Трудные подростки. Девиантное поведение.

4 Профилактика преступности среди детей и подростков

Проявления девиантного поведения у подростков требуют внимательного подхода со стороны психологов, социальных педагогов, воспитателей, учителей и родителей. Для разработки программы по профилактике делинквентности необходимо изучить следующие аспекты:

  • психическое и физическое здоровье подростка;
  • условия его жизни, воспитания и развития в семье, детском саду и школе, а также их соответствие возрастным нормам;
  • особенности поведения в различных жизненных ситуациях.

В ходе исследования важно выявить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на психологическое и социальное состояние ребенка, его личностные качества, потребности и уровень сформированности морально-этических представлений. При необходимости могут быть привлечены специалисты из правоохранительных органов, социальной службы и медицинские работники.

Основная цель такого исследования заключается в определении ключевых характеристик и выборе наиболее эффективных направлений и методов профилактической работы:

  • улучшение семейных отношений, устранение факторов, негативно влияющих на подростка (беседы с родственниками, консультации и консилиумы, помощь в организации быта);
  • психолого-педагогическая работа с социальной средой, в которой живет и учится подросток (снижение негативного влияния сверстников и взрослых, помощь в установлении положительных контактов, моральная поддержка, вовлечение в общественно полезную деятельность);
  • организация процесса самовоспитания подростка, развитие его активной позиции, совместный поиск внутренних ресурсов для преодоления недостатков и вредных привычек, пробуждение гуманистических чувств (психологические консультации, тренинги, нравственные упражнения, правовое просвещение, развитие познавательной активности и интересов).

Правильно организованная профилактическая работа должна привести к формированию у подростка оптимистичного взгляда на себя, осознанию собственных достоинств и недостатков, отказу от асоциального поведения, умению адекватно воспринимать свои и чужие поступки, потребности и возможности, а также к готовности обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях и стремлению быть полезным.

Эта работа основывается на доверии между всеми участниками, адекватной требовательности и уважении к личности подростка, а также правильном выборе методов воспитания.

Вопрос-ответ

Главная ошибка в общении с Эмпатом, которая ведет к разрыву навсегда (Анализ по Юнгу)Главная ошибка в общении с Эмпатом, которая ведет к разрыву навсегда (Анализ по Юнгу)

Каковы причины делинквентного поведения?

Факторами делинквентности являются алкоголизм, наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).

Какие условия способствуют формированию делинквентного поведения?

Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания), безнадзорность, многодетная и неполная семья, внутрисемейные конфликты, хронические конфликты со значимыми другими.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите причины делинквентного поведения. Понимание факторов, таких как социальное окружение, семейные проблемы или влияние сверстников, поможет вам лучше понять, как предотвратить подобные действия у молодежи.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте подросткам доступ к позитивным моделям поведения и ресурсам, таким как кружки по интересам, спортивные секции или волонтерские программы, которые помогут им развивать навыки и находить друзей.

СОВЕТ №3

Обсуждайте последствия. Проводите открытые беседы с подростками о последствиях делинквентного поведения, включая юридические, социальные и эмоциональные аспекты. Это поможет им осознать важность выбора правильного пути.

СОВЕТ №4

Обратитесь за профессиональной помощью. Если вы заметили признаки делинквентного поведения у подростка, не стесняйтесь обратиться к психологу или социальному работнику. Профессиональная поддержка может оказать значительное влияние на изменение поведения.

Ссылка на основную публикацию
Похожее